Иллюзия безопасности и ментальные границы — что не так с закрытыми городскими территориями

19.03.2021   |  Блоги

Игорь Райков

директор по производству SAGA Development


В Украине сложился прочный, но нелепый стереотип — если построить жилой комплекс, обнести его забором и не пускать никого, кроме жителей, можно создать безопасное и комфортное пространство для жизни. Практика показывает, это не так — ограды ведут только к паранойе и сегрегации. И, как ни парадоксально, привлекают грабителей. 

Закрытое общество 

В XIX веке на фоне расовых конфликтов и роста насилия в США впервые появился термин gated community (закрытое сообщество). Им описывали закрытые комплексы для белых людей среднего класса, которые хотели не бороться с социальными проблемами, а избежать их, купив защиту. С тех пор термин утратил расовый подтекст, но явление никуда не исчезло — в таких комплексах и сейчас живет больше 10 млн американцев. 

В последние десятилетия gated community дошли до нас. В отличие от США, в Украине в их основе лежат не расовые, а социальные разногласия. Закрытые комплексы манят людей возможностью объединиться в сообществе людей «своего круга» и отгородиться от менее благополучных сограждан. Потенциальный покупатель хочет жить в узком круге единомышленников, которые выбрали эту же локацию, застройщика и образ жизни. Возведи вокруг этого круга забор — и готово, человек начинает чувствовать себя комфортно и безопасно. 

Почему закрытые территории на самом деле не защищают?

В США этот подход очень быстро продемонстрировал свои недостатки. Американский исследователь «закрытых сообществ» Рич Бенджамин называет такие комплексы матрешками: объекты, расположенные внутри таких же объектов, становятся настоящими убежищами от внешнего мира. За высокими заборами жители «матрешек» начинают беспокоиться об угрозе извне, и часто ее преувеличивает — статистика обращений в полицию это подтверждают. 

Получаем парадокс — люди переезжают в новые современные ЖК, чтобы «жить на полную», достигать новых высот и воспитывать детей в комфортных условиях. Но в итоге попадают в ловушку блиндажной, «бункерной» ментальности, когда нужно «защищаться от врагов», чаще всего — вымышленных. Яркий пример — обсуждения жителей одного известного ЖК на левом берегу, стоит ли ограждать первую очередь комплекса от второй, более бюджетной.

Безопасность тоже остается под вопросом. Согласно американским исследованиям, в закрытых комплексах действительно реже происходят кражи со взломом, но возрастает число других преступлений — домашнего насилия, нападений на улице или вандализма. В исследовании «Розкриваємо закриті спільноти» «Агенти змін» отмечают, что воровство велосипедов и детских колясок также не редкость. 

Наконец, закрытые комплексы ограничивают потенциал локального бизнеса — ему банально не хватает клиентов среди жителей, что ведет к деградации всей инфраструктуры ЖК. А в глобальном смысле высокие заборы и ограждения прямо-таки разрезают город на мелкие куски, превращая его в неудобный лабиринт. 

Преимущества открытости

В книге «Смерть и жизнь больших американских городов» Джейн Джейкобс подчеркивает, что люди по-настоящему счастливы, когда фасады первых этажей активны, улицы наполнены людьми, человек чувствует сопричастность с другими людьми на улице, общается с ними и, таким образом, через взаимодействие с комфортной улицей чувствует город своим.

Как бы парадоксально это ни звучало, безопасным жилой комплекс делает его открытость. Территория без ограждений поощряет общение, новые связи, а это — защита понадежнее, чем заборы и охрана. Вам скорее поможет знакомый человек, чем незнакомец. В сообществах, где все друг друга знают, люди реже нарушают правила или откровенно вредят. Кто захочет получить замечание от знакомого человека за парковку на газоне?

Безопасность также гарантирует освещение и грамотная транспортная сеть. В закрытых кварталах автомобили ездят где угодно, подвергая опасности детей. Гораздо безопаснее открытая территория с ограниченным движением транспорта. Внешний периметр ЖК также можно открыть и разместить здесь магазины, кафе, рестораны, офисы. Они дополнительно освещают улицы и притягивают людей. Для правонарушителя такие условия менее благоприятны, чем высокий забор. 

В жилом районе Rybalsky, мы создаем сразу и полуприватную, и публичную территорию. Первая доступна жителям, а вторая — бульвар, набережная канала, заведения по внешнему периметру — всем желающим. Гости и туристы, посещая район, заодно повышают качество инфраструктуры и делают пространство более безопасным в вечернее время. В итоге в выигрыше остаются все стороны. 

Открыться — лучшее, что можно сделать для защиты и комфорта. Нам пора признать это и сменить «матрешки» на «лего»: не прятаться за высокими заборами, а создавать новые связи и действительно жить в удовольствие.