Какими видят будущие торговые центры эксперты? — по итогам Shopping Centers Awards 2018

04.06.2018  |  Спецпроекты
  308

По материалам URE Club

31 мая в Киеве прошли форум и премия для игроков рынка коммерческой недвижимости Shopping Centers Forum & Awards 2018, в рамках которого были названы лучшие ТРЦ Украины в трех группах номинаций. Победителей определяли члены экспертного жюри, жюри ритейлеров и посетители ТРЦ. Организаторы мероприятия Ukrainian Real Estate Club  задали некоторым из членов жюри два вопроса: какими они видят будущие торговые центры, и какая из функций ТРЦ, на их взгляд, будет основной? Издание Property Times приводит мнения экспертов в  спецпроекте.

Дмитрий Грильберг, руководитель департамента по управлению недвижимостью Vertex United

1. В последнее время в сфере торгово-развлекательных центров наблюдается кризис. Старая концепция — «заезженный» формат молла, с надоевшими каруселями, игровыми автоматами и развлекательными площадками — уже не работает. Посетители уже пресытились, им не интересно. А если и интересно, то такие посетители — заинтересованные в развлечениях — не влияют на прибыли арендаторов торговых галерей.

В каждом из торговых центров представлены в основном одни и те же 200 топовых арендаторов, поэтому для покупателя неважно, в какой именно ТРЦ пойти. Ведь в результате картинка будет одна и та же, ассортимент — тот же, вывески перед глазами те же.

В погоне за разнообразием и привлекательностью для посетителей, моллы пытались создать разнообразную культурную среду, заполняя пространство выставками, презентациями, выступлениями второсортных певцов... Скорее всего это приведет к тому, что пустые площадки ТРЦ скоро никого не удивят (или уже не удивляют), и будут выглядеть как заброшенные фабрики Нью-Йорка в 1950-х годах.

Будущее за центрами совершенно другого формата, когда площадки заняты нестандартно и креативно. Если раньше молодые предприниматели сидели в отдельных помещениях, то теперь они нацелены на торговые центры, обратите внимание — в зонах фуд-кортов разных ТРЦ, всегда есть группа молодых людей с ноутбуками, которая сочетает удаленную работу, в хорошо расположенном месте с зоной free Wi-Fi и возможностью подкрепиться.

Людям интересна самореализация, они стремятся к самосовершенствованию, доступность ширпотреба теперь сменяется на предпочтение, например, товаров местных производителей. Со временем лишь до 50% площадей любого ТРЦ будут занимать магазины, остальные площадки будут отведены под современные креативные проекты, которые в том числе будут выполнять и социальную функцию. Такая практика уже существует в Европе.

Будущее за инновационными, культурными и социальными проектами на пустующих торговых площадях различных ТРЦ.

2. С течением времени отношение посетителей к ТЦ значительно изменилось. Покупатели не набивают тележки ненужными товарами, как раньше, когда создавалось впечатление, будто их, товары, раздавали бесплатно.

Теперь покупатели стали гораздо умнее, они научились сравнивать. Мы все хотим иметь право выбора, наличие ассортимента. Хотим за свои деньги качественный товар, а не ширпотреб. Мы не хотим переплачивать. Все идет к тому, что скоро ТРЦ утратят свою сегодняшнюю функцию площадки продаж и люди будут их посещать для решения своих жизненных потребностей.

Сейчас торговые центры полны посетителей в основном в выходные дни, а в будние пустуют. Но в будущем все изменится. Если я захочу сходить на фитнесс, то я пойду на него в ТЦ, после этого пройдусь по магазинам, зайду в отделение банка, заберу вещи из химчистки, куплю все необходимое, посижу в кафе с друзьями. И все это — на одной и той же площадке ТРЦ.

Также в последние пару лет набирает обороты «эдьютейнмент» — обучение детей через развлечение. Это могут быть и танцы, и мастер-классы, и обучение иностранным языкам. И, пока ребенок развивается и учится, это время родитель может походить по магазинам и совершить разнообразные покупки, как нужные, так и импульсивные.

Это и будет новый формат работы ТЦ, это пространство, ориентированное на посетителя. И если сейчас под рестораны, фуд-корты и развлечение отводится около 20%, то в будущем эта цифра достигнет 50%.

Знаете, у нас место встреч — это торговый центр. Встречаемся там, а дальше решим, как проведем время. Поэтому-то они и называются lifestyle-центры.

Формат торговых центров, которые сейчас популярны во всем мире, называется community-центр, когда на одном пространстве предоставляются различные бытовые услуги, проводятся выставки, мероприятия социального значения.

Светлана Харчевная, директор по развитию бизнеса сети ресторанов Salateira

1. Это должны быть ТРЦ, которые учитывают:

  • очень активный рост online продаж почти что по всех отраслях ритейла, поэтому просто обычным «классическим» набором арендаторов покупателей не удивишь, и они будут искать уникальный концепт ради которого стоит приезжать в ТРЦ;
  • важность наличия уникальных предложений продуктов и услуг в ТРЦ;
  • рост спроса на развлечения для детей и взрослых. Это глобальная тенденция, и Украина ее также уже ощущает. Поэтому в новых проектах девелоперы не только закладывают под развлекательную зону больше площади, но и инвестируют в развлекательные зоны.
  • важность многофункциональности и очень широкого выбора услуг, товаров, развлечений. Поскольку фактор времени значим для современных людей, очевидно, что, посещая тот или иной ТРЦ, покупатель заинтересован в том, чтобы провести свое время эффективно, то есть чтобы не возникала необходимость ехать еще куда-либо.
  • увеличение роли «зон питания» (фуд-корты, фуд-маркеты, зоны ресторанов, гастрономии в составе супермаркетов). Согласно последних исследований сейчас почти что треть посетителей ТРЦ посещает их ради зон питания и только потом заодно уже идет на шопинг или посещает развлекательную зону.

2. Все идет к тому, что ТРЦ станут в первую очередь местом социальной коммуникации и проведения досуга. Поскольку онлайн можно купить почти что всё, но, к примеру, провести время с близкими сходив в кинотеатр, или прийти покататься на американских горках с детьми, или пообщаться с подругами за шопингом, по пути заглянув в кафе – этого онлайн не сделаешь. То есть на первый план с существенным отрывом выходят уже совсем другие факторы нежели чем просто обычный шопинг.

Николай Чумак, СЕО IDNT

Розничная торговля — индустрия, которая в ближайшие годы будет претерпевать серьезные изменения. Изменится многое, начиная с бизнес-моделей. Мы уже наблюдаем трудности у некоторых лидирующих традиционных сетей в разных сегментах, от fashion (H&M) до игрушек и электроники (TOYS4US, Best Buy). В то же время можно найти много интересных примеров новых ритейлеров, даже возникновение новых категорий товаров и сервисов, новых бизнес-моделей, переосмысления традиционных продуктов. Все это связано с изменением привычек потребителей, их запросов, развитию новых технологий, наступлению со стороны e-commerce. Конечно, эти тенденции напрямую затрагивают торговые центры, универмаги, индустрию коммерческой недвижимости.

Торговые центры в будущем — более социальные и общественные пространства, развлекательные, станут центрами притяжения в своих районах или городах, возможно даже достопримечательностями. Задача ТРЦ будущего - создавать с помощью собственных инструментов и при помощи ритейлеров лучший потребительский опыт у своих гостей, конкурируя с другими объектами именно за счет потребительского опыта. Конкуренция за счет продукта из прошлого, т.е. tenant mix уйдет в прошлое. Да и сами ритейлеры в рамках тренда оптимизации торговых площадей и более эффективного их использования будут более взвешенно подходить к выбору ТРЦ для открытия новых магазинов. Ритейлеры также будут конкурировать за счет создания лучшего клиентского опыта и будут выбирать те ТРЦ, которые готовы работать на этой территории.

ТРЦ — продавцы квадратных метров, коммунальных услуг не имеют будущего, они уже сейчас в нашей стране стагнируют, теряя трафик и арендаторов. В будущем девелоперы станут более «ритейловыми» и научатся зарабатывать, не просто продавая метры и трафик, но и на том, что посетители покупают, где и в каких количествах, сколько времени проводят, с какими целями приезжают. Именно такого рода партнеры, а не «арендодатели» нужны ритейлу в будущем.

Джан Лука Бароне (Gian Luca Barone), партнер Zaha Hadid Architecs, M. Arch, ARB, RIBA (Великобритания)

1. Первое. Торговые центры сегодня — это не только о покупках. Посетители ищут опыт, выходящий за рамки традиционного шоппинга, ищут общественные места для социализации, встреч и общения.

Второе. Развитие e-commerce и цифровых технологий меняют ожидания потребителей и трансформируют функцию магазинов — в сторону «полезности» и создания уникального, развлекательного опыта для клиентов.

Третье. Торговые центры должны соответствовать многоплановым ожиданиям потребителей, стремясь превратиться в «новые городские центры». Важную роль в успехе ритейл-объектов получают отдых и развлечения, изысканная кухня, мероприятия и грамотный набор магазинов.

Четвертое. Понимание устойчивого развития подталкивает девелоперов разрабатывать концепции многофункциональных объектов, например, где посетители могут и жить, и ходить по магазинам, и работать в шаговой доступности от такого центра. Такие объекты способны генерировать альтернативный трафик посетителей — не только ритейл-трафик, но также поток в другие составляющие такого микс-объекта: например, в гостиницы и офисные здания.

Пятое. Все более важным элементом успешности ритейл-объектов становится дизайн и возможность интегрировать объект в ткань города.

2. Все больше и больше многофункциональных объектов —mix-useконцепций. Например, мы недавно завершили работу над торговым кварталом CityLife в Милане. Этот район площадью в 32 тыс. кв. м каждый год будет посещать более 7 миллионов посетителей. Это один из самых крупных проектов редевелопмента в Европе, и он будет включать в себя 1000 новых домов, офисы почти для 10 000 сотрудников, новый парк, площадь и детский сад.


Читать другие статьи

Сегодня, 09:00
Property Times выяснял, когда эти технологии получат у украинского бизнеса массовое применение
подробнее
20.06.2018
Property Times решил выяснить у игроков рынка, действительно ли грядущие изменения могут подстегнуть девелоперов увеличить реальные объемы работ
подробнее
15.06.2018
Представляем подборку футуристических проектов со всего мира, которые, возможно, будут реализованы в ближайшем будущем
подробнее
13.06.2018
Property Times посетил презентацию итогов III-го Аудита отделов продаж и узнал, что изменилось в работе таких центров за последние три года, а что — нет
подробнее