Украина в Каннах. Впечатления и мнения о MIPIM-2018

06.04.2018
  611

Каждый март французский город Канны собирает профессионалов рынка недвижимости со всего мира. Там проходит международный инвестиционный форум MIPIM – главное отраслевое событие года. Этой весной сюда съехались 26 тыс. участников из 100 стран мира. В том числе, с объединенным стендом, участвовал Киев и украинские компании, представлявшие свои проекты. Property Times поинтересовался у участников MIPIM и экспертов, сотрудничающих с иностранными партнерами, как международные события помогают найти партнеров, источники финансирования, инвесторов и как они пособствуют расширению рынков.

Украина посещает форум уже 10 лет, а два последних — представлена отдельным стендом Киева при поддержке Украинского Клуба Недвижимости (URE Club) как стратегического отраслевого партнера. В этом году в состав украинской делегации вошли AFI, Alfa Bank, Baker McKenzie, CBRE Ukraine, Cushman & Wakefield, DLA Piper, ENSO, Focus Estate Fund, NAI Ukraine, Strakhovskyi Group, Taryan Group, UDP и др.

Украинский стенд-2018: профессиональнее и более системно

Наталия Кочергина, партнер и руководитель практики недвижимости DLA Piper Ukraine, отметила, что киевский стенд с каждым годом становится все лучше и профессиональнее.

«Благодаря Киеву в эти трудные последние четыре года страна не исчезла с поля зрения международных инвесторов. Это пример для других городов, и я очень надеюсь, что в следующем году появятся и другие украинские стенды или будет огромный стенд, где представим всю Украина. В этом году на стенде было проведено много деловых встреч, которые могут стать началом совместных проектов», — комментирует Наталья Кочергина.

Президент и управляющий партнер «Торонто-Киев» Юрий Кривошея согласился, что в этом году стенд киевской презентации и в целом мероприятие действительно более свежее и системно организованное. «В Украине хватает примеров, о которых важно и нужно говорить Западу, чтобы привлекать все больше положительных эмоций среди инвесторов», — убежден он.

Хотя признает – есть к чему стремиться и над чем работать украинской делегации в будущем.

На MIPIM-2019, подчеркивает Юрий Кривошея, хотелось бы видеть еще больше целевой аудитории среди западных инвесторов. Ведь это то, ради чего сюда приезжают девелоперы, архитекторы, урбанисты со всего мира.

Эффективность и пример соседей

Как отмечает Юлия Двораковская, партнер компании CBM Forum, «На первый план [в представленности на выставке] выходят именно города, а не страны. Им проще договориться между собой, обменяться опытом и возможностями. В этом смысле очень понравился формат «Большого Парижа». Как известно, Париж относительно небольшой город с населением всего 2,2 млн чел, но очень влиятельный и важный деловой, административный, культурный и политический центр. Поэтому «Большой Париж» объединил 137 городов и городков в округе (с общим населением в 7,7 млн человек)».

Стенд представил 57 инвестиционных проектов с различными условиями инвестирования, подходящих под нужды любого инвестора. Руководство «Большого Парижа» подписало множество соглашений, протоколов, меморандумов о совместной деятельности на МИПИМ.

«Результатом, в т.ч., даже стал визит делегации «Большого Парижа» в Киев после выставки. Было здорово, если бы мы смогли перенять опыт и организовать «Большой Киев» из всех больших и маленьких городов Киевской области и задать им всем единый вектор роста и развития!», — выражает уверенность Юлия Двораковская.

Кроме того, из основных тенденций, отмеченных на MIPIM, эксперт подчеркивает, во-первых, что узкая функциональность уходит из проектов, приоритет за многофункциональностью (например, больница с большими общественными пространствами, лекторием, конференц-залами, рестораном и хосписом в одном пространстве. Или офисы, торговля, жилье, отель, кинотеатр в одном комплексе). Во-вторых, — обязательный акцент в проектах на внедрение инновационных технологий (это связано и с снижением затрат на содержание зданий, со снижением операционных расходов и с экологией).

Главный архитектор Киева Александр Свистунов убежден, что грамотное представление города — залог его успеха в борьбе за инвестора. А MIPIM как нельзя лучше показывает настоящий Киев – самодостаточный город с колоссальным потенциалом сточки зрения и туризма, и инвестиций, и инфраструктуры.

«У нас есть хороший пример наших европейских соседей, мы контактируем уже и с Берлином, и с Лейпцигом, поэтому я уверен, что в ближайшем будущем увидим реализацию таких проектов, как комплексная схема транспорта, реновация огромных промышленных зон, развитие прибрежных рекреационных зон. Это все те проекты, в которые заложен опыт европейских городов, и Украина его перенимает», — заявил он.

Георгий Яснинский, депутат Киеврады, секретарь Постоянной комиссии Киевского городского совета по вопросам бюджета и социально-экономического развития считает, что участие в таких выставках важно, для того чтобы мир и Европа видели, что Киев открыт к диалогу с иностранными партнерами, ведь в Украине есть спрос на хорошие, качественные проекты. 

С другой стороны, констатирует Ясинский, многие киевские проекты не требуют западного капитала, рынок полон внутренних инвесторов.

«Мы больше заинтересованы, чтобы в столицу зашли стратегические партнеры по таким сложным вопросам как переработка мусора, энергосбережение, транспортная инфраструктура, государственное и частное партнерство», — поясняет он.

«Постоянный инструмент работы с инвесторами»

Вице-президент «Альфа-Банка» Ирина Скороходова называет участие в выставке MIPIM «постоянным инструментом работы с инвесторами». А стабильное присутствие Киева на проекте подобного формата повышает узнаваемость проектов и в Украине, и за рубежом.

Год назад она представляла на международном форуме 7 объектов профессиональной недвижимости украинских банков. Чтобы правильно их презентовать, Альфа Банк снял рекламные ролики, которые постоянно транслировались на стенде, подготовили проспекты. Во время MIPIM-2017 состоялось более 50 встреч с инвесторами, на которых презентовали рынок Украины и объекты.

«Год спустя мы уже можем говорить о результатах. 2 объекта проданы, в отношении еще трех завершающие переговоры с покупателями. Среди них есть и украинские инвесторы, и иностранные», — констатирует Скороходова.

Она убеждена, что MIPIM может быть эффективной площадкой, если правильно подготовиться, заранее поработать со списком инвесторов, которые планируют посетить мероприятие, договориться с ними о личных встречах.

Основатель Taryan Group Артур Мхитарян признался, что такие поездки очень вдохновляют. Его команда второй раз поддерживает стенд Киева. В этом году в Каннах они представили флагманский проект Taryan Towers – башни будущего.

«Макет башен будущего Taryan Towers хорошо вписался в столичный стенд и, как магнит, притягивал внимание. Вокруг собирались люди, было много вопросов и новых контактов. Когда город и бизнес продвигают наш Киев вместе — это хороший тандем», — подчеркнул он.

На языке, понятном инвесторам

Виталий Мельник, гендиректор компании UDP, главным преимуществом киевского стенда 2018 года назвал комплексность. «Это было общее решение бизнеса и властей, которое презентовало видение интересных перспектив Киева, а не просто набор самостоятельных проектов, не связанных друг с другом», — пояснил свою позицию Мельник.

В будущем, по его словам, нужно проработать организацию работы на стенде, чтобы исключить паузы и затянувшиеся перерывы. Также необходима четко структурированная информация об инвестиционных проектах согласно международным стандартам.

«Визия – это отлично. Но для привлечения инвестора она должна быть дополнена конкретными просчетами на понятном ему языке», — резюмировал он.

Елизавета Юрушева, управляющая Fairmont Grand Hotel Kyiv, которая не понаслышке знает о сотрудничестве с иностранными партнерами, соглашается с необходимостью четко, лаконично, в цифрах и просчетах представить свою аргументацию инвестору. При этом, по ее словам, очень важно соблюдать все международные стандарты и правила. Залог успеха любого проекта – понимание между сторонами.

«Иностранцы любят наш рынок, потому что он живой и непосредственный. Если вы сможете убедительно объяснить, почему ваш проект стоит внимания, учтете максимально все параметры и требования иностранного инвестора, то все получится», — подводит итог Юрушева.


Читать другие статьи

27.08.2018
Property Times попросил прокомментировать текущую ситуацию в сегменте экспертов компаний Cushman & Wakefield в Украине, NAI Ukraine и CBRE Ukraine
подробнее
26.01.2018
Property Times поинтересовался экспертов и участников рынка торговой недвижимости, какая сегодня ситуация в отношениях между ТРЦ и арендаторами
подробнее
24.01.2018
Property Times вместе с профессионалами рынка проанализировал основные законодательные инициативы, которые были приняты в прошлом году
подробнее