Турецкий цемент на украинском рынке: что выберет Украина — поддержать собственного или турецкого производителя цемента?

14.05.2020

Украинский рынок цемента возвращается в режим проверки на прочность. Весной 2020 вместо ожидаемого роста цементная отрасль, как и вся промышленность, снова оказывается в ситуации влияния кризисных явлений в экономике, на этот раз вызванных пандемией СОVID-19 и связанным с ней спадом потребления.

Рост внутреннего потребления — один из главных факторов ускорения экономики. Он создает спрос на рабочую силу, питает активность бизнеса, а затем стимулирует большие поступления налогов и отчислений в государственный бюджет, пенсионный и другие фонды социального обеспечения. Новый кризис потребления будет резко негативно влиять на украинскую цементную отрасль, ограничивая внутреннее производство более чем на 30%, что особенно опасно в условиях роста импорта с рынков, которые в условиях спада внутреннего спроса попытаются увеличивать экспорт.

Цементная промышленность Украины — стратегическая отрасль производства базового материала для строительства объектов промышленной и транспортной инфраструктуры страны, а также коммерческого и жилищного строительства. Сейчас производственная инфраструктура не только полностью обеспечивает внутренние потребности рынка строительства, но и имеет около 20% резерва незадействованных производственных мощностей.

В 2019 году рынок цемента в Украине вырос на 2,3% по сравнению с предыдущим годом — до 9,4 млн тонн. Вокруг таких величин он колеблется в течение последних трех лет, не показывая значительного роста или спада, тогда как импортные потоки существенно возрастают. В 2019 году в связи со слабым ростом рынка, кризисом железнодорожных перевозок и резко отрицательным экспортно-импортным балансом (-30%) производство цементных предприятий Украины уменьшилось с 9,11 млн тонн до 9,09 млн тонн (-0,3%).

 

Несмотря на введение антидемпинговых пошлин на продукцию из России, Беларуси и Молдовы, внешнеторговая динамика по итогам 2019 сложилась не в пользу отечественных производителей. Экспорт цемента в 2019 году вырос на 16%, а импорт — на 57,1%. В частности, импорт турецкого цемента в Украине увеличился в 9,3 раза.

Турция, которая по данным The Global Cement Report является четвертой в мире страной по объемам производства (80 млн тонн в 2017 году), и второй по объемам экспорта (13 млн тонн в 2017 году), находясь в ситуации значительного спада потребления на внутреннем рынке (с 75 млн тонн в 2017 до 47 млн тонн в 2019 году) и имея морское соседство с Украиной в 2019, начала активный экспорт портландцемента на украинский рынок.

Ситуацию прокомментировал исполнительный директор Ассоциации производителей цемента Украины «Укрцемент» Роман Скильский: «По данным Госстата, только за вторую половину 2019 в Украину завезено около 200 тыс. тонн турецкого цемента, а тенденция начала 2020 года указывает на то, что импорта из Турции будет в разы больше. Получается, что, ожидая кредитов МВФ, Украина платит десятки миллионов долларов за импорт продукции, допуская простой собственных предприятий по выпуску абсолютно такой же продукции. Это реальные деньги, которые могли бы остаться в Украине, обеспечив поддержку производства цемента, загрузку мощностей, создание рабочих мест и вклад в развитие экономики, крайне необходимых нашей стране. Таким образом, с одной стороны мы имеем очевидную необходимость преодоления спада промышленного производства Украины, а с другой — стремительный рост импорта продукции, которая может в достаточном количестве производиться внутри страны на восьми заводах четырьмя крупными международными и украинскими компаниями».

Производители цемента в Украине принадлежат к четырем промышленным группам: международным ЧАО «Дикергофф Цемент Украина» и CRH Украина (ЧАО «Подольский цемент», ЧАО «Николаевцемент», ООО «Цемент»), и украинским — ЧАО «Ивано-Франковскцемент» и ЧАО «Кривой Рог Цемент».

Они выпускают продукцию в соответствии с действующими в Украине требованиями нормативных документов, полностью придерживаясь украинского законодательства на всех этапах производства. С первого дня коронакризиса эти компании обеспечивают непрерывное производство цемента и безопасное рабочее пространство работникам на своих предприятиях, а также активно помогают врачам и сообществам.

Другой аспект проблемы — маркировка продукции. Как известно, обязательная сертификация и реестр УкрСЕПРО уже не существуют. В течение последних двух лет цемент, от качества которого зависит долговечность и безопасность зданий и сооружений, подлежит исключительно добровольной сертификации. В наших реалиях на фоне размеров теневой экономики это практически означает бесконтрольное введение в обращение продукции с неизвестными качественными характеристиками.

Именно маркировка дает потребителю возможность получить информацию о том, что он собирается приобрести. По результатам последнего исследования качества цемента, проведенного ОО «Союз потребителей Украины» в 2016-17 годах, 82% тарированной продукции в мешках с нарушениями маркировки оказалось фальсификатом.

Ранее Property Times писал о том, как рынок стройматериалов остался без контроля качества

Анализ маркировки образцов продукции из Турецкой республики показывает, что значительное количество ее не соответствует требованиям действующих в Украине нормативных документов. Менеджер по маркетингу Ассоциации «Укрцемент» Елена Герасимова детальнее рассказала, почему это действительно является проблемой: «Во-первых, на мешки цемента турецкого (импортного) производства нанесена только СЕ-маркировка, которая, кстати, имеет нарушения. Но пока, до заключения Соглашения об оценке соответствия и принятия промышленной продукции (ACAA), в Украине нет утвержденных процедур и требований на этот счет, поэтому сегодня на украинском рынке маркировка импортного цемента ничем не регламентирована. Маркировки по требованиям нормативных документов Украины на турецких мешках цемента вообще нет. Во-вторых, на мешке не указано в достаточном объеме (или вообще не указано) информацию о товаре на государственном языке, а это нарушает право потребителя на необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции (Закон Украины «О защите прав потребителей» ст. 15. Право потребителя на информацию о продукции, и ст. 30 Государственный язык в сфере обслуживания потребителей Закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» — прим. ред)».

Потребитель, в основном, не может и не обязан по внешним признакам определять качество товара и его безопасность, а вот государство должно обеспечить соблюдение представителями бизнеса процедур доступа товара на рынок.

Введение со стороны государства мер по ограничению ввоза и реализации в Украине цемента без соблюдения действующих требований по маркировке продукции, по крайней мере до момента принятия Регламента (ЕС) N 305/2011 и подписания Украиной соглашения АСАА, могло бы стать решающим фактором в обеспечении защиты прав украинского потребителя на достаточную информацию о продукции, а также поддержать украинского производителя цемента и экономику страны на фоне рисков, связанных с карантином и замедлением бизнес-активности.

Что выберет Украина: поддержку украинского или турецкого производителя цемента? Продолжит ли экспортировать рабочую силу и ресурсы, а импортировать готовый продукт? Ответы на оба вопроса стратегически важны для развития украинской экономики. Особенно сейчас, когда стране крайне необходимо создавать условия для уменьшения негативных последствий неминуемого кризиса. 

Читайте также Будматеріали: курс на покращення

Текст: Анна Гергель