Реализация концепции интегрированного развития городов в украинских Черновцах

30.10.2017
  251

Автор: Григорий Мельничук

ХХ век в полной мере можно назвать веком стремительного роста городов, который к концу 80-х зашел в тупик: оказалось, что нельзя бесконечно расширять магистрали и строить огромные спальные микрорайоны. Ответом на вызовы, вставшие перед городами, стал «интегрированный подход», разработанный в 1990-х при планировании проектов обновления неблагоприятных районов.

Сочетание экономического, социального, экологического и градостроительного контекстов вместе с полноправным сотрудничеством между городской администрацией, гражданским обществом и бизнесом – суть интегрированного планирования, которое является отражением принципов устойчивого развития, задекларированных как основа развития человечества в документе Agenda-XXI (Повестка дня XXI века), принятом ООН в 1993 году в Рио-де-Жанейро.

Урбанистической декларацией устойчивого развития стала Лейпцигская хартия устойчивого европейского города, принятая на неформальной встрече министров по вопросам городского развития и территориальной сплоченности 25 мая 2007 года.

Устойчивое развитие городов – альтернатива двум крайностям, неуправляемой эволюции и «революции сверху», без учета интересов горожан и городского бизнеса. Интегрированное планирование включило в себя все элементы городской среды: транспорт, структурное планирование, местную экономику, социальную инфраструктуру, окружающую среду.

Здесь нет таких простых решений как «заторы – давайте расширим дороги» или «дефицит жилья – давайте построим социальные дома». Лозунг интегрированного развития можно сформулировать как «На сложные вопросы – сложные ответы», основанные на данных и исследованиях. В итоге, некоторые проекты интегрированного развития не могут не восхищать своей продуманностью.

Украинский старт интегрированного планирования

Украина только включается в общеевропейский контекст интегрированного планирования городов, однако уже появляются проекты, основанные на данных, анализе, учете сильных и слабых сторон и интересов разных стейкхолдеров – принципах интегрированного развития.

Это кардинально отличается от принятых со времен плановой экономики генеральных планов, которые не так давно даже законодательно ограничили в изменениях – раз в 5 лет, ведь политика интегрированного городского развития представляет собой процесс с постоянной координацией в рамках среднесрочной стратегии. А городская администрация выступает уже не как власть, а как модератор общего процесса.

«Первыми ласточками» – городами, где появятся свои стратегии интегрированного развития – должны стать Винница, Житомир, Полтава и Черновцы, где уже второй год реализуется проект немецкой правительственной компании GIZ и муниципалитетов при поддержке правительств Германии и Швейцарии.

Будущие стратегии интегрированного развития – результаты многочисленных исследований и дискуссий городских чиновников и активистов, украинских и зарубежных архитекторов, урбанистов, экспертов, представителей бизнеса – появятся через несколько месяцев и пройдут еще несколько кругов обсуждений, чтобы быть принятыми местными советами. Пока же Property Times рассмотрел с точки зрения интегрированного развития возможности Черновцов и составил приблизительный план, как «собрать» город заново.

Забытая украинская Австрия и нынешняя микрогеография

Областной центр с 266 тысячами официального населения, расположенный на спускающейся с гор реке Прут, вырос как крупный город за прошлые полтора века, пережив два скачка урбанизации. Первый – в XIX-начале ХХ века, во времена Австро-Венгрии. Общая урбанизация с развитием промышленности и торговли, появлением железной дороги породила прекрасно сохранившиеся кварталы исторического центра города.

В историческом центре – уникальность Черновцов, ведь в итоге за достаточно короткий период (конец ХIХ-начало ХХ веков) был выстроен целостный архитектурный ансамбль в стиле венской сецессии. Немало выдающихся зданий проектировали австрийские, чешские, немецкие архитекторы. До сих пор в центре города практически нет новостроек, а здания после 1920-го года можно пересчитать по пальцам.

Наследие Черновцов – это и история о свободном городе на окраине империи, где вдали от столичной Вены находили пристанище многие знаменитые люди той эпохи. Кроме изысканной архитектуры, Черновцы славились своим благородством, выраженной в городских традициях. Говорят, когда-то здесь улицы подметали букетами роз, полицейские знали по четыре языка, а на ратуше до сих пор в полдень трубач играет знаменитую мелодию «Марічки».Открытка с изображением Черновцов начала ХХ века

Черновцы становятся все популярнее для туризма, однако пока преимущественно именно благодаря архитектуре и спокойной, размеренной романтической атмосфере тихого европейского старинного города. Именно с архитектуры и европейской романтики начиналась туристическая история Львова, однако там быстро смекнули, что можно приехать раз, два, посмотреть на одни и те же здания, но, чтобы люди приезжали еще и еще, город должен меняться. Так начали появляться тематические рестораны, публичные пространства, фестивали и многое другое.

Однако в Черновцах этим не особо занимаются – здесь живут другим. Второй активный приток населения города – уже советская послевоенная индустриализация. Появление огромных заводов требовало рабочих рук, на юге вдоль Главной улицы выросли кварталы панельных многоэтажек, появились и меньшие жилые районы промышленных предприятий, например, Гравитон.

В конце 1980-х годов в городе начала процветать стихийная торговля, и городские власти решили ввернуть ее в организованное русло, выделив для вещевого рынка непригодный для хозяйственной деятельности участок земли на другой стороне реки, сразу у нового моста. Рынок считался временным, однако со временем превратился в крупнейшего в городе плательщика налогов – сегодня Калиновский рынок дает работу тысячам жителей города. Это совсем другой мир, куда также организуют поездки, но это уже шопинг-туры за недорогой, но относительно качественной одеждой.

Аудитории этих двух смыслов города – туризма и рыночного шопинга – схожи, это украинский средний класс, который старается и немного сэкономить, но и выйти за пределы  собственных городов. Однако в реальной жизни эти аудитории почти не пересекаются. В Черновцы едут или «в старый город», или на рынок.

Заробитчане, которые возвращаются домой из Европы, пытаются развивать местную экономику – и использовать полученные «там» навыки. В городе немало пиццерий, где используют итальянские рецепты, а еще в Черновцах несколько производств свадебных платьев – также по европейским образцам. Впрочем, «раскручены» эти направления пока незначительно, и не так много тех, кто оправляется в Черновцы за пиццей или свадебным платьем.

Современный центр Черновцов

Сильные стороны города: с одной стороны – архитектурный ансамбль центра, благородная история, с другой – романтика, туризм, свадебная тематика, а с третьей – одежда, мода, пицца. Более чем достаточно «фишек» для развития, однако они мало пересекаются.

Новая история Черновцов: «украинский Париж»

Суть интегрированного развития – синергия уже имеющихся ресурсов и сильных сторон города, когда несколько разносторонних направлений и проектов, интегрированных между собой, усиливают друг друга.

«Украинский Париж» – так часто говорят о Черновцах, и, кажется, город действительно перекликается с французской столицей. Но как это наполнить практическим смыслом, реализовать в городской инфраструктуре и планировании?

Черновцы называют украинским Парижем

Попробуем проговорить это как «новую историю города».

Черновцы – это изысканный «город любви», воплощенный в архитектуре и одежде, как продолжение истории «золотых времен» в современности.

Черновцы – это город, куда отправляются влюбленные в свою первую совместную поездку, и где каждый элемент городского пространства помогает строиться новым отношениям.

Черновцы – это город моды и красоты, стиля и шопинга, где европейский вкус передается посетителям одного из крупнейших торговых кластеров страны.

Черновцы – это город толерантности и благородства, унаследованных со времен расцвета в конце XIX – начале ХХ века и пронесенных через историю до сих пор.

Город, где воплощена мечта о красивой, романтической и модной Европе.

Модный город любви.

Интегрированная городская стратегия: как «собрать» город заново

Для успешного развития экономики необходимо совместить оба повода посетить Черновцы. Туристы, отправившиеся сюда в поисках романтических историй и архитектурной изысканности, должны получить возможность совместить это с шопингом, – приобрести не просто сувениры, а качественные и полезные модные вещи, которые будут приносить приятные эмоции и сохранять воспоминания.

Благодаря особой атмосфере города и городским мероприятиям в сфере моды посетители, которые отправились в Черновцы сугубо за покупками, должны получить возможность качественного выбора и сочетания шопинга с отдыхом. Приобретенные в Черновцах вещи станут не только украшением гардероба, но и будут напоминать о лучших романтических моментах пребывания в «украинском Париже».

Готовый сценарий промо-ролика о городе – но как это реализовать в конкретных проектах?

От видения к проектам: как быстро устроить хорошо

Видение «украинского Парижа» может быть реализовано простыми, но яркими проектами, схожими с уже реализованными в Черновцах или других украинских городах. Первое – это «романтическая инфраструктура».

1. Туристический маршрут любви – по сути, городская туристическая навигация по романтическим местам. В Черновцах уже реализован интересный проект навигации – встроенные в мощение улиц таблички с QR-кодом «Ежик». Увы, не хватает стендов с пояснением этой системы. А если это окажется «Влюбленный ежик», умилению не будет предела.

Ежик – символ навигации в Черновцах

2. Места для влюбленных – устройство вдоль туристического маршрута небольших интересных элементов романтической тематики: скамейки, скульптуры, смотровые площадки и тому подобное. Важно, чтобы это были уединенные места, а надписи и другие элементы городской инфраструктуры могут «подсказывать», как себя вести влюбленным, чтобы развивать отношения.

3. Люди города – вдоль «маршрута про любовь» стоит расположить скульптуры-памятники известным историческим фигурам Черновцов, причем каждый из персонажей при этом «рассказывает» свою историю жизни  и историю любви.

Ничего не нужно придумывать – все есть в истории города. Антон Кохановский (какая  тематическая фамилия!) был мэром  26 лет, и именно при нем Черновцы пережили «золотые времена». Ольга Кобылянская – ее именем назвали пешеходную улицу – писательница, феминистка, любила, была любимой, но никогда так и не вышла замуж. Но именно на этой улице расположен городской ЗАГС.

Йозеф Главка – архитектор, автор проекта знаменитого комплекса Университета. Разработал проект в 29 лет, и, по легенде, в Чехии его ждала невеста, так что любовь вдохновляла его работать быстрее. Скульптуры должны быть выполнены в человеческий рост и быть ориентированными на фотографирование. Опять же – известная тема, но ее здесь так не хватает.

4. Дворики и интерьеры. Внутренние дворики в центре Черновцов – одна из особенностей города. Сейчас они в упадке, но так интересны для посещений! Важно совместить их восстановление после упадка и доступность для туристов. А еще обеспечить понятный доступ к сохранившимся историческим интерьерам в общественных зданиях. Они уникальны по своей красоте.

5. Ночной город – центральная часть Черновцов уже сейчас имеет хорошую ночную подсветку, но об этом мало кто знает. Ночная подсветка зданий вполне может считаться одной из «фишек» города – например, если устраивать 3D-шоу. Ничего нового – но уместно!

Ночные Черновцы

6. Парад невест – также из области must have. И здесь мы уже переходим от чисто туристическо-прогулочной истории к инфраструктуре шопинга. Проведение парада невест в Черновцах имеет двойную задачу – ведь это, помимо продвижения туризма, еще и это демонстрация продукции местных производителей свадебных платьев. Парад должен стать частью маршрута любви, продемонстрировав прелести Черновцов, с дефиле моделей на Центральной площади и финишировать у ЗАГСа на улице Ольги Кобылянской.

7. Музей моды – какая девушка или женщина откажется рассмотреть, в чем ходили красавицы времен Австро-Венгрии. Самое удивительное, что в краеведческом музее на той же улице Ольги Кобылянской, точно напротив ЗАГСа, уже есть коллекция одежды «тех» времен! Создание отдельного Музея моды, костюмированные мероприятия как в здании, так и на улице, фотосессии, прокат платьев «под старину» может стать еще одной туристической «фишкой».

8. Уличный показ мод – следующий шаг преобразования туриста в покупателя. Что на улице Ольги Кобылянской, что на Центральной площади, на существующей пешеходной аллее, можно проводить уличные показы мод – для подчеркивания статуса модного города, демонстрации продукции местных производителей и рыночных торговцев. Где-то здесь бы быть и скульптуре мэра Кохановского, и «одевать» его к каждому новому сезону.

9. Контейнерный рынок – также не новость даже для Украины. Калиновский рынок – контейнерный по своей сути, и применение современных принципов дизайна для оформления стандартных транспортных контейнеров может превратить его в очень модное место.

При грамотном подходе контейнерный рынок может стать новой достопримечательностью.
На фото – контейнерный рынок в Новой Зеландии.

10. Уличная еда – просто, банально, понятно, ведь люди в процессе покупок проголодаются. Качественные общественные пространства и места общественного питания – одна из составляющих хорошего шопинга. Организация на Калиновском рынке современного фуд-корта по принципу фестивалей уличной еды – логичное решение. Едва ли не идеальное место – пространство под мостом. Здесь же можно запускать формат небольшой киноконцертной площадки – и вот уже зона развлечений.

11. Набережная Прута и мост-променад. Несмотря на расположение на реке, Черновцы не имеют прогулочной набережной. В то же время, Прут – горная река, здесь случаются наводнения, при которых Калиновский рынок страдает от подтоплений, предприниматели терпят огромные убытки. Устройство береговых укреплений может защитить рынок от подтопления, а благоустройство – создать в городе набережную!

Сегодня ширина зеленой полосы между рынком и собственно руслом реки – более 100 метров, длина вдоль рынка – около 1 км. Чем не будущий парк? Причем важно, чтобы при обустройстве кромки берега использовались максимально экологичные решения, обеспечив прямой доступ к воде. Когда нет наводнения, Прут – довольно мелкая река, и здесь можно устраивать прогулочные дорожки по подтопляемым территориям.

12. Троллейбусное кольцо «Центр – Вокзал – Рынок – Центр». Для обеспечения лучшего транспортного сообщения Калиновского рынка и новых жилых районов целесообразно достроить троллейбусную линию к рынку длиной всего 3 км с образованием кольцевого маршрута.

Что еще: тюрьма-отель и новый прибрежный район. Да, Черновцы – это и тот город, где на одну из центральных площадей выходит старая тюрьма, построенная еще при Австро-Венгрии, в начале XIX века. Знакомое типовое решение – преобразование тюрьмы в отель. И, конечно же, здесь должна быть собственная легенда, связанная с историей любви, с посвященной ей отдельной камерой-музеем.

 Здание СИЗО в центре Черновцов может быть успешно преобразовано в тематическую гостиницу с собственной историей любви

Дальше – развитие набережных Прута: ревитализация промзон, бывшего ипподрома, обустройство подходов к существующему пляжу, преобразование глухих зарослей в прибрежные парки – и развитие в прибрежных кварталах жилого строительства.

Рендер жилого комплекса в Черновцах

Так и могут получиться «Новые Черновцы» – с развитием центра, ревитализацией заброшенных территорий на берегу реки, привлечением туристов, гуляющих и покупающих, и развитием местной экономики. В таком городе хочется и работать и жить.


Читать другие статьи

09.08.2017
При нынешних темпах урбанизации к 2050 году мир будет состоять из двух третей городских и одной трети сельских районов
подробнее