Будущее ритейла: какой будет индустрия к 2030 году
На международной выставке торговой недвижимости MAPIC 2017 консалтинговая компания CBRE представила аналитический отчет «Будущее ритейла 2030», в котором представлены 40 «футуристических» идей об изменении рынка розничной торговли в связи с изменениями в образе жизни, урбанистической среде и других трендах, влияющих на отрасль. Property Times публикует первые 8 идей, которые были изучены в ходе выставки.
Сила прогнозирования
Ритейлеры уже более десятилетия используют компьютерные алгоритмы для прогнозирования спроса и ценообразования. Big Data и инструменты аналитики позволяют лучше понимать покупателя. А покупатели, в свою очередь, ожидают, что ритейлеры смогут предугадать их желания. В будущем решения в ритейле будут приниматься на основе автоматического прогнозирования.
Big Data и инструменты аналитики позволяют лучше понимать покупателя
По прогнозам авторов отчета, большая часть товаров первой необходимости будет заказываться и доставляться без посещения магазинов и ТРЦ. Наиболее успешными будут ретейлеры, способные проанализировать информацию о потребителях. Те, в свою очередь, будут воспринимать ТРЦ как социальный опыт и досуг. В сфере логистики прогнозы относительно поведения покупателей будут использоваться для усовершенствования операционного процесса.
Сокращение использования личного транспорта
Сегодня 95% времени машины находятся в неподвижном положении – людям нужен свободный доступ к авто, но нет необходимости во владении им. Власти многих городов стремятся очистить центр от автомобилей и уменьшить траффик. В то же время, крупные технологические компании активно инвестируют в развитие технологий самоуправляющих машин, заметно совершенствуется использование автономных функций автомобилей, таких как самостоятельная парковка, определение расстояния и торможение.
Постоянно совершенствуется использование автономных функций автомобилей
Аналитики прогнозируют, что в ближайшем будущем автопарки будут владеть и использовать самоуправляющиеся машины, которые будут доступны в любое время в больших городах. Больше времени потребуется, чтобы этот тренд проник в маленькие города и развивающиеся рынки. Кроме того, будут приняты законы о создании маршрутов только для самоуправляющихся машин.
Уникальный потребительский опыт
Микрорайоны и хабы будут строиться таким образом, чтобы обеспечить людей всем необходимым для их повседневной жизни – жильем, работой и возможностями для шопинга. Торговые, жилые и офисные пространства будут в значительно степени пересекаться. Использование аналитики и прогнозирования позволит стейкхолдерам розничной торговли формировать индивидуальное предложение, ориентированное на запросы потребителя. Покупатели станут еще больше требовать индивидуального подхода.
По данным отчета, ключевое значение приобретет способность понять среду обитания потребителя и попасть в нее. При этом акцент сместится на нишевые центры, позволяющие генерировать больший объем доходов при меньшем количестве целевой аудитории. Успешными будут бренды, способные спрогнозировать, какой покупатель к ним придет, и соответствующе отреагировать.
Можно будет купить что угодно и где угодно
Благодаря смартфонам покупатели могут совершать покупки, где бы они не находились. Совершенствуются программы, позволяющие покупателям находить товары, похожие на те, которые они видели. Бренды экспериментируют с различными каналами, чтобы убедиться, что они удовлетворяют потребности каждого покупателя. Уже сегодня онлайн-покупки доступны 24 часа в сутки, удовлетворяя потребность постоянного доступа ко всем группам товаров.
В скором будущем технологические достижения позволят покупать любой продукт, просто нажав на его фото. Доступными для покупки станут даже личные фото, размещенные онлайн и в социальных медиа. Скрытая реклама будет размещаться повсеместно, во всех возможных медиа – от социальных сетей до ТВ, кино и журналов.
Магазины станут шоу-румами и местами для знакомства с брендами
Растет важность образования и познания. Для знакомства покупателей с брендами все чаще используют флагманские магазины на главных торговых улицах – получение прибыли для таких магазинов не является ключевой задачей. С таким форматом уже экспериментируют Nordstrom, Media Markt и HoF. Покупатели стремятся понимать бренды и выбирают те из них, которые откликаются на это желание.
В ближайшем будущем все больше магазинов будут открываться как шоу-румы – это удовлетворяет запросы как потребителей, так и производителей и логистических компаний. Покупателям будет гарантирована возможность не только примерить вещь, но посмотреть все возможные цвета модели перед покупкой. Особенно важной будет возможность попробовать или протестировать покупки в магазине, а также скорость доставки нужного товара в магазин или покупателю домой. При этом персонал магазинов будет состоять из представителей бренда и экспертов по продукции.
Магазины не уйдут в онлайн
Физические магазины сегодня открывают даже те ритейлеры, которые специализируются на конкретном продукте. Количество таких магазинов растет в связи с их важностью для позиционирования бренда и привлечения покупателей – люди по-прежнему любят ходить в магазины. Наблюдения показывают, что онлайн-продажи возрастают в связи с открытием нового магазина и падают после его закрытия.
Авторы исследования прогнозируют, что физические розничные сети в скором будущем будут выкуплены мировыми онлайн-брендами. Увеличивать продажи в магазинах ритейлерам поможет анализ цифровых данных. При этом специализация на конкретном товаре останется только у нишевых брендов – остальным придется пересмотреть подходы к организации магазинов.
Автоматизация сервиса
Согласно прогнозам, промышленные роботы и программное обеспечение для них в ближайшее время упадут в цене на 20%, а их производительность будет повышаться на 5% ежегодно. Роботы работают быстрее человека, могут использовать возможности искусственного интеллекта для принятия более быстрых и точных решений. Контроль качества их работы легче обеспечить. Робототехника уже представлена в ретейле в виде роботов-поваров, экранов заказа и автоматического распознавателя голоса клиентской службы.
Робототехника уже представлена в ретейле
Дальнейшее использование роботов в ритейле будет зависеть от функций, необходимых для той или иной отрасли. Автоматизация обещает потребителям беспроблемное пребывание в магазине, возможность войти в него, купить товары и выйти без задержки у кассы для оплаты. Благодаря разработкам в сфере персонализации и взаимодействии с людьми, искусственный интеллект более эффективен для обслуживания клиентов. Дружественные роботы, воспроизводящие человеческую речь, могут обеспечить быстрое и комфортное обслуживание с меньшими затратами для компаний.
Тем не менее, многие производства с искусственным интеллектом будут нуждаться в человеческом сопровождении и присмотре.
Рост конкуренции за доходы потребителя
Считается, что человечество уже достигло пика материального потребления. Людей все больше интересует получение эмоций и впечатлений, и все меньше – владение. На обеды вне дома, концерты, мероприятия и другие виды деятельности, позволяющие себя хорошо чувствовать, тратится все больше времени и средств. Рост экономики общего пользования демонстрирует, что многие люди скорее заплатят за доступ, чем за владение.
В будущем люди будут выбирать между полезностью и роскошью, между краткосрочными или долгосрочными решениями – компромиссные решения востребованы не будут. Все больше площадей будут сдаваться в аренду по принципам экономики общего пользования. А ритейлерам придется ориентироваться на эмоции, чтобы их посетители вернулись.