ТРЦ как архитектурный объект: 8 интересных концептов торговых центров в мире

03.10.2018  |  Спецпроєкти

Крупные торговые центры и моллы — мощные точки социального притяжения, которые стали привычным элементом городского пейзажа. Их успех зависит напрямую от архитектурных и технологичных решений, которые заложены в проект. Качественные ТРЦ, которые становятся центрами притяжений для горожан и гостей города, имеют свой особенный архитектурный облик, который зависит от локации, концепции позиционирования и многих других аспектов.

Эти факторы, в свою очередь, влияют как на внешний облик, экстерьер, так и на оформление внутреннего пространства — использование подходящих интерьерных решений. Бенчмарк для девелопера — одна из самых распространенных практик при планировании нового объекта и пересмотре концептов существующих ТРЦ.

Топ-менеджеры компаний-девелоперов посещают ТЦ в деловых и личных поездках. В силу профессиональной сфокусированности они обращают внимание на особенности объектов, в том числе на архитектурные и дизайнерские решения, отслеживают изменения в подходах и технологиях, изучают реализацию трендов на практике, исследуют и внедряют на своих объектах инновации.

Property Times представляет опрос топ-менеджеров компании Arricano об интересных зарубежных архитектурных концептах ТРЦ. Мы попросили их вспомнить, чем впечатлила архитектура объекта, и какие решения с точки зрения архитектуры делают объект конкурентным в современном рынке. 8 топ-менеджеров — 8 ТРЦ.

Анна Чуботина, директор департамента торговых площадей

Plaza Rio 2, Мадрид, Испания

Из последних увиденных проектов мне запомнился торговый центр Plaza Rio 2 в Мадриде (Испания). Проект новый, открыт в 2017 году. Отличный пример того, как органично торговый центр может вписаться в ландшафт города. Он атмосферный, с большим количеством террасных ресторанов, с видом на реку и уютную прогулочную зону Madrid Rio Park. Sustainability — принцип, заложенный в дизайне проекта, ощущается как в целом, так и в деталях.

При строительстве использованы новые технологии: энергосберегающие системы, красивый фасад из стекла и белого гранита с большим LED-экраном. Один из скайлайтов внутри торгового центра оборудован LED-облаком. Это конструкция, которая состоит из большого количества небольших digital-панелей. В темное время суток гости могут проецировать разные картинки на облако.

В отделке интерьеров использованы деревянные панели, искусственный камень, много стекла. Внутреннее пространство наполнено многочисленными зеленными растениями, арт-объектами, все вокруг буквально залито светом. Все это позволяет «живому» миру за окном перетекать в торговый центр, стирая границы между природой и закрытым пространством. Это место создано для комфортного шопинга и приятного времяпрепровождения с друзьями или всей семьей.

Открыт — октябрь 2017
140 магазинов, ресторанов
1 500 парковочных мест
Общая площадь — 130 000 кв. м
Торговая площадь — 40 000 кв. м

Вардуи Батракова, директор ТРК City Mall (Запорожье)

Ulemiste (Юлемисто), Таллин, Эстония

Таллинский ТРК Юлемисто, обладатель звания «Лучший ТЦ Европы — 2016», впечатляет дизайнерскими решениями, «зеленой» философией и эстетичным удобством. После рестайлинга 2015 года в ТЦ все сделано для того, чтобы посетитель не захотел уходить. Меня восхитил уникальный 3D-фасад, дизайнерские решения внутри, потолок в фойе, который имеет неимоверную акустику и эвфонию, труба для веселого спуска деток со второго этажа на первый, качели, кресла-качалки, art-объекты, восхитительные урны в виде тюльпанов от итальянского бренда Metalco. Зоны фудкорта – это не просто столы и стулья, а цельные арт-объекты. Это очень красиво. А еще здесь самые удобные комнаты матери и ребенка, декорированные гостевые туалеты и, самое важное — абсолютная чистота.

Поражает не только эстетичность, но и энергосберегающие подходы. Здание спроектировано согласно экологическому стандарту BREЕAM, а это снижение потребления электроэнергии на 50% и на 40% — воды. Здесь понимаешь, каким результативным для создания функциональной красоты становится привлечение лучших дизайнеров — архитекторов, которые придумывают решения, вписывают дизайн самого центра в городскую архитектуру, гармонично оформляют внутреннее пространство, учитывая мельчайшие детали. Вывод очевиден: важно привлекать профессионалов для оформления всего объекта.

Также я бы взяла на вооружение некоторые очень важные аспекты по эксплуатации и дизайну: все техническое оборудование сделано из нержавеющей стали, после рестайлинга весь комплекс обслуживается с помощью Building Management System.

Открыт после рестайлинга — 2015
Общая площадь — 96 529 кв. м
Торговая площадь — 59 000 кв. м
Представлены все мировые бренды — более 200 магазинов
1 700 парковочных мест

Николай Якименко, и.о. руководителя департамента девелопмента, и.о. директора по эксплуатации

Cherry Creek Center, Денвер, США

Американские торговые центры существенно отличаются от украинских. Например, когда я попал в Cherry Creek Center, который является ярким примером классического американского подхода к созданию ТРЦ, мое внимание сразу привлекли несколько входных групп. Фасад каждой отличается по дизайну, цвету и использованным материалам. Внутри впечатляют широкие галереи и высокие потолки.

В отделке интерьеров используется природный камень светлых и темных оттенков, что создает ощущение «премиальности». Везде, где это возможно, используется дневное освещение, которое поступает через многочисленные, но небольшие, световые фонари.

Несомненным преимуществом является грамотное использование пространства просторных галерей. Здесь размещены детские или тематические зоны, оформлены многочисленные лаунж-зоны с розетками для зарядки гаджетов, с удобными креслами, скамейками, столиками, пуфами, арт-объекты и инсталляции. Такой подход создает атмосферу свободы, комфорта и удобства.

Следует отдельно отметить, что при оформлении витрин магазинов, каждый оператор делает все возможное, чтобы привлечь внимание посетителя с помощью дизайна витрины. Это приводит к тому, что все витрины магазинов в галерее очень разные — и даже кажется, что у собственника ТРЦ не стоит задача сохранить общий стиль всей галереи. Но за счет применения качественных материалов и дизайнерских идей в оформлении витрин каждого магазина, такое разнообразие выглядит гармонично.

Дата открытия — 1953 (первое открытие), 1990 — реконструкция
Общая площадь — 1 025 000 кв. футов
Торговая площадь — 623 000 кв. футов
Больше 160 магазинов и 40 бутиков

Наталья Дмитренко, CMO

Manufaktura (Мануфактура), Лодзь, Польша

В этом торговом центре я была несколько лет назад. Аккуратные и лаконичные строения из кирпича в промышленном стиле напомнили мне немного наш Подол, а в комбинации со стеклом и металлом Лодзьская Manufaktura — очень современный и стильный комплекс. Впечатли комплексные архитектурные решения, стыки «старое-новое» — организация «переходов» из исторических зон в шопинг и рестораны.

В объекте присутствует весь набор ритейла и социальных составляющих, что делает «Мануфактуру» магнитом городского значения. Музеи, более трех десятков ресторанов и кафе, большинство популярных ритейл-форматов и брендов, ивент-зона на улице, впечатляющая простором, — отдел маркетинга может мечтать о таком объекте.

Если говорить о том, что можно было бы позаимствовать для работы с новыми проектами, мне очень близка идея музея, или галереи, или любого другого «гибкого» концепта, который способен социализировать объект в жизнь мегаполиса и дать гостю альтернативу шопингу. Иначе говоря, гость проводит еще больше времени в этой локации, потому что там хорошо, интересно, комфортно, вкусно, и, к тому же, можно еще что-то купить. 

Важна также привязка локации коммерческого объекта к истории места: это синергия концепции и архитектуры. Если есть интересная история локации, которую можно использовать в легенде ТРЦ и отобразить в архитектуре, тогда более органичной будет коммуникация объекта со всей городской средой и всеми целевыми группами. 

Дата открытия — 2006
Общая площадь — 270 000 кв. м
Более 300 магазинов

Лаури Рейнберг, CFO

PortoFranko (ПортоФранко),  Таллин, Эстония

Меня впечатлил PortoFranco в Таллине, который находится в процессе строительства. Объект расположен в интересном месте. В центре Таллина есть Адмиралтейская гавань, краеугольный камень которой заложил Петром I. Это историческое место около пассажирского порта, где пассажиропоток составляет около 10 млн человек в год. PortoFranco соединяет старый город с портом, где останавливаются круизные лайнеры, и приезжает много туристов. С точки зрения трафика это интересное место для торговли. Концепцию проекта создал Chapman Taylor Architects, одно из ведущих мировых архитектурных бюро, реализующее сложные mixed-use проекты.

PortoFranco — многофункциональный комплекс с большим объемом застройки, общая площадь который составляет около 150 000 кв. м. Он состоит из 5 наземных и 3 подземных этажей. Большую часть здания будут занимать торговые предприятия, офисы, предприятия общественного питания, а также 3 подземных этажа парковки. Здесь создана особенная среда и атмосфера. Это уникальный проект в сфере недвижимости: он рассчитан как на свободное времяпрепровождение, так и на ведение бизнеса.

Интересная локация, сложное архитектурное решение, соединение нескольких видов коммерческой недвижимости в одном объекте создают некую синергию, улучшающую качество жизни. Если вы работаете в офисе, можно спуститься в ресторан, ходить на шопинг, свободно припарковаться, приехать сюда отдохнуть и развлечься, — все это можно сделать, не выходя из комплекса, что в местном климате важно.

Дата открытия — 2018, планируется к завершению в 2020
Общая площадь — 150 000 кв. м, магазины и предприятия общественного питания — 35 000 кв. м, офисы — 31 700 кв. м
Магазины — более 100

Михаил Меркулов, CEO

Principe Pio Mall (Принcипи Пио), Мадрид, Испания

Principe Pio Mall в Мадриде впечатляет отсутствием архитектуры. Этот объект успешно развивается под девизом: «Архитектура — ничто, трафик — все». Это, конечно же, шутка, но в каждой шутке есть только доля шутки. Уникальным объект делает здание старого вокзала, к которому пристроили торговый центр. Это настолько красиво, насколько и неэффективно, ведь внутренние помещения невозможно охладить или обогреть. История объекта началась в 2005 году с небольшого бюджета — 3,4 млн долларов.

Торговый центр 79 тыс. кв. м, в котором разместилось 110 магазинов, посажен на вокзал, где есть и линии метро, и пригородный вокзал, и междугородные пути сообщения. Интересным архитектурным решением в Principe Pio является совмещение современной архитектуры и классического старого вокзального дизайна. Особенностью объекта, которую замечаешь сразу, является фуд-зона. Она занимает огромную площадь с большим количеством и разнообразным выбором предложений по еде. Например, антресоль, на которой разместился McDonald’s, впечатляет огромной посадочной площадью на 500 мест. Секция с едой работает в будние дни до часу ночи и до трех — в выходные. Principe Pio — яркий пример того, что для успеха современных объектов обязателен генератор органического трафика.

Для своих будущих объектов использовать можно несколько подходов, реализованных в Principe Pio: во-первых, общепитовская функция может стать практически якорной и жить своей собственной жизнью; во-вторых, неожиданный микс старого и нового всегда работает как что-то необычное и нестандартное, выделяющееся из обычного урбанистического фона.

Дата открытия — вокзал — 19 век, mall — 2005
Общая площадь — 79 804 кв. футов
Больше 110 магазинов

Инна Сотникова, директор ТРК «Проспект» и PaйON (Киев)

Galeries Lafayette (Галерея Лафайет), Париж, Франция

Величественное здание Галереи Лафайет в Париже поражает своей эффектностью. Впечатляет грандиозность и одновременная легкость архитектурных форм, много света и воздуха наряду с насыщенностью и разнообразием форм и текстур, невероятный вкус и французский шарм. Лестница галереи создана по образу лестницы Парижской оперы, балконы и эркеры украшают узорные металлические перила, а своды атриума венчает прозрачный 43-хметровый купол с невероятными легкими витражами в неовизантийском стиле, под которым в Рождество красуется новогодняя елка в самых разнообразных интерпретациях.

В этой величественной «постановке» особая роль отведена витринам: они должны привлекать каждого посетителя и прохожего, с чем непременно справляются идеально. А с террасы, расположенной на верхнем этаже здания, открывается панорамный вид на Париж. В этом торговом центре впервые появились места, которые не имели отношения к магазинной торговле: чайный салон, зал для чтения и зал для курения. В результате Галерея Лафайет стала законодателем моды на шоппинг как форму отдыха.

Этот объект, на мой взгляд, достоин подражания. Высокие витрины и атриумные пространства, создающие невероятную легкость, много воздуха и света, дают возможность создавать атмосферные композиции, привлекающие многочисленных посетителей. А верхние этажи, как магнит для туристов и место проведения досуга горожан, также достойны использования в архитектурных решениях.

Дата открытия — 1893
Общая площадь — 50 000 кв. м
Торговая площадь — 30 000 кв. м

Александр Немер, директор IT департамента

The Dubai Mall Дубаи Мол Дубай, ОАЭ

Dubai Mall поражает масштабом, он органично вписан в архитектурное решение делового центра Дубая. Это хай-тек стиль, здесь есть бутики на любой вкус в торговой галерее, а также полный спектр развлечений. Торговый центр, который считается самым большим в мире, расположился на площади в 1,2 млн кв. м. Все элементы в нем взаимосвязаны, перетекают один в другой. Dubai Mall расположился возле подножья знаменитой башни Бурдж-Халифа.

Поражает воображение улица с раздвигающейся крышей, самый большой в мире аквариум, горнолыжный комплекс. Особая зона притяжения — VR Park в Dubai Mall. Чего стоит только входная группа, созданная с изогнутых LED-экранов. А сам парк уже на входе погружает тебя в атмосферу искаженной реальности, которая буквально через несколько минут окунет в VR. Сам парк поразил своим масштабом: я бы очень хотел увидеть в наших проектах что-то подобное.

Этот торговый центр заслуженно можно назвать «городом в городе»: под его крышей расположились более 1200 магазинов, крупнейший золотой рынок, 120 ресторанов и кафе, более 20 кинозалов, детский развлекательный комплекс, отель. Незабываемые впечатления при посещении Dubai Mall оставили многочисленные медиа-экраны. В ТРЦ их более 120. Такое многообразие предоставляет возможность реализации любых творческих идей для маркетинга и рекламодателей.

Дата открытия — 2009 год
Общая площадь — 1, 2 млн кв. м
Торговая площадь — 350 244 кв. м
1 200 магазинов