АШАН покупает сеть гипермаркетов Караван

18.01.2017   |  Новини

В скором времени Караван может перейти под управление украинского подразделения французского холдинга АШАН.

Эту информацию подтверждают источники в сети АШАН. Сделка еще не закрыта, однако близка к завершению, - сообщает RAU.

Официального подтверждения этой информации пока нет, однако это и не удивительно: как правило, компании тщательно скрывают даже сам факт сделки до подписания всех документов.

«Учитывая, что АШАН – часть большого международного холдинга, они точно не будут ничего разглашать до завершения сделки. Однако информация о покупке сети Караван не безосновательна. Они начали предметно обсуждать этот вопрос еще три месяца тому. Вполне вероятно, что сейчас уже договорились», - говорит источник в торговой сети.

Директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко добавляет, что желание нынешних хозяев продать сеть вполне понятны: «Сейчас в Украине желание выйти из бизнеса есть у многих хозяев торговых сетей. Масса небольших сетей убыточны, и собственники понимают, что не смогут и дальше продолжать работу. Некоторые ведут переговоры о продаже уже по третьему кругу, постоянно понижая цену, чтобы выручить за свои активы хоть что-то. Думаю, Караван в этом плане не исключение и информация о переговорах может быть достоверной».

При этом от отмечает, что позволить себе приобретение таких больших активов может лишь несколько компаний, работающих в Украине.

«Достаточными финансовыми ресурсами оперируют лишь Сильпо, АТБ и АШАН. Других потенциальных покупателей у нас в стране нет. А учитывая формат Каравана, их объекты могут быть интересны лишь Сильпо или АШАНу», - добавляет эксперт.

О том, что сравнительно небольшим сетям все сложнее выживать на рынке, могут свидетельствовать несколько соглашений прошлого года.

Так, сеть АТБ приобрела у концерна Евротек Михаила Весельского сразу 17 маркетов «Барвинок», а BILLA избавилась от своих харьковских супермаркетов, продав их локальным операторам. Кстати, из того же Харькова ушла и сеть Фора, которая входит в состав Fozzy Group: восемь магазинов бренда перешли местному ритейлеру Digma.

Однако, это далеко не первый случай, когда слухи на рынке «продают» супермаркеты Караван.

Сеть была создана в 2003 году бизнесменами Сергеем Хрипковым и Андреем Гордиенко, которые управляли одноименной сетью ТРЦ в Киеве, Харькове и Днепре. В 2013 году часть руководящей компании Karavan Real Estate Limited выкупил хозяин DCH Group Александр Ярославский. В 2016 году бизнесмен стал единоличным хозяином сети ТРЦ, выкупив у фондов прямых инвестиций их доли.

От супермаркетов основатели пытались избавиться не один раз, при чем компании, которые управляют сетью, не раз менялись.

В 2008 году на рынке появились первые слухи о быстром изменении хозяина сети. Тогда говорили, что в выходе на украинский рынок, где уже работала BILLA, Auchan, METRO Cash&Carry, заинтересована вторая по величине продуктовая сеть мира – французская Carrefour. По разным оценкам, за 50%+1 акцию управляющей компании Carrefour была готова отдать 120-150 млн долларов.

Тогда стороны также категорически отказывались комментировать возможность такого соглашения, а в скором времени исчез и повод для разговора: начался мировой экономический кризис, и французы резко перестали интересоваться Украиной.

Менее чем через год после этого ТОВ «Караван», которая оправляла одноименной сетью гипермаркетов, успешно обанкротилась, оставив почти 140 млн гривен долгов. К тому времени активы перешли к ТОВ «Адвентис», а позднее – к ТОВ «Группа ритейла Украины». Формально оба юридических лица принадлежат кипрским офшорным компаниям, однако де-факто все это время контроль над гипермаркетами сохраняли Хрипков и Гордиенко.

Сейчас сеть состоит из девяти гипермаркетов в Киеве, Харькове, Днепре, Черновцах и Житомире. Раньше также работал маркет в Донецке, однако после начала войны управляющая компания потеряла контроль над ним.

Последние открытие торгового объекта Караван происходило в декабре 2015 года. Тогда к сети добавился гипермаркет в столичном ТРЦ Магелан, который открылся на месте супермаркета «Країна». С тех пор компания не открывала новые торговые объекты.

Вторая порция слухов о возможной продаже сети маркетов Караван появилась в 2012 году, и именно тогда потенциальным покупателем впервые назвали АШАН Украина.

АШАН Украина – четвертая по величине розничная сеть в стране после АТБ, Сильпо и МЕТРО. В 2015 году АШАН Украина увеличил оборот на треть (составив почти 8,9 млрд грн). Сеть гипермаркетов Ашан состоит из 11 торговых объектов – шесть в Киеве, два во Львове, по одному в Одессе, Кривом Роге, Запорожье. В последние годы компания развивается не очень активно. В 2014-2015 году она открыла всего по одному гипермаркету в Киеве и Львове, а в 2016 и вовсе ничего не открывала в Украине.

Однако, в 2012 году высказывались предположения о покупке, в связи с большим приобретением французского ритейлера: он купил у Metro Cash&Carry сеть гипермаркетов Real за 1,1 млрд евро. Сети Auchan отошел 91 торговый объект немецкого концерна, два из которых работали в Киеве и Одессе. Уже тогда аналитики, прогнозируя перспективы развития АШАН Украины, предполагали, что кроме открытия собственных объектов, сеть сосредоточится на поглощении менее успешных коллег. В числе потенциальных «жертв» называли и Караван. Однако, как и четырьмя годами ранее, покупка не была произведена.

Действительно ли АШАН имел планы на поглощение Каравана в 2012 году, так и остается загадкой: стороны традиционно воздерживаются от комментариев, а после того как началась рецессия в украинской экономике и падение платежеспособного спроса населения, событий зимы 2013-2014 годов и вовсе отбили у европейцев всякое желание инвестировать в непредсказуемую Украину. Еще на четыре года гипермаркеты Караван оставались в собственности Хрипкова и Гордиенко.

В следующий раз сеть Караван «начали продавать» приблизительно в средине прошлого года. И, что характерно, вновь АШАН Украина.

Официально факт переговоров не признан ни одной из сторон, однако игроки и участники рынке не делают из этого тайны. И, похоже, что в этот раз сделка всё-таки состоится. После начала роста украинской экономики в 2016 году и первого за последние два с половиной года оживления на рынке ритейла, французы хотят опередить конкурентов и укрепить свои позиции.

В частности, Иммошан Украина – девелоперское подразделение, которое входит в состав того же холдинга, что и АШАН Украина – инвестирует в строительство сразу трех объектов в Украине.

«Мы сосредоточены на реализации трех проектов: ТЦ на Позняках, ритейл-парк Петровка и проект в Одессе», - рассказала в интервью коммерческий директор Иммошан Украина Анна Корягина.

Если французский холдинг готов инвестировать в настолько долгоокупающиеся проекты со строительством ТРЦ, то почему бы не допустить, что он заинтересовался в «расширении с поглощением»? Тем более, что учитывая ситуацию на рынке и не лучшие финансовые показатели гипермаркетов Караван (чистая прибыль сети в 2015 году составила 14 млн гривен при прибыли в 3,3 млрд гривен), за сеть вряд ли попросят слишком много.

По словам Алексея Дорошнко, продать активы за хорошие деньги в существующей на украинском рынке ситуации практически невозможно.

«Однако приобрести сеть по очень привлекательной цене – более чем реально», - говорит он.

Не исключено, что Auchan решил воспользоваться случаем и за небольшие деньги приобрести объекты, которые находятся на хороших локациях с гарантировано высоким трафиком, а заодно и выйти на новые для себя регионы. В то же время, Алексей Дорошенко отмечает, что говорить о сделке как о факте – еще рано.

«Опыт подобных соглашений показывает, что переговоры о продаже в любой момент могут быть остановлены. Поэтому с уверенностью говорить о сделке можно будет лишь после официального объявления», - считает Дорошенко.

В свою очередь на данную информацию уже отреагировали в сети ТРЦ Караван.

Пресс-служба сети просит различать сеть ТРЦ Караван (актив компании DCH Real Estate) и Гипермаркет Караван, который является арендатором одноименного торгово-развлекательного центра.

«В сети интернет активно распространяется информация о вероятном соглашении между двумя ритейлерами: Ашан и гипермаркетом Караван. Акцентируем ваше внимание на том, что ряд источников ошибочно принимает ТРЦ Караван за гипермаркет Караван. Никакого влияния на деятельность или какие-либо решения гипермаркета Караван DCH Real Estate не имеет», - говорится в сообщении.


Читати інші новини

24.04.2019
С помощью услуги стационарные ритейлеры могут решить проблему затрат на логистику в электронной коммерции, а также найти применение избыточному пространству маг...
детальніше
24.04.2019
Согласно сообщению, причиной закрытия стало то, что ритейлер не достиг компромисса с арендодателем ТРЦ Sky Mall и принял решение не продлевать договор аренды
детальніше
28.03.2019
4 апреля компания «Леруа Мерлен Украина» откроет в Одессе первый региональный гипермаркет
детальніше
07.03.2019
Напомним, ТРЦ «Республика» купили с 70% скидкой
детальніше