Разбор: что на самом деле поменялось в ДБНах, и как это отразится на городской застройке

18.04.2018
  2930

Автор: Григорий Мельничук

В марте-апреле 2018 года информпространство рынка недвижимости захватили сообщения о смене ДБНов (СНиПов): оценивали — что могут упразднить, а что ввести, и воплотится ли (и как) эта инициатива в жизнь. 5 апреля стало известно, что Научно-технический совет Минрегионстроя утвердил четыре новые государственные строительные нормы, в том числе касающиеся градостроительства, которые вступят в силу через три месяца. Property Times попросил журналиста, блогера и урбаниста Григория Мельничука подготовить для нас разбор этих нововведений.

Что произошло?

Дьявол кроется в мелочах, а настоящие реформы – в подзаконных актах, инструкциях и, конечно же, в строительных нормах. Невозможно построить «Европу» в буквальном смысле, если даже хороший проект при «адаптации» под нормативы превращается во все тот же совковый микрорайон, а улица при реконструкции воспроизводит проект 70-х годов.

Украина уже 27 лет как вроде бы распрощалась с СССР, в стране случилось целых две революции, выросло поколение людей, которые не понаслышке знают, как все устроено «там, на Западе» и почему – однако только теперь мы, наконец, «спромоглись» обновить такие важные нормативы как планирование городов и улиц в населенных пунктах.

Устаревшие нормативы, с одной стороны, в буквальном слове консервировали советскую действительность, с другой, в тех разделах, которые раньше особо и не требовалось регулировать, создавали «окно возможностей» для нерадивых застройщиков создавать всевозможное ЖК «Мордор-Сити», опять же в буквальном смысле калеча города и судьбы их жителей.

По оценкам Минрегионбуда, всего в Украине действует 109 ДБН, из них 27 посчитали требующими срочного обновления. В 2017 году было принято 13 новых ДБНов, а в 2018 – пока только 4, но очень важных: «Планирование и застройка территорий», «Заведения образования», «Заведения дошкольного образования» и «Улицы и дороги населенных пунктов».

Процесс разработки и внесения изменений-предложений был на удивление для украинского нормотворчества публичен – круглые столы, дискуссии, привлечение общественных организаций и много чего еще. Также упростили процедуру будущих изменений – ведь очевидно, что с развитием технологий и дальнейшей урбанизацией учесть наперед многое не выйдет.

Что же поменялось?

С точки зрения общего городского планирования помимо «красных» линий появились еще «голубая» и «зеленая». Первая ограничивает высоту застройки исходя из линии силуэта города (мы понимаем, что невысокое здание на холме иногда выделяется еще больше, чем высотка в яру), вторая – ограничения застройки особо ценных зеленых зон.

Впрочем, это все равно регулируется градостроительной документацией, где у нас еще существует советская практика очень детальных генеральных планов. И разрабатываются они до сих пор, зачастую, специалистами «старой школы», без реальных экономических расчетов и учета интересов субъектов хозяйствования, зато с чисто формальной процедурой общественных слушаний. «Интегрированное пространственное планирование» и «партисипация стейкхолдеров» (то есть участие в процессе всех заинтересованных сторон) – уже вопрос будущего, нынешние изменения, все же, больше касаются отдельных кварталов, зданий и улиц.

Если соотносить ныне строящиеся жилые комплексы и новые строительные нормы, то может сложиться впечатление, что разработчики решили поддержать более качественное по планировочным решениям жилье и «прижать» желание некоторых застройщиков заработать по максимуму на дешевых квартирах. Из ДБНов наконец исчезли такие пережитки советских времен как ступеньки в подъезд, мусоропроводы, площадки для чистки ковров, запрет на лифты в паркинг, а детские садики теперь можно размещать на первых этажах жилых комплексов.

Много внимания в изменениях уделили обеспечению равной доступности для людей с инвалидностью – это касается как строительства жилых зданий (например, адаптация нижних этажей для проживания и то же отсутствие ступенек в подъезде), так и очень важная норма – все школы должны быть адаптированы для людей на колясках, чтобы наконец отойти от сегрегации через спецшколы.

Плотность, точечная застройка и паркинги

А вот самый жесткий «удар» по строителям «муравейников» — реальное ограничение плотности населения. Если ранее в ДБН хоть и была норма 180-450 человек на гектар – но оговорка «может превышать 450 при условии обоснования» позволяла повышать реальную плотность почти до бесконечности. В новых ДБН норматив 450 можно превышать не более чем на 20% — и при четко оговоренном обосновании: наличии многоэтажных паркингов, встроено-пристроенных детских садов, открытых террас (например, на стилобатах) и расположения парка или сквера в пешеходной доступности 500 м.

«Прижали» в новых ДБН и приверженцев точечной застройки – когда строение занимает почти весь участок. Теперь введены нормативы по проценту застроенной территории в зависимости от этажности – например, для жилого дома высотой 11 и более этажей это не больше 30% территории.

Под эту норму подпадают и ныне «модные» решения организации двора на крыше стилобата – ведь это уже считается застроенной землей.

Помимо уплотнения застройки в комплексе новых ДБНов есть и ряд мер по сдерживанию автомобилизации. Хотя СМИ облетела новость, что во дворах запретят парковаться, на самом же деле запретили размещать внутри кварталов гаражи и места хранения авто – а вот гостевые стоянки оставили, только порекомендовав размещать их со стороны улицы. В реалиях мы же знаем, что гостевые стоянки часто по факту превращаются в места хранения транспорта жителей.

Планировании улично-дорожной сети

С дорогами и улицами ситуация сложнее. Если запрос на изменения норм строительства жилья во многом определил рынок – многие девелоперы действительно стараются улучшить качество проектов, ведь это – конкуренция, вопрос выбора клиентов-инвесторов, то в планировании улично-дорожной сети монополия заказчиков остается за муниципалитетами, которые остаются весьма консервативными.

Несмотря на значительный рост смертности в ДТП и уровня автомобилизации, этот довольно узкий сегмент планирования, результатами которого пользуются при этом все без исключения жители городов, с точки зрения технических заданий пока остается «в плену» «автомобилецентричного» подхода. Его исповедуют в первую очередь дорожные инженеры еще советской школы, а также местные полицейские, которые обязаны согласовывать проекты.

Как результат – даже в Виннице новые островки безопасности и переходы приходится в буквальном смысле «выгрызать», а в Киеве реальное перепланирование улиц – не дело ближайших года-двух. Количество же реализованных проектов по современным подходам исчисляется единицами в рамках всей страны – проще говоря, в Украине пока практически нет настоящих европейских улиц.

В новых ДБН нормативы ужесточили – теперь, например, запрещены «зебры» через 4-полосные улицы: или островок безопасности посредине, или светофор. Впрочем, и раньше действовала схожая норма, обязывающая строить островки безопасности на 6-полосных магистралях – но сколько же их, таких «дорог смерти», даже недавно отремонтированных, без каких-либо средств безопасности движения и в жилых районах!

Снизили и нормативы по расчетной скорости для проектирования улиц: если раньше «светофорные» магистрали городского и районного значения рассчитывали по 80-100 км/ч, то теперь – под 60 км/ч.

Т.е. если раньше проектировщики по сути сознательно провоцировали водителей превышать скорость на 20-40 км/ч выше разрешенной – то теперь только на 10 км/ч, и то это скорее из-за того, что только с 1 января 2018 года в городах действует ограничение 50 км/ч.

Должны распрощаться украинские города и с широкими полосами движения – по новым нормам их ширина не должна превышать 3,75 метра, тогда как нынче и 4, и 5 метров – вполне обыденная практика. Сужение же полос до 2,75-3 метров в городах при лимитированном максимуме станет своеобразным тестом для коммунальных служб на готовность вводить нововведения. Это как с побелкой деревьев – вроде как еще в 2006 году запретили, а до сих пор на поддержание этого советского пережитка идут деньги налогоплательщиков.


Читать другие статьи

27.03.2018
Property Times предложил участникам рынка высказать свою точку зрения и прокомментировать инициативу правительства о замене устаревших строительных норм
подробнее