Новые торговые форматы: Ешь, работай, развлекайся

10.05.2018
  281

Автор: Татьяна Хомяк

Шоппинг впечатлений и продиктованные этим трендом изменения концепций торговых пространств развиваются, как снежный ком. Компании-новаторы выводят на рынок новые форматы, создают тренды, меняя потребительские предпочтения. В Украине не только активно подхватывают новые международные веяния, но и создают собственные уникальные форматы. Property Times узнал, какими могут быть эти «новые форматы» ритейла, и как они работают уже сегодня.

Трансформация производственных площадей

Украинский кондитерский гигант Roshen решил не просто благоустроить и реконструировать территорию Киевской кондитерской фабрики, но и создать необычное общественное пространство. Условное название проекта – «Рошен Плаза». Компания успешно развивает сеть фирменных магазинов в Украине, поэтому управление подобным объектом наверняка станет новым витком в развитии ее ритейл-бизнеса. Согласно концепции, фабрика Roshen не прекратит свое существование – «Киевский торт» и далее будет производиться на Киевской кондитерской фабрике, но ее мощности будут сокращены.

На территории объекта также разместятся офис корпорации и общественное пространство. Уже в начале июня на фабрике обещают открыть демонстрационный центр с линией производства шоколада: посетители смогут увидеть тонкости и особенности изготовления сладостей. А вот зимой будет запущен бесплатный сезонный каток площадью более 2000 кв. м. В 2019 году на главной площади общественного пространства будет установлено динамический фонтан и видео-музыкальное шоу. По данным пресс-службы, концепция общественного пространства пока находится в процессе доработки, однако в текущем году в реконструкцию планируют уже вложить 90 млн грн. Трансформация кондитерской фабрики должна быть завершена к 2020 году.

Владельцы компании «Бюро Вин», которой принадлежит сеть магазинов GoodWine, решили создать новый крупный проект городского масштаба на территории бывшего завода Tetra Pak. На большой индустриальной территории по ул. Межигорской, 82 в Подольской районе Киева в обозримом будущем планируется реализация некого хаба с едой и вином, включающего производство и рестораны.

Как рассказал совладелец компании Дмитрий Крымский в интервью «НВ Style», проект в связи с его значительным масштабом будет реализовываться поступательно в течение 5-10 лет и стартует с розничной составляющей. А уже в начале июня на 2 гектарах территории бывшего завода разместится винный фестиваль Kyiv Wine 2018. GoodWine проводит фестиваль с 2016 года и в прошлом году использовал в качестве площадки помещение КВЦ «Парковый». Перемещение на собственную локацию может дать новый виток развитию фестиваля и одновременно привлечь внимание горожан к новому, перспективному месту проведения досуга.

Еда во главе

Согласно исследованию компании CBRE, около 31% людей посещают торговый центр, чтобы поесть и выпить. При этом эксперты ожидают, что эта цифра существенно возрастет в течение следующих пяти лет… Есть вне дома – более не является барометром экономики, это «необходимое удовольствие».

На зарубежных рынках все большей популярности набирает новый торговый формат – public-маркет. По сути, это рынок в привычном понимании слова, на территории которого размещаются также рестораны и зона развлечений. Это уникальный для Украины формат, который, однако, успешно реализуется компанией City Capital Group (CCG) в рамках проекта «Базар на Лесной». Девелопер реализует стратегию retail+entertainment, важной составляющей которой являются фуд-корты и гастро-активности. Согласно исследованиям компании, 43,7% посетителей, при выборе места для шопинга, учитывают наличие фуд-корта или кафе, ресторана. В управлении CCG находится три объекта: Маркет молл «Дарынок», «Арт-завод Платформа» и «Базар на Лесной».

Как отмечает Мария Казанцева, член совета директоров CCG, компания ведет активную работу по организации фуд-корта на всех трех объектах. По выходным и в праздничные дни на территории маркет молла «Дарынок» проводятся гастрономические ярмарки. В планах – расширение уличного фуд-корта. На Арт-заводе «Платформа» проходит фестиваль «Уличной еды», который собирает более 30 тысяч гостей, а также Kyiv Coffee Festival.

Однако не единой едой и шопингом «питается» современный ритейл. Не менее важным для генерирования потока посетителей является создание нового центра деловой активности в городе. Так, на базе Coworking Platforma и Арт-завода «Платформа» в ближайшем будущем будет создана автономная эко-система — некий «город в городе», где люди смогут работать, учиться, отдыхать и жить. CCG намеревается начать обустройство новых офисных площадей и коворкингов, общая площадь которых составит 100 000 кв. м. Первая стадия реализации проекта начнется в 2018 году, а завершится в 2019 году: будут созданы офисные помещения на 45 000 кв. м, коворкинг в два этажа общей площадью 8000 кв. м и мини-индастрис на 5000 кв. м. Не обойдется и без творческого пространства с оригинальными локациями: обучающее и арт-пространство по 6000 кв. м каждое, ивент-зона около 20 000 кв. м, а также зона кафе и ресторанов площадью 4000 кв. м.

Качественная трансформация ритейл-объектов происходит и в регионах страны. Летом прошлого года одесский ресторатор Алекс Купер открыл заведение с абсолютно новым для Украины форматом. Футбол на большом экране или французский шансон за бокалом вина и вкусной едой? На городском рынке? Почему бы нет! В старом историческом здании по ул. Ришельевская, 9А, в последнее время служившем ночным клубом, разместилось шесть баров и 13 концептуальных кафе. Принцип работы похож на фудкорт в обычном торговом центре. Посетители самостоятельно заказывают еду в понравившемся фудкорнере (кухня здесь практически на любой вкус: от европейской до азиатской), забирают заказ и садятся за столик. Также можно взять еду на вынос или купить на втором этаже морепродукты домой. Заведения объединены единым пространством площадью 1200 кв. м, а концерты, которые проходят на главной сцене «рынка», создают единую атмосферу.

Базар по-новому

Торгово-развлекательные центры постепенно отвоевывают аудиторию у рынков и стихийной торговли. Концерн «АВЭК» задумал провести масштабное преображение рынка «Барабашово» в Харькове, в результате которого будет построен один из самых крупных в мире торговых объектов. На 600 000 кв. м в несколько этапов планируется обустроить пять зон: крытый рыночный комплекс в виде отдельных тематических боксов; открытые круглогодичные торговые объекты в формате «торговой деревни»; большие боксы в формате ритейл-парка; смешанные торговые боксы в формате маркет молла; и торгово-промышленный техно-парк. На первом этапе девелопер проведет планирование всей территории с созданием торговых кластеров. Далее построит новые круглогодичные торговые боксы с «рыночным» наполнением. Третий этап включает изменение внешнего облика общих зон всего рынка и строительство новых торговых боксов с mix-наполнением, в которые войдут профессиональные сетевые операторы и «рыночные операторы», а также создание маркет моллов. На последнем этапе будут введены развлекательные услуги и сформированы торговые улицы в формате «торговой деревни».

«Третье место»

Новые форматы торговых центров – это, прежде всего, изменение соотношения торговой площади к общей: расширение развлекательных зон или ресторанной зоны. Торговые центры перестали быть просто местом совершения покупок, они превращаются в городское пространство, в «третье место» — между работой и домом, как отмечает соучредитель и управляющий партнер SQM Experts Евгения Баглай. По ее мнению, одной из причин трансформации торгового пространства в мире является необходимость конкурировать с растущей популярностью интернет-магазинов. «Сегодня мы стоим перед фактом доступности покупки. Мы можем купить любые товары, практически не вставая с дивана… Оффлайн-ритейл не может конкурировать с онлайном ассортиментом и ценой, но может конкурировать за счет создания атмосферы и эмоций от покупок», — считает эксперт.


Читать другие статьи

26.01.2018
Property Times поинтересовался экспертов и участников рынка торговой недвижимости, какая сегодня ситуация в отношениях между ТРЦ и арендаторами
подробнее
15.12.2017
Property Times пообщался с экспертами в сфере торговой недвижимости и выделил 9 трендов, которые будут характерны для рынка в 2018 году
подробнее
22.11.2017
8 «футуристических» идей об изменении рынка розничной торговли в связи с изменениями в образе жизни, урбанистической среде и других трендах, влияющих на отрасль
подробнее