Лауреаты премии Притцкера: 5 проектов Петера Цумтора

01.12.2017

Автор: Ирина Настыч

Швейцарский архитектор Петер Цумтор стал лауреатом Притцкеровской премии в 2009 г. Жюри премии отметило ряд лучших работ зодчего: знаменитые термы в Вальсе, часовню святого Николая в немецком Айфеле, Кельнский музей «Колумба».

Работы Цумтора, по мнению жюри, вне времени, а сам архитектор отличается исключительной бескомпромиссностью и умением сочетать ясную и строгую мысль с поэзией.

Петер Цумтор родился в небольшой деревне неподалеку от Базеля в семье мебельщика. В архитектуру он пришел не сразу – 5 лет он посвятил изучению специальности своего отца, успел поработать в его мастерской. Осознав, что столярное дело – не его призвание, Петер Цумтор отправился получать архитектурное образование.

Точкой отсчета своего творческого пути архитектор считает 1986 г., когда была создана собственная архитектурная мастерская в Хайдельштейне.

Property Times подобрал 5 наиболее известных работ Петера Цумтора.

Термы Вальс, Швейцария

Концепция курорта кардинально отличается от привычных общественных бань или классического СПА.  По мнению Цумтора, ритуал купания заключается в правильном ощущении воды, ее нужно чувствовать и слышать. Идеальная пара для воды – камень. Так родились знаменитые термы в Вальсе (Швейцария). Курорт встроен в склон горы, в качестве строительного материала использованы плиты кварца. Часть купален разместилась ниже уровня земли, тем самым удалось достигнуть идеальной тишины.

В 2011 году американский журнал Vanity Fair включил Термы Вальс в список «новых чудес света».

Часовня Брата Клауса

Часовня святого Николая в Вахендорфе (Германия) интересна не только своей архитектурной формой, но и  технологией строительства. Проект воплощал в жизнь сам заказчик – местный фермер, которому помогала жена и жители деревни. Часовня построена в честь святого старца Брата Клауса – покровителя здешних земель.

Внешний вид часовни отразил способ строительства. Сперва был сооружен большой «шалаш» из бревен, который выполнял роль опалубки. Вокруг шатра небольшими слоями заливался бетон, когда внешняя оболочка набрала прочности, «шалаш» изнутри подожгли. Сажа и копоть  послужили внутренней отделкой стен. Отверстия, оставшиеся после опалубки, заполнили стеклянными каплями. В качестве напольного покрытия использованы плиты из свинца и олова, которые изготавливали вручную. Треугольный дверной проем закрывает цинковая дверь. Внутреннее убранство аскетично, украшает пространство бронзовая статуя, которую изготовил скульптор Hans Josephsohn.

Кельнский музей «Колумба»

Музей был построен на месте разрушенной романской церкви Святого Колумбы, которая серьезно пострадала от авианалетов во время Второй мировой войны. Цумтор сумел объединить руины старого здания с современной архитектурой. Фрагменты разрушенной церкви были интегрированы в новое здание. На нижних ярусах Музея расположена галерея, где представлены руины первых римских построек и то, что осталось от самой церкви Колумба. Чтобы не нарушать камерность внутреннего помещения Цумтор отказался от традиционных окон, свет внутрь попадает сквозь перфорированную кладку.

На верхних этажах 16 современных выставочных залов, где регулярно проводятся различные выставки.

Капелла Св. Бенедикта

Часовня Святого Бенедикта в Сумвиге (Швейцария) – один из первых самостоятельных проектов Цумтора, именно он принес архитектору международное признание. В каждой своей работе мастер до мельчайших подробностей продумывает материалы, из которых будут построены его проекты.  Для капеллы Св. Бенедикта в качестве материала для строительства Цумтор выбрал местную древесину, которая идеально вписалась в окружающую среду. Каплевидная часовня как бы вросла в склон. Все стены глухие, дневной свет в помещение проникает через полоску оригинальных оконных конструкций, который «приподнимают» крышу.

Дом искусств в Брегенце

Музей международного современного искусства в Брегенце был построен в 1997 г. Это одна из наиболее значимых современных художественных галерей Европы.

Дом искусств выполнен в форме стеклянного куба. Цумтор использовал стекло, чтобы максимально наполнить залы галереи дневным светом. Стеклянный панели  одинакового размера как бы наслаиваются друг на друга, в качестве крепления использованы выступающие металлические скобы. Зазоры между панелями обеспечивают естественную вентиляцию помещения.