Александр Бульба: В 2020 году мы идем в села с населением меньше двух тысяч
В этом году в развитие «Нова Пошта» будет инвестировано 100 млн долларов. Как расширится сеть, по каким требованиям подбирают партнеров и выбирают площадки под строительство терминалов? Об этом Property Times расспросил Александра Бульбу, директора «Нова Пошта».
— Куда будут инвестированы озвученные 100 млн долларов в 2020 году?
— Основное направление инвестиций, более 50%, — это автоматизация и механизация наших терминалов и отделений. Строительство — 17%, остальное — плановое развитие, улучшение адресного обслуживания и обслуживания в отделениях.
— Согласно стратегии развития «Нова Пошта», запланированы семь инновационных терминалов. Три из них — в Киеве, Львове и Хмельницком — уже построены. Каковы результаты их работы?
— Результаты первого из инновационных терминалов, столичного КИТ — 97,8 млн посылок за 2019 год. В него были вложены собственные средства компании, около 15 млн евро. Хмельницкий инновационный терминал (ХИТ) строился с привлечением кредита ЕБРР в 9,5 млн евро, его открыли в мае 2019 года, за прошлый год на нем было обработано 27,6 млн посылок. 20 сентября был открыт первый из партнерских инновационных терминалов, ЛЕО во Львове. За неполных 4 месяца он обработал 14,2 млн посылок.
— Где будут расположены еще четыре инновационных терминала, и за счет каких средств и когда они будут возводиться?
— Мы сейчас занимаемся строительством терминалов в Харькове, Днепре, Одессе и Киеве. В Днепре и столице строим за собственные средства, а два другие — с партнерами.
— На КИТе планировалась солнечная электростанция на крыше. Вы от нее отказались?
— Мы вначале хотим закончить все строительные работы на КИТе. А потом откорректируем проект солнечной крышной электростанции и будем его осуществлять.
— Для других областных центров предусмотрены новые терминалы?
— Да, но не такие масштабные. Оснащать их планируем оборудованием украинского производства, сортировка посылок будет оптимизирована. Такие терминалы создают до 100 рабочих мест. В объекты в областных центрах мы будем входить в основном в консолидации с партнерами, но рассматриваем и возможность самостоятельного строительства в нескольких областных центрах, я не готов их сейчас анонсировать. На западе Украины у нас уже есть два крупных инновационных терминала, на востоке — уже есть подрядчики, с которыми будем работать. А вот центральная и южная Украина — возможно, будем самостоятельно строить.
— Какие требования к проектам?
— Вне зависимости от того, как строятся объекты, — собственными средствами или с привлечением партнеров, — участок должен быть в хорошей транспортной доступности к действующему аэропорту. Плюс — находиться на въезде со стороны Киева, потому что основной трафик идет из столицы. Серьезный фактор — готовность участка.
— Близость к действующему аэропорту — обязательное условие?
— Авиаперевозки включены в модель развития сети. Мы доставляем грузы ночными рейсами, это направление помогает ускорить доставку. И нам катастрофически не хватает в некоторых регионах работающих аэропортов. Особенно этот дефицит чувствуется в высокотехнологичном ХИТе в Хмельницком. Он рассчитан на всю западную Украину, показал результаты даже лучше расчетных на старте. Перед получением кредита ЕБРР мы прошли международный аудит, после старта прошли повторный и по его результатам нам выдали грант. За счет увеличения эффективности загрузки и уменьшения использования транспорта удалось уменьшить число выбросов СО. Действующий аэропорт простимулировал бы развитие всего региона, а не только ХИТа.
— Компания «НП Логистик», входящая в группу «Нова Пошта», развивает фулфилмент, арендуя площади в Броварах. Готовы вы арендовать больше логистической недвижимости, строить для себя или покупать?
— Это интересное направление, особенно сейчас. Это диверсификация, развитие бизнеса, шаг вперед. Среди клиентов «НП Логистик» — Rozetka, Ашан Україна, Алло. Но на данный момент мы не озвучиваем планов развития. Давайте встретимся через полгода.
— За прошлый год «Нова Пошта» практически вдвое увеличила число отделений, до 6 тысяч. Озвучьте планы по расширению сети на 2020 год.
— Откроем еще 1200 отделений до конца этого года. Предпочтения мы отдаем локациям с большим трафиком — в торговых центрах и жилых комплексах. В этом году мы также приняли решение расширять сеть на населенные пункты, где проживает меньше 2 тыс. человек. Из 3 300 отделений, открытых в прошлом году, большая часть была открыта по франчайзинговой модели.
— Какие требования к партнерам, открывающим отделения?
— Мы сейчас развиваем существующих партнеров, не привлекаем новых. У нас есть партнеры, у которых несколько отделений, а есть те, у которых десятки. Например, в Ивано-Франковской области есть предприниматель, у которого более 70 отделений.
— Стройматериалы доставляете в села?
— Доставляем. Ту же строительную смесь в 25 кг мешках, краски, плитку. Делают сборную паллету — и мы ее доставляем.
— Точка по 50 метров — очень демократичный формат. А когда появится флагманское отделение?
— Перед нами стоят масштабные задачи как количественные, так и качественные. Сейчас доступ к услугам «Нова Пошта» имеют 65% жителей Украины, для остальных 35% нужно сделать мега-усилия. Как в регионах, так и в городах-миллионниках.
Мы планируем открыть флагманское отделение в этом году в Киеве. Вскоре представим дизайн. В нем много внимания уделено удобству и стандартам доступности. Оно станет образцом для развития всей сети.
Беседовала Оксана Гришина