Чего ожидать от закона об оценке влияния на окружающую среду
Какие сюрпризы ожидать от нового закона об оценке влияния на окружающую среду и что он будет означать для владельцев предприятий?
Об этом пишет в блоге на сайте Agravery старший юрист Киевского офиса Dentons Анжелика Ливицкая.
Юристы уже активно исследуют новый Закон, который совсем недавно вступил в силу и уже вызвал довольно существенные волнения на рынке. А все потому, что он вводит совершенно новые нормы по оценке воздействия на окружающую среду.
Хозяйствующие субъекты должны готовить отчеты по оценке окружающей среды и проводить их общественное обсуждение, и на основании этих данных получать заключение по оценке воздействия на окружающую среду от уполномоченного органа (Минэкологии). Причем требуется обязательное проведение оценки воздействия на окружающую среду.
К хозяйствующим субъектам, которые должны обязательно пройти эту процедуру или виды деятельности, которые подлежат проведению оценки, Закон относит:
- нефтеперерабатывающие и газоперерабатывающие заводы;
- тепловые электростанции (ТЭС, ТЭЦ);
- установки для производства или обогащения ядерного топлива, установки для переработки отработанного ядерного топлива и высокоактивных отходов;
- черную и цветную металлургию (с использованием руды, обогащенной руды или вторичного сырья с применением металлургических, химических или электролитических процессов);
- сооружения по добыче, производству и переработки асбеста, асбестосодержащих продуктов;
- химическое производство;
- строительство аэропортов и аэродромов, автомагистралей, автомобильных дорог общего пользования государственного и местного значения, магистральных железнодорожных линий общего пользования, гидротехнических сооружений морских и речных портов;
- деятельность по обращению с отходами;
- добыча нефти и природного газа на континентальном шельфе;
- строительство воздушных линий электропередач;
- деятельность по проведению вырубок основного пользования и сплошные санитарные вырубки на площади более 1 га;
- деятельность в сфере сельского хозяйства, лесоводство и водное хозяйство;
- проведение изменения целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения;
- производство и обработка металла;
- химическая промышленность;
- пищевая промышленность;
- инфраструктурные проекты;
- туризм и рекреация.
По процедуре хозяйствующий субъект должен самостоятельно подготовить отчет по оценке окружающей среды, затем - обнародовать его путем опубликования информации в печатных средствах массовой информации и размещения на досках объявлений.
Однако, самостоятельно подготовить такой отчет мало кто сможет, а значит – первое последствие вступления в силу Закона – подорожание услуг экологов.
Второй важный момент – участие общественности. В течение 20 рабочих дней со дня официального обнародования сообщения общественность может предоставить уполномоченному территориальному органу замечания и предложения планируемой деятельности, объема исследований и уровня детализации информации, подлежащей включению в отчет по оценке воздействия на окружающую среду.
Но при этом закон позволяет, чтобы субъект хозяйствования при подготовке отчета по оценке воздействия на окружающую среду учитывал полностью, частично или обоснованно отклонял замечания и предложения общественности, предоставленные в процессе общественного обсуждения.
Почему именно так? Потому что отчет и предоставленные замечания и предложения общественности является основой для выдачи уполномоченным органом заключения по оценке воздействия на окружающую среду, который в свою очередь является обязательным для выполнения хозяйствующим субъектом.
Вот уже в этом заключении по оценке воздействия на окружающую среду будут указаны следующие вещи:
- тип, основные характеристики и место проведения планируемой деятельности;
- допустимость или недопустимость производства планируемой деятельности;
- условия использования территории и природных ресурсов при выполнении подготовительных и строительных работ и производства планируемой деятельности;
- условия по охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при выполнении подготовительных и строительных работ и производства планируемой деятельности;
- условия по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и устранения их последствий;
- условия по уменьшению трансграничного воздействия планируемой деятельности, в отношении которой осуществлялась процедура оценки трансграничного воздействия;
- если по оценке воздействия на окружающую среду следует необходимость осуществления компенсационных мер.
Продолжительность «подготовительных» работ по проекту станет дольше на одну процедуру. Кроме того, после получения заключения может оказаться, что выбранный вид деятельности вообще нельзя проводить.
Что еще важно для бизнеса? Обратите внимание, что Законом предусмотрена возможность временного запрета и деятельности предприятий в случае нарушения ими законодательства об оценке воздействия на окружающую среду.