Въезд запрещен: 7 городов, в которых внедряют практику «город без авто»

13.11.2017
  336

Современные урбанисты наконец осознали, что улицы города должны быть комфортными для человека, а не для машин. После более ста лет сосуществования человека и автомобиля,  некоторые города стали понимать, что роль автомобиля в городском контексте не должна доминировать. Машины – это ухудшение экологии от смога и смертность на дорогах, при этом в масштабах города авто  не является самым удобным способом передвижения. К примеру, в современном Лондоне автомобильный поток движется медленнее, чем велосипедист. Жители Лос-Анжелеса  в пробках проводят в среднем 90 часов в год. В Великобритании провели исследование, которое показало, что водители тратят 106 дней своей жизни на поиск парковочных мест.

Многие города стали внедрять практику свободных зон от автомобилей. Для этих целей внедряется система штрафов, вносятся изменения в городское планирование, разрабатываются новые приложение. К примеру, в Милане материально поощряют пассажиров, которые оставили свой личный транспорт дома и воспользовались поездом.

Наиболее быстро изменения происходят в европейских столицах, которые были спроектированы за сотни или тысячи лет до того, как был изобретен автомобиль.  В разросшихся пригородах США, которые изначально были спроектированы для вождения, путь к свободным от авто районам, будет  более долгий и  сложный. Другие же города движутся в обратном направлении, к примеру, в австралийском  Сиднее на некоторых улицах  часть пешеходного пространства забирают для автомобилей. Ми подобрали несколько городов-лидеров, которые активно внедряют практику «город без авто».

Мадрид

Мадрид ввел запрет на большую часть трафика на определенных улицах города, в перспективе зона без автомобилей будет расширяться. Территория, свободная от машин, растянулась почти на квадратную милю, сюда по-прежнему можно въехать, но за въезд придется заплатить штраф  более100 долларов. Такой подход полностью изменит пешеходный центр Мадрида в ближайшие 5 лет. Двадцать четыре наиболее оживленные улицы будут перепроектированы для удобства пешеходов. Кроме того, будут внесены изменения и в правила дорожного движения: с автомобилей, которые наиболее пагубно влияют на окружающую среду, будет взыматься повышенная плата за парковку в городе.

Париж

В прошлом году, когда в Париже вырос уровень смога, город на короткий период запретил въезд автомобилей с четными номерами. Это позволило в некоторых районах снизить загрязнение на 30%, и теперь город планирует внедрить подобную практику на постоянной основе. В центр города по выходным будет запрещен въезд авто, исключение сделают только для живущих в этом районе. Это правило вскоре может распространиться на всю неделю.

К 2020 году мэр планирует удвоить количество велосипедных дорожек в городе, запретить дизельные автомобили, разрешить въезд на часть улиц с высоким трафиком только для электромобилей и машин с ультранизким уровнем выбросов. Количество автовладельцев в городе уже начинает сокращаться. В 2001 году 40% парижан не имели машины; теперь это число составляет 60%.

Ченджу

Новый город-спутник, на юго-западе Китая, может служить моделью для современного пригорода: улицы спроектированы таким образом, что в любое место можно попасть за 15 минут пешком.

Планирование, разработанное чикагскими архитекторами Адрианом Смитом и Гордоном Гиллом, не предусматривает полный запрет автомобилей, но при этом только половина территории дороги будет доступна транспортным средствам. Городок будет подключен к более крупному, близлежащему городу Чэнду с общественным транспортом. Предполагается, что из всего населения в 80 000 человек большинство людей смогут ходить на работу в местные районы. Первоначально проект планировали реализовать к 2020 году,  сроки могут быть передвинуты – в настоящее работы приостановлены из-за проблем с зонированием.

Гамбург

Гамбург пока не планирует запрет автомобилей в центре города, но при этом становится все проще передвигаться по городу без машины. Новая «зеленая сеть», которая будет завершена в ближайшие 15-20 лет, соединит парки по всему городу, что позволит ездить на велосипеде или гулять в любом месте. Сеть будет охватывать 40% пространства города. Также предусмотрено обустройство парковых зон вдоль загруженного автобана A7, благодаря чему кварталы, которые когда-то было трудно пересечь пешком, станут более доступными для пешеходов.

Хельсинки

В течение следующих нескольких десятилетий Хельсинки ожидает поток новых жителей. При этом чем больше увеличится население, тем меньше автомобилей будет разрешено на улицах города. Город разработал новый план, который позволит превратить автозависимые пригороды в легкодоступные сообщества, связанные с центром города быстрым общественным транспортом. Город также позаботился о новых сервисах, которые призваны сделать жизнь без авто более комфортной. Сейчас тестируется новое приложение, которое позволяет жителям мгновенно вызвать такси или найти ближайший автобус или поезд. Планируется, что через десять лет отпадет необходимость владеть собственным авто.

Милан

Утопающий в смоге Милан тестирует новый способ сокращения количества автомобилей в центре города: те автовладельцы, которые оставляют свои автомобили дома, получат бесплатные ваучеры на проезд в общественном транспорте. Специальный гаджет на приборной панели авто, подключенный к Интернету, отслеживает местоположение автомобиля, поэтому никто не сможет обмануть систему. Если авто остается дома, город выдает его владельцу ваучер той же стоимости, что и билет на автобус или поезд.

Копенгаген

Сорок лет назад трафик в Копенгагене был таким же плотным, как и в любом другом крупном городе. Сейчас более половины населения пользуются велосипедами, чтобы добраться до работы. Сейчас в Копенгагене в девять раз больше велосипедистов, чем в Портленде (штат Орегон) – в самом «велосипедном» городе США.

Копенгаген начал внедрять пешеходные зоны в центре города в 1960-х годах, постепенно зоны, свободные от автомобилей, расширялись. В настоящее время в городе насчитывается более 200 миль велосипедных дорожек,  в стадии разработки находятся новые велосипедные супермагистрали, с помощью которых можно будет добраться до близлежащих пригородов. В Копенгагене самое меньшее число автовладельцев среди крупных городов Европы.

Конечно, ни один из названных городов не планирует полностью отказаться от автомобилей, скорее всего, этого никогда не произойдет, но вполне возможно, что в перспективе в городах будет свой парк электротранспорта, что позволит решить некоторые из существующих ныне проблем, в том числе и с загрязнением окружающей среды. Очевидно одно, улицы в городах будущего должны быть предназначены для людей, а не для машин.


Читать другие статьи

11.12.2017
В список городов, наиболее привлекательных для инвестирования в недвижимость в 2018 году, вошли Копенгаген и Мадрид
подробнее