Юрий Кайгородцев, Plitos: Компания, которая не выводит новые продукты, обречена на провал

20.12.2017
  2590

Мода на украинское стимулирует отечественных производителей повышать качество продукта, что в свою очередь увеличивает спрос на нее. Готов ли украинский заказчик покупать премиальную продукцию отечественного производства и как успешно конкурировать с европейскими брендами в интервью Property Times рассказал архитектор, основатель ведущей научно-исследовательской архитектурной лаборатории в Украине Inlab architects, арт-директор PLITOS Юрий Кайгородцев.

- Почему ваша компания выбрала именно такое направление работы – предметный дизайн, 3d-панели?

- По образованию я архитектор, в своей деятельности всегда интересовался исключительно футуристичными направлениями. Мне не интересно работать с тем, что уже избито и заезжено. Во-первых, в уже раскрученных направлениях выше конкуренция, а во-вторых, зачем делать то, что и так уже все делают. Поэтому мое внимание всегда привлекали новые направления. Я вдохновлялся работами Захи Хадид, Томаса Хезервика, Бъярке Инглельса. С другой стороны, мне всегда был очень интересен предметный дизайн. В частности, меня очень вдохновляет дизайн машин Audi  и BMW. В промышленном дизайне все более детально проработано и на выходе получается более высокотехнологичный продукт по причине серийного производства.  Здесь важна проработка каждой детали, поэтому качество результата значительно выше по сравнению с архитектурными объектами.

Во время учебы мы с моим будущим партнером по бизнесу увлекались проектированием различных футуристичных проектов, за время своей архитектурной деятельности мы успели принять участие в 12-15 архитектурных конкурсах.

Когда своим первым заказчикам мы показывали такие космические проекты, они удивлялись и спрашивали – кто же такое может сделать? Я всегда отвечал – все будет сделано, все получится. И всегда все не получалось. Была огромнейшая проблема с подрядчиками: когда ты показываешь нечто криволинейное, не ортогональное – у людей возникает когнитивный диссонанс. Мы пытались выжать из проекта максимум, приложить все усилия, но эффект был далек от идеала. Отсюда появилась потребность создавать что-то свое на качественно новом уровне.

Кроме того, все прекрасно понимают, что в бизнесе всегда есть доля случайности и везения. Как Билл Гейтс встретил Пола Аллена или Стив Джобс – Возняка, без которого бы ничего не получилось, точно так же и я встретил Ярослава – своего друга и коллегу, который был лучшим скульптором на потоке. Как-то он выполнял какой-то заказ на ЧПУ-станке, и нам пришла в голову идея попробовать сделать на станке пару-тройку 3D панелей. С этого и началась эпоха Plitos.

- Ваша команда – это ученики исполнительного директора Zaha Hadid Architects Кристоса Пассаса. Как полученные знания вы воплотили в своих продуктах и проектах?

- Мы с моим партнером Кириллом Цуманом, с которым мы являемся сооснователями архитектурной студии inLab architects, – действительно ученики Кристоса Пассаса. После получения диплома бакалавра я выиграл конкурс CANactions и поехал учиться в университет Анхальта в Дессау, где обучался архитектуре и дизайну. На втором году обучения у меня преподавал исполнительный директор Zaha Hadid architects Кристос Пассас. Это был нереально вдохновляющий опыт. Больше всего меня поразили не столько формы, сколько подходы – так называемый вычислительный дизайн. Проекты создаются с помощью специальных приложений, получается своеобразная информационная модель, которую можно интерактивно изменять. За счет этого процесс ускоряется и оптимизируется по стоимости и по срокам. Когда ты работаешь с этими программами, ты понимаешь, что это программы 21 века.

Отдельно нужно отметить, что Кристос Пассас умеет корректно коммуницировать с людьми, он очень сильно вдохновляет и мотивирует. Он общается с заказчиками от имени Zaha Hadid architects. Мне посчастливилось побывать у него в офисе, увидеть вживую, как он работает. С этим огромным багажом знаний мы приехали в Украину и, спустя пару месяцев после обучения, мы провели первый воркшоп для студентов, на котором создали параметрическую лавочку. Философия нашего продукта возникла именно в процессе обучения.

- Не было страха, что новый продукт не найдет своего заказчика?

- Не было даже времени думать о страхе. Когда ты запускаешь что-то новое, пока не попробуешь – не узнаешь. Если бы мы сели, создали фокус-группу, взвесили все риски, написали бизнес план, то, наверное, мы так бы никогда и не начали. Когда создается что-то новое, главное не стесняться, работать и убеждать заказчика, что это именно то, что ему нужно. И продолжать делать, не останавливаясь. Люди начинают постепенно в это верить только тогда, когда могут потрогать продукт своими руками. Если бы мы делали исключительно рендеры, у нас бы не было своего производства, наверное, это направление никогда бы не вышло на новый уровень. Если создаешь новую вещь, качество по умолчанию должно быть максимально высокого уровня. Это должно вызывать неподдельные эмоции, ведь функционал у облицовочных материалов один и тот же, важен визуальный и тактильный вау-эффект.

- Как заказчик воспринял новинку, тяжело было ее продвигать на старте?

- Очень тяжело. Конверсия на начальном этапе была очень низкая: грубо говоря, 100 человек приходило, и всего один задумывался о покупке. Но постепенно ситуация улучшилась, люди начинали отходить от «советского союза» и пробовать что-то новое, ведь в Европе, где они стали бывать больше, не все классика и красиво.

Отдельную важную роль сыграла девальвация национальной валюты. Если раньше все предпочитали исключительно зарубежный материал и в сторону украинского продукта могли даже не посмотреть, то сегодня, когда курс вырос, люди стали задумываться, а не попробовать ли что-то украинское. Это существенно отразилось на спросе на нашу продукцию.

- Изменился ли сам заказчик? Что-то поменялось в его предпочтениях, кроме материальной составляющей?

- Значительно поменялся. Есть ряд факторов, способствующих этому. С одной стороны, курс евро и доллара поднялся. Как и говорил выше, это заставило задуматься более тщательно о выборе очень дорогостоящих зарубежных изделий. С другой стороны, выросла актуальность приобретать все национального происхождения. Соответственно, у отечественного  производителя появилась большая мотивация совершенствовать свой продукт. За последнее время многие талантливые отечественные дизайнерские студии получили одну из лучших мировых наград промышленного дизайна – Red Dot Award. Это говорит о том, что украинский дизайн объективно становится на один уровень с европейским. Такой статус еще больше располагает заказчиков и дизайнеров интерьеров делать выбор в пользу местных светил.

Резюмируя, я бы сказал, что украинский дизайн за последние несколько лет прошел жесткую закалку с учетом требований заказчика и рынка дизайна. При своей небольшой стоимости сейчас мы имеем абсолютно характерный украинский качественный дизайн.

- Один из основных материалов, с которым вы работаете – бетон, почему вы сделали такой выбор и достаточный ли уровень качества отечественного производного сырья?

- Мы начали делать бетон до того, как это стало мейнстримом. С тех пор, как в 2009 году мы впервые попробовали создать 3D панели, мы стали активно использовать в качестве вяжущих материалов гипс, бетон и их производные. Мы осознали преимущества этих листовых материалов. Если есть готовая форма, то можно получить множество изделий за единицу времени. К этому мы пришли опытным путем. Мы работали и с фанерой, и с деревом, и с металлом, но, в конце концов, остановились именно на бетоне. В чем-то нужно быть лучшими, и это можно сделать только, когда развиваешься в определенном направлении. С 2009 года мы накопили колоссальный опыт работы с этим материалом, в итоге получаем то, что заказчик видит на картинках. К нам подходят технологи из компаний мирового уровня и спрашивают, как нам удалось получить такую бетонную поверхность. Мы называем полученную нами технологию производства бетона - ювелирный бетон Plitos. По качеству поверхности он скорее напоминает полированный камень.

Если говорить о качестве сырья, то тут двоякая ситуация. Цемент, как правило, мы покупаем украинского производства, а вот добавки предпочитаем европейские, в частности Dyckerhoff. Недавно произошла интересная ситуация. Мы выступали на конференции производителей цемента, где собрались представители стран Западной и Восточной Европы. После официальной части к нам подошел финансовый директор Dyckerhoff и попросил сделать для них интерьер украинского офиса.

- Кто ваш покупатель – частный заказчик, коммерческие объекты?

- Наша целевая аудитория разделена на несколько групп. Первая – самый интересный клиент, все те же большие компании – «Ковальская», «Ашан», Dyckerhoff, Philip Morris. В нашем продукте заинтересованы большие компании, мировые лидеры, поскольку хотят продемонстрировать свою исключительность на фоне других компаний.  Им хочется продемонстрировать действительно эксклюзивный продукт.

Вторая часть – это B2B, архитекторы, дизайнеры, которые заказывают под свои объекты. Для этой ЦА принципиально важно создать что-то авторское. Именно поэтому, мы создали так называемую серию пикселей, где каждая плитка, словно элемент общего панно. С помощью нашего алгоритма можно создавать множество разнообразных вариантов в реальном времени. Таким образом, творчество проявляет именно дизайнер, мы предоставляем лишь инструмент.

Третья группа – это частные заказчики. Каждый человек по-своему творец, особенно когда касается его собственной среды обитания. Поэтому, когда мы присылаем ему панели, он их всегда выкладывает немного по-своему и присылает нам результат, комментируя: «Вот видишь, я немного поменял твои пиксели, и стало намного лучше!»

Можно еще добавить подрядные организации и застройщиков. Сейчас налаживаем связь с этой категорией, чтобы выходить на большие объекты, к примеру, делать фойе, входные зоны в новых зданиях.

В общем, независимо от формата и количества денег и ЦА, абсолютно все хотят сделать что-то особенное, именно на этом мы специализируемся.

- Какие основные тенденции в дизайне интерьеров вы бы выделили? Отличаются ли европейские тренды от наших, насколько мы отстаем от Европы?

- Сегодня вектор тенденций стремительно и однозначно повернулся в сторону экологических и аутентичных материалов. Например, если вы используете текстуру дерева, то это должно быть именно дерево или качественный шпон, а не покраска под дерево. Сейчас появился такой термин – честный дизайн, который и подразумевает аутентичность материалов. Иногда он бывает настолько честным, что итогом недешевого дизайна являются ободранные стены, где виден кирпич. Лично я не сторонник такой откровенности. Наша философия в этом вопросе несколько иная: мы верим, что наивысшей степенью качества дизайна является переосмысление представления людей о каком-либо материале. То есть, когда люди трогают бетон и спрашивают бетон ли это с восторженным взглядом, я думаю, отсюда начинаются тенденции.

Если говорить о тенденциях в объемно-пространственных решениях, в тренде минималистика – меньше мебели и декора, но при этом должна быть какая-то фишка. Не важно, какой формы помещение и поверхности – криволинейные или более ортогональные, важен минимализм и отсутствие лишних деталей. Например, не открытые полки, а закрытые шкафы, где можно все спрятать. Фасады шкафов выполняются заподлицо, меньше фасонных элементов, меньше ручек. Все движется в сторону чистого функционала, но со своим характером, ведь это отличает одного дизайнера от другого.

Наш дизайн и европейский (как принято дифференцировать) в критерии качества отличаются все меньше и меньше. В стилистическом аспекте, я бы сказал, что даже начинаем опережать, что подтверждает победы наших соотечественников на международных конкурсах. По тенденциям сложно отделить одно от другого, ведь это больше субъективная характеристика.

- Отличаются ли украинский и европейский заказчик?

- Мне не доводилось напрямую работать с европейскими заказчиками. С международными компаниями, которые я называл, наше сотрудничество происходит через украинские представительства. По моему мнению, частный украинский и европейский заказчик отличаются потребностью в пафосе. Европейцы уже «наелись» ярко выраженным пафосом, им это уже не надо, им больше по душе минимализм. Для них важна уникальность и, в тоже время, деликатность в исполнении интерьеров. У нас немного наоборот – нужно обязательно сделать какое-то мега яркое кричащее пятно. Ну, и это все же больше индивидуально. 

Если говорить о коммерческом секторе, то тут украинский и европейский заказчики хотят приблизительно одно и то же. В финансовом плане ситуация тоже идентичная. Наша продукция достаточно дорогостоящая, но никто не хочет платить много, бюджеты всегда урезаются, в этом плане все заказчики почти одинаковые. Все хотят классно, но подешевле. Но европейский заказчик все же больше понимает ценность вещей, к тому же, у них, как правило, другие бюджеты и обороты.

- Расскажите о своих идеях, которые вы еще не успели воплотить.

- Есть множество идей и даже конкретных стратегий. Я не особо люблю рассказывать о том, что еще не сделал, могу озвучить основной вектор –  модульность. Мы считаем, что строительная сфера очень отстает по сравнению с теми же IT-технологиями – это две несоизмеримые области. Поэтому, есть идея объединить это в единую интерактивную систему.

Все суперновое – это, как правило, хорошо забытое старое. Наши последние концепции, которые мы скоро представим, базируются на идее модульности, которая была заложена еще в Советском Союзе. Это будут типовые решения, но с более гибким взаимодействием с пользователем. В основу большинства концепций, над которыми мы работаем, заложен принцип упрощения. Мы хотим, чтобы заказчики и дизайнеры не тратили много времени на подбор различных вариантов, чтобы это происходило в реальном времени, как в компьютерных играх. При этом вариативность продукции должна быть такой, чтобы заказчик в результате мог получить уникальный дизайн. Это будут специальные приложения, новые материалы, которые мы объединим в систему.

Считается, что компания, которая не выводит новые продукты, обречена на провал.  Поэтому мы активно работаем над новинками. У нас в планах запуск новых линеек в сфере отделочных материалов, предметов интерьера, декора. Будут новинки даже в сфере игрушек для детей – мы собираемся выпускать продукт нового уровня. С весны запустим комплексные решения для ландшафтного дизайна.

Беседовала Ирина Настыч