Корпоративное обучение в Украине: практика, проблемы и перспективы

25.09.2017
  565

Автор: Ирина Настыч

Ведение бизнеса в современной среде требует и от международных, и от украинских компаний готовности меняться и быстро реагировать на глобальные тренды и изменение локальных условий. Property Times разбирался, понимают ли украинские компании целесообразность инвестирования в обучение своего персонала и готовы ли перенимать международный опыт и вкладывать в деньги в образование.

Что тормозит развитие корпоративного обучения

Среди факторов, которые сдерживают развитие практики корпоративного обучения в Украине эксперты выделяют следующие:

- Отсутствие понимания важности обучения у руководства компании. Очень часто украинские компании сокращают свои программы обучения или вовсе от них отказываются. Причины разные – от непонимания целей и роли обучения до отсутствия навыков подбора обучающих программ.

- Неготовность к дополнительным расходам. Обучение персонала – это всегда долгосрочные инвестиции, а многие руководители предпочитают получать результат в краткосрочной перспективе.

- Низкий уровень образовательных программ в нашей стране. Образование, которое можно получить в Украине, не системно и часто узко сегментировано.

«Мы ощущаем значительный дефицит качественного предложения корпоративных тренингов в нашей сфере. В процессе подготовки к тренингу по продажам мы столкнулись со сложностями в подборе эксперта, который бы соответствовал нашему запросу. Большинство именитых украинских тренеров специализируются на рынке B2С, а поскольку наша компания работает в сегменте B2В услуг, мы вынуждены были расширить географию поиска и пригласить известного международного тренера», – объясняет заместитель управляющего директора Cushman & Wakefield в Украине (ранее DTZ) Яна Литвинчук.

Опыт международных компаний

Обучения персонала международных компаний предусмотрено корпоративными стандартами. Вопрос о необходимости инвестиций у них не стоит, есть возможность применять корпоративные методики, разработанные для всех филиалов и представительств. Наиболее эффективны обучающие программы, в которых задействованы сотрудники из разных стран. «Корпоративные тренинги в значительной степени сосредоточены на опыте перекрестных продаж и показательных практических примеров – с тем, чтобы все офисы знали о последних тенденциях в отрасли и инициативах на разных рынках, которые, в случае необходимости, можно внедрить в Украине», – комментирует управляющий директор Cushman & Wakefield Ник Коттон.


У международных компаний есть возможность применять корпоративные методики, разработанные для всех филиалов и представительств

В мае этого года сотрудники Cushman & Wakefield в Украине посетили двухдневный CEE Retail Workshop, который состоялся в Будапеште. В венгерском офисе компании собрались консультанты, работающие в сфере торговой недвижимости в Центральной и Восточной Европе. «Программа мероприятия включала ряд вопросов, связанных с торговой недвижимостью, – от сдачи в аренду ТРЦ и помещений на high street до управления активами (asset management) и привлечения долгового финансирования и инвестиций, – рассказывает руководитель департамента аналитики и консалтинга по вопросам девелопмента Cushman & Wakefield в Украине Марта Костюк. – Мы получили интересную профессиональную информацию о специфике оперирования ключевых игроков на рынках торговой недвижимости в Европе, известных объектах торговой недвижимости в Будапеште и о международных возможностях нашей компании для решения задач клиентов».

CBRE в Украине проводит внутреннее корпоративное обучение для своих сотрудников по всем бизнес направлениям. «Наши специалисты проходят формальное обучение на курсах и тренингах по специальности, получая необходимые сертификаты подтверждения навыков. Что касается неформального корпоративного обучения, наши сотрудники посещают Best Practice Groups по оценке, консалтингу, аналитике, обмениваются передовым опытом в профессии и идеями для дальнейшего развития с коллегами из других офисов CBRE. Департамент Global Workplace Solution посещает воркшопы в европейских офисах, проходя обучение наилучшим бизнес-практикам и техническим подходам в управлении недвижимостью. Кроме того, в CBRE Ukraine мы используем cross-education между департаментами для обмена знаниями внутри компании», – делится опытом руководитель направления аналитики CBRE Ukraine Кира Пругло.

Как обучают сотрудников украинские компании

Чтобы удержать позиции на рынке и оставаться конкурентоспособными, украинский бизнес вынужден наследовать опыт международных компаний.  По словам Киры Пругло, система корпоративного обучения сотрудников чаще хорошо выстроена в крупных украинских компаниях, в то время как в небольших компаниях корпоративное обучение присутствует в форме единичных тренингов и обучающих мероприятий. «Безусловно, уровень развития корпоративного обучения сотрудников зависит от бюджета компании», – подчеркивает Кира Пругло.

Обучение сотрудников украинских компаний обычно проходит в формате тренингов, семинаров, тим-билдингов, участия в форумах или конференциях. В Arricano к обучению сотрудников подошли более комплексно – в компании используют разные виды обучения: кросс-функциональное, при котором сотрудник одного департамента проводит тренинг для специалиста или группы людей из другого департамента; групповое обучение для менеджмента и топ-менеджмента; групповое обучение для сотрудников в рамках одного департамента; индивидуальное обучение сотрудников (участие в программах, организованных аутсорсинговыми компаниями). При этом, по словам HR-менеджера Arricano Виктории Шевчук, бюджет компании на корпоративное обучение в 2017 году вырос более чем на 50% по сравнению с предыдущим годом.

Главный принцип корпоративного обучения – системность: разовые программы не дают нужного результаты, персонал должен находиться в состоянии перманентного обучения.

Цели и перспективы

Глобальная цель программ корпоративного обучения – конкурентоспособность и лидерство на рынке.

«Обучение показывает часто прямую зависимость «полученные знания – достигнутый результат», – комментирует директор по маркетингу Arricano Наталья Дмитренко. – Отсюда и рождение образовательного партнерского проекта для персонала арендаторов наших объектов - B2B Upgrade by Arricano. Обучение персонала магазинов и других заведений торговых центров, которые находятся в управлении команды Arricano, помогает создать общую атмосферу в ТРЦ, повысить продажи в конкретных магазинах и, что важно, обратить внимание наших партнеров на проблему развития персонала и обучения технике продаж».

Компании, не желающие вкладывать в обучение своих сотрудников, имеют слабые шансы на выживание в мире бизнеса. Тем не менее, такие факторы, как время и ресурсы, доказательства доходности инвестиций в обучение и бюджетные ограничения все еще сдерживают активное внедрение программ корпоративного обучения в украинских компаниях.

В CBRE Ukraine рассказывают, что сегодня корпоративное обучение постепенно отходит от традиционных Learning Management Systems (LMS). «Большие компании пытаются раскрыть талант своих сотрудников, дабы получить конкурентное преимущество на рынке, где люди – главная ценность», – поясняет Кира Пругло.

Исходя из этой тенденции, эксперт выделяет такие направления в корпоративном обучении:

1. MOOCs (Massive Open Online Courses) – онлайн-курсы от топовых университетов и корпораций, доступные онлайн (Coursera, EdX, Udemy, Harvard Open Courses). Число студентов, записавшихся на курсы растет ежегодно, и в 2016 превысило ожидаемое число на 17 млн. подписчиков;
2. App-based & mobile-based learning – обучение на основе мобильных приложений в режиме онлайн и оффлайн, в связи с современной потребностью учиться в любом месте и в любое время;
3. Micro learning – обработка маленьких объемов нужной информации, которая более эффективно усваивается;
4. Интерактивное обучение через видео;
5. Gamification – обучение через игру, которое дает сотрудникам более практические знания и также сопровождается интерактивным опытом;
6. Виртуальная и дополненная реальность – большинство сотрудников считают, что виртуальная реальность серьезно поможет для повышения квалификации.

«Кто захочет развиваться, будет учиться, ведь иначе – не выйдет успевать за стремительным развитием технологий. Уметь находить выходы, уметь делать выбор, уметь коммуницировать, иметь компетенции, соответствующие этапу развития компании, отрасли, страны, быть готовым к сотрудничеству и сотворчеству можно научиться. Очень важно вкладывать в совершенствование персонала компании, ведь от этого зависит успех бизнеса», – резюмирует CEO Arricano Михаил Меркулов.


Читать другие статьи

06.12.2017
Эпоха сайтов в ритейле уступает место эре соцсетей и мобильных приложений
подробнее
24.07.2017
Эксперты рынка офисной недвижимости рассказали Property Times, какие тенденции отмечаются в этом сегменте, и с какими результатами для него завершилась первая п...
подробнее