Архитектура притцкеровского лауреата Балкришны Доши
Впервые в истории Притцкеровская премия отправилась в Индию. Ее лауреатом в 2018 году стал 90-летний Балкришна Доши — ученик Корбюзье, который умело объединил западную архитектуру с многовековой индийской культурой.

Решение Притцкеровского комитета было неожиданным, и судя по данным голосований, многие надеялись на победу Стивена Холла, Дэвида Чипперфильда или Дэвида Аджайе, - пишет arch:speech.
Каждое здание Балкришны преисполнено баланса и гармонии. Он называет архитектуру «праздником и источником жизни», а хорошо спроектированное здание считает тем пространством, где мы способны осознавать свои внутренние чувства, ощущать себя счастливыми и созидать.

Но не только духовная составляющая позволила Балкришне стать притцкеровским лауреатом — его смело можно называть человеком, существенно повлиявшем на архитектурный облик всей современной Индии.
После диплома Архитектурной школы в Мумбаи Доши отправился в Париж, где стал учеником Ле Корбюзье. Это было в начале 50-х — как раз тогда, когда знаменитый модернист работал над обликом нового индийского города Чандигарха. Его проектировали «под ключ», предстояло подумать над всеми видами построек, от автобусных остановок до конгресс-центров. Корбюзье поручил Доши работу над жильем для местных клерков.

Опыт в парижской мастерской стал определяющим в карьере Доши, и он до сих пор восторгается учителем — держит фотографию Корбюзье рядом с изображениями бога Ганеши и богини Дурга у себя в мастерской.
Но это было только начало — с тех пор Доши разработал несколько больших жилых проектов для других городов Индии, и стал «пионером доступного жилья» в своей стране. Из-под его руки вышли кварталы Atira и LIC в Ахмедабаде, городки ECIL в Хайдарабаде и IFFCO в Гуджарате. Его самый крупный проект — комплекс Aranya в Индауре, — способен вместить до 80 тысяч человек.

Для всех жилых кварталов Балкришны вне зависимости от масштаба характерна одна и та же стратегия. Он брал лучшее от западного модернизма и переодевал его в индийский национальный костюм — функциональность и простота зданий сочетаются здесь с мозаиками, геометрическими орнаментами и другими традиционными видами искусства.
По мнению Доши, архитекторы редко осознают свою социальную ответственность — они воспринимают дома как транзакцию между ними и клиентами. Вот почему с 60-х годов он начинает уделять много внимания образованию и создает в Ахмадабаде частную архитектурную школу (ныне CEPT University), где «воспитываются хорошие архитекторы». Доши заостряет внимание студентов на экологическом и городском планировании и параллельно занимается архитектурными проектами индийских вузов. Здесь на его взгляды оказывает влияние другой великий архитектор, а по совместительству старший преподаватель его школы, — Луис Кан.

Это находит отражение как в простой массивной геометрии зданий, так и в их философском наполнении. Вслед за Каном индийский архитектор воспринимает учебные кампусы как обособленные экосистемы, где аккумулируется новая информация. Его институты в Бангалоре, Дели, Варанаси и других индийских городах — это «базары для обмена идеями»; их структура кажется хаотичной, но на то и был расчет Доши — чем вариативнее пространство, тем легче студентам придумывать новые проекты. В этих зданиях соединены местные и западные традиции — своими длинными галереями и площадями они напоминают индийские дворцово-храмовые комплексы.
Еще один источник вдохновения Доши — культовые сооружения чайтья, принятые в индуистской, буддистской и джайнской традициях. Старейшие из этих храмом-молелен со сводчатыми потолками были вырублены в скальных массивах.
Доши использовал подземный опыт предков, когда проектировал самые известные и любимые постройки — в том числе собственную мастерскую Сангат, которую считает лучшим зданием за всю 70-летнюю карьеру. Как и в чайтья, комплекс формируется за счет удлиненных сводчатых объемов мастерской.
Другое «пещерное» здание Балкришны — художественная галерея Amdavad ni Gufa, где экспонируются работы художника Макбула Фиды Хусейна. Отправной точкой вновь послужила традиционная архитектура — джайнские храмы на горе Гирнар. Подобно этим сооружениям, галерея состоит из круглых куполов, облицованных мозаикой. Вся остальная часть здания спрятана под землю, чтобы защитить картины и посетителей от зноя. В главном зале, как и в настоящей пещере, нет ни одного прямого угла — стены и колонны неправильной формы имитируют природную структуру.
Важное место в этом и других зданиях отводится освещению — через световые люки солнце проникает в галерею косыми лучами, создавая мистическую атмосферу.

