В США, Франции и Китае тестируют дороги из солнечных панелей

11.09.2018   |  Новини

По некоторым подсчетам, порядка 0,2–0,5 процента поверхности мировой суши покрыто дорогами. И это отношение должно увеличиться на 60% к 2050 году, а для экологии это явно не пойдет на пользу. Солнечные панели так же занимают много места, и соответственно, если совместить две технологии можно решить проблемы экологии и энергетики, сохранив землю. 

США — Solar Roadways

В Solar Roadways используются модульные солнечные панели, покрытые закаленным стеклом. Скотт и Джули Брюсо запустили этот проект несколько лет назад с целью превращения обычных асфальтовых дорог в энергогенерирующие транспортные артерии.

В 2016 году произошла первая публичная установка этих панелей родном городе Брюсл — Сандпойнт, штат Айдахо.

В Европе — Wattway (Франция)



В Европе — Wattway (Франция). 

Однокилометровая дороге в Турувр-о-Перш была создана благодаря компании Colas Group. Она покрыта 2880 фотопанелями и генерирует достаточное количество энергии для работы уличных фонарей в населенном пункте, где проживают 3400 человек.

В Китае — однокилометровая дорога в городе Цзинань разработанная Qilu Transportation Development Group. 

За 100 с лишним дней эксплуатации первый в Китае тестовый участок скоростной автодороги, покрытый фотоэлектрическими панелями, выработал почти 100 тысяч кВт-ч электричества.

Покрытие дороги состоит из трех слоев: изоляционного, солнечных панелей и прозрачного бетона на поверхности. 

Стандартные проблемы таких проектов широко известны. 

  • Выработка энергии по сравнению с обычными солнечными электростанциями хуже практически в половину.
  • Износ защитного стекла увеличивает риск повреждения солнечной панели.
  • Есть риск воровства части солнечной дороги (зафиксирован случай в Китае).

Но в целом технология 2 в 1-ом все же может принести пользу. Стоит только учесть неизбежные недостатки, и максимально уменьшить их воздействие. 

Энергию от дорожных солнечных панелей можно использовать для различных целей.

  • обогрев полотна зимой, и «охлаждение» перекачкой воды по тем же трубам летом. Таким образом можно будет решить проблемы с горячей водой в придорожных поселках. При необходимости экономии возможно даже отопление и охлаждение именно полос колеи, по которой будут ехать колеса машин. Возможно даже охлаждение солнечных элементов при прохождении труб холодной воды под ними.
  • зарядка проезжающих электромобилей беспроводным и проводным способом (сейчас проходит тестирование участок дороги в Швеции, оборудованный контактным рельсом на дороге).
  • световая индикация разметки вечером и ночью, а также питание видеокамер и вспомогательного оборудования вдоль дороги.
  • продажа лишней энергии городам и поселкам.

Из дальнейшего развития подобной солнечной трассы видится еще и ряд преимуществ.
Например, фотоэлектрические полосы позволяют фиксировать автомобиль в движении и нагревать полотно перед ним в соответствии с его скоростью, что будет означать постоянное тепловое пятно над автомобилем. Таким образом будет доведена до «идеала» система обогрева дороги, и даже не придется греть всю длину полосы(колеи) для прохода 3-4 машин зимой. Конечно нагреватели в это случае уже должны быть электрические, и в целом это уже сложная система.

Следующим преимуществом можно будет считать возможность создания роботов-уборщиков, которые будут очищать дорогу, занимая минимум ширины полотна (возможно их даже можно будет пускать во время движения по трассе автомобилей). Очистка в первую очередь «солнечных» участков даст возможность получать больше энергии от этой системы. Вторым, и не менее важным делом этих машин будет очистка самого асфальтного полотна от остатков резины и пыли (а уже резиновую крошку после отделения от грязи и пыли можно продавать производителям шин).

Сеть таких дорог на длинных участках вполне сможет стать спасением в случае снежного бурана. Энергия дороги при определенных манипуляциях, с разрешения владельцев полотна сможет обогреть машины, а точка извлечения энергии послужит маяком и средством связи для МЧС и других служб. Конечно это все при условии, что невозможно будет использовать локальный обогрев полотна на участке с людьми.