Олег Бойчук, Роман Степаненко. Иностранные подрядчики и государственно-частное партнерство в инфраструктурных проектах

28.03.2018
  377

Участники прошедшей в середине марта международной выставки MIPIM-2018 отмечают все больший интерес инвесторов к инфраструктурным проектам: социальным, транспортным, энергетическим. Такие проекты, при обсуждении вопросов девелопмента, всегда стоят особняком, и требуют несколько иного подхода в их анализе. Property Times узнал, с какими вопросами сталкиваются в Украине иностранные подрядчики, входящие в инфраструктурные проекты, а также перспективы государственно-частного партнерства в этом сегменте.

На вопросы издания ответили Роман Степаненко (вопросы государственно-частного партнерства), и Олег Бойчук (вопросы участия иностранных подрядчиков) и  партнеры юридического бюро ЕПАП Украина.

ЕПАП

Роман Степаненко (слева), и Олег Бойчук, партнеры юридического бюро ЕПАП Украина

— Какими могут быть форматы участия иностранных компаний в украинских инфраструктурных проектах? Насколько это в целом частое явление?

О.Б. — Для подготовки и выполнения строительных работ по инфраструктурным проектам в Украине иностранные подрядчики привлекаются достаточно часто. Это связано с множеством факторов, например, наличием у таких подрядчиков необходимых ресурсов и ноу-хау, конкурсными процедурами, иностранным финансированием и т.д.

С украинскими подрядчиками в рамках таких проектов иностранные компании соприкасаются по-разному. С одной стороны, имеет место конкуренция, и это естественное и позитивное явление. С другой стороны, иностранные и украинские компании часто кооперируются для выполнения проектов в Украине.

Формат такого сотрудничества разный – субподряд, поставка, партнерские отношения (совместное предприятие, консорциум). Это взаимовыгодное сотрудничество, которое, во-первых, повышает шансы получить проект, и во-вторых способствует его эффективной реализации. Также, в рамках такого сотрудничества происходит обмен ценным опытом.

— Помимо партнерства с иностранными инвесторами, в инфраструктурных проектах частный девелопер зачастую сотрудничает с государством. В чем особенность государственно-частного партнерства (ГЧП) в данной сфере?

Р.С. — Мировая практика доказала эффективность партнерства государства и частного капитала при реализации сложных инфраструктурных проектов. Наиболее «популярными» сферами для проектов ГЧП обоснованно были и остаются социальная сфера (образование, медицина, пенитенциарная система), транспорт (инфраструктура автомобильных дорог, железнодорожный транспорт, морские и речные порты, аэропорты) и энергетика (строительство и реконструкция электростанций, управление энергетическими объектами) и коммунальное хозяйство (системы водоснабжения, канализации).

Основная причина популярности таких проектов — хронический дефицит публичных финансов. Государственный бюджет даже в самых развитых странах мира (вернее сказать, особенно в самых развитых странах) не способен нести финансовое бремя капиталовложений в суперзатратные и при этом сверхважные инфраструктурные инициативы. Тем не менее, высокие темпы развития общества, технологий, трансформаций, происходящих в экономике, требуют соответствующий уровень инфраструктуры, обеспечивающей это стремительное движение. Соответственно, иного выхода, кроме как привлекать частный капитал для реализации проектов, человечество не придумало.

— С какими проблемами сталкиваются иностранные подрядчики, работая здесь, и почему?

О.Б. — Помимо общих политических и экономических рисков, с которыми сталкивается весь бизнес в Украине, есть и целый ряд специфических юридических проблем, которые мешают работать иностранным строительным подрядчикам.

Например, сложное структурирование (работа через представительство или отдельное юридическое лицо), нечеткие и обременительные правила налогообложения и импорта оборудования (что особенно актуально для сложных инфраструктурных проектов), вопросы лицензирования, ограничения и процедуры, связанные с привлечением иностранной рабочей силы, ограниченное применение понятных иностранцам форм строительных контрактов FIDIC.

В результате, очень часто подобные проекты сопровождаются судебными или арбитражными производствами.

При этом важно, что с точки зрения юридического обслуживания таких проектов (с участием иностранных подрядчиков), необходим комплексный подход. Соответственно, преимущества имеют те юридические фирмы, у которых есть ресурс в разных отраслях – строительство, инфраструктура, финансирование, государственные закупки, корпоративное и налоговое регулирование, а также сильные судебные и арбитражные практики.

— Насколько «проблемными» могут быть такие проекты, если рассматривать именно ГЧП?

Р.С. — Частный инвестор оценивает любую потенциальную инвестицию, проекты ГЧП не являются исключением, с точки зрения рисковости и прибыльности. Для проектов ГЧП оценка рисков является особенно важным этапом, поскольку серьезный отпечаток на такого рода проекты оставляет специфика второй стороны – государства

В виду очевидных причин, государство по своей природе является изначально неравным участником сделки. В этой связи крайне актуальным для проектов ГЧП является установление системы компенсаторов и гарантий со стороны государства в пользу частного партнера. Как правило общие компенсаторные механизмы и гарантии предусмотрены в законодательном порядке, но также нередки случаи, когда государство определяет степень поддержки каждого проекта своим решением ad hoc.

— Как можно устранить или нивелировать описываемые проблемы в работе иностранных компаний в локальных проектах?

О.Б. — Многие из обозначенных проблем исправимы на техническом уровне, т.е. путем внесения изменений в законодательство, выдачи четких разъяснений профильными регуляторами. Однако этого не происходит, или же происходит очень медленно и не последовательно. Сейчас, например, мы вовлечены в большой налоговый спор, проистекающий из такого проекта, и очень надеемся не просто на позитивный для клиента итог, а на изменение консервативной позиции фискальных органов для будущих проектов. Для этого, активно работаем не только в судебной плоскости, но и заручились поддержкой бизнес-омбудсмена и Министерства финансов.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития ГЧП в Украине?

Р.С. — У нашей страны есть своя история развития ГЧП. Начался путь становления ГЧП проектов более 12 лет тому назад и, к сожалению, пока что мы не можем похвастаться успешными проектами в этой сфере. Какие можно выделить основные причины такого положения вещей:

Первое — неадекватное нормативное регулирование: многочисленные нормативные акты в сфере ГЧП не урегулировали ключевые моменты, которые важны для инвестора при оценке перспектив проекта, а именно некоторые гарантии государства, особая система получения разрешительной документации (особенно в земельной сфере).

Второе — чрезмерные риски, связанные с непредсказуемостью и коррумпированностью системы государственного управления и судебной системы.

Третье — нестабильность политической ситуации. Кроме того, достаточно характерная причина для развивающихся экономик: отсутствие реальной политической воли, направленной на успешность проектов ГЧП.

Целый ряд проектов ГЧП были анонсированы государством на 2018-й год. В частности, речь идет о концессиях морских портов, потенциальных проектах строительства и управления платными дорогами (также на условиях концессии), некоторые проекты в пенитенциарной сфере, которые были запущены несколько лет назад и уже находятся на этапе подготовки ТЭО.

На фоне ожидаемых изменений в концессионное законодательство эти инициативы имеют серьезный шанс на успех, если удастся преодолеть причины неудач прошлых периодов.

 

Вопросы девелопмента и инвестиций в индустриальную недвижимость, сотрудничества с иностранными партнерами в данном сегменте, а также развитие инфраструктурных проектов в Украине эксперты рынка обсудят в рамках Industrial Development and Construction Forum. Мероприятие пройдет в Киеве, 26 апреля.