Как выглядит новый аэропорт Стамбул: атриумы, много зелени и живая музыка и подзарядки
6 апреля был совершен первый рейс из нового аэропорта Стамбул. Turkish Airlines стартовали из Стамбула в столицу Турции, Анкару, аэропорт Эсенбога. Property Times попал в новый аэропорт Стамбула через неделю после открытия. Надеемся, серия фотографий передаст масштаб аэропорта, а также человекоцентризм и внимание к мелочам.
Стамбульский аэропорт стал главным международным аэропортом Стамбула, потому что старый аэропорт Ататюрк нельзя было расширить, так как он был неприспособлен для роста пассажиропотока. В прошлом году Аэропорт Ататюрк занял пятое место по пассажиропотоку в мире, обслужив 68 млн пассажиров.
В ближайшие год-два новый аэропорт İstanbul Havalimanı (IATA: IST, ICAO: LTFM) вытеснит лондонский Хитроу (80 млн по итогам 2018) с первого места, ведь уже до 2020 года он сможет принимать около 90 млн пассажиров в год, а в будущем его мощности будут расширены до 200 млн пассажиров. Доля национального авиаперевозчика Turkish Airlines — 80% от общего количества рейсов в аэропорту Стамбула.
Аэропорт создан на участке 7650 га в 35 км на север от центра Стамбула. Для строительства и эксплуатации нового аэропорта была зарегистрирована компанія İGA 7 октября 2013 года. Инвестиции в İGA - 300 млн евро, компания обладает самым крупным в Турции парком техники и оборудования общим числом 3022, над созданием аэропорта Стамбул работают около 36 тыс. работников, включая субподрядчиков. Строительство идет в четыре этапа. Сейчас завершен первый: две взлетно-посадочные полосы и терминал мощностью 90 млн пассажиров, крытый автопарк на 12 тыс.автомобилей, коммуникационные, технические и метеорологические службы и др.
Второй этап добавит еще две взлетно-посадочные полосы. На третьем появится еще один терминал мощностью 60 млн пассажиров, площадью 960 тыс. кв. м, а также еще одна взлетно-посадочная полоса. Четвертый этап расширения – еще одна полоса, плюс терминалы общей мощностью 50 млн пассажиров и площадью 800 тыс.кв.м.
После завершения строительства у аэропорта будет 6 взлетно-посадочных полос, 16 рулежных дорожек. «Авиапарковка» рассчитана на 500 самолетов. После полного расширения у аэропорта будет четыре терминала общей мощностью 200 млн пассажиров, общей площадь 3,2 млн кв. м. в год, обеспечено железнодорожное сообщение со Стамбулом. Открытый и закрытый паркинг на 70 тыс.автомобилей. Также проектом предусмотрены медцентр, пожарная станция, отели, конференц-центры, очистные сооружения, электростанция и др. Пассажирский терминал — уникальный, первый в мире терминал общей площадью 1,44 млн кв. м под одной крышей. Общие инвестиции в проект ожидаются на уровне 7 млрд евро.
Над дизайнами терминала работали лондонская Grimshaw, Nordic — Office of Architecture и студія Haptic. Аэропорт строится и управляется на принципах устойчивого развития. Генеральный директор İGA Юсуф Аккайоглу подчеркивает, что любое решение оценивается с точки зрения экологии, социальной и экономической перспективы. «Мы постоянно стремимся к лучшему и более современному. Благодаря нашей работе, которая базируется на международных стандартах, мы показали пример, как строить образцовый аэроропорт», v говорит Аккайоглу.
В чем это выражается с точки зрения пассажира? Много воздуха и естественного освещения – обеспечивается множественными фонарями и атриумами на крыше. Хорошая логистика – с указателями, информационными табло и дружелюбным персоналом в фиолетовых футболках, помогающим найти необходимое. Живая зелень (деревья, кусты, цветы), различного формата зоны отдыха, с мягкой мебелью. Есть даже возможность поваляться на коврике, чем и пользуются не только дети. Абсолютно приспособлен для всех категорий мобильности граждан. Зоны для курения размещены на террасах. Станции подзарядки гаджетов на каждом шагу. И — раздельный сбор отходов. Кроме огромного числа магазинов и разнообразнейшего фастфуда — «старый рынок», предлагающий локальные лакомства, в том числе дегустацию. Зоны с арт-объектами добавляют настроения. Плюс играет живая музыка. Сейчас аэропорт связан со Стамбулом только автобусным сообщением, в будущем будет соединен с метрополитеном и железной дорогой.
Подготовила Оксана Гришина