Рынок торговой недвижимости 2018: новые форматы, рост арендных ставок и выход акул мирового ритейла

09.01.2019

Для рынка торговой недвижимости 2018 год оказался насыщенным и продуктивным. Большинство прогнозов экспертов оправдались — арендные ставки уверенно пошли вверх, почти достигнув докризисного уровня, рынок пополнился новыми знаковыми международными ритейлерами, конкуренция между ТРЦ усилилась.

В 2018 году в Киеве и ближайшем пригороде было открыто 7 торговых центров. Успели не все, кто хотел, некоторые вынуждены были перенести открытие на 2019 год, который обещает быть не менее интересным.

Property Times обратился к экспертам с просьбой подвести краткие итоги 2018 года.

Екатерина Весна, руководитель отдела торговых помещений компании JLL в Украине

В 2018 году арендные ставки в торговых центрах Киева начали возвращаться к докризисному уровню. В 1-й половине 2018 года максимальная базовая арендная ставка увеличилась до 1 140 долл. за кв. м в год (95 долл. за кв. м

Значительный рост арендных ставок связан с ограниченным предложением. С недостатком площадей сталкиваются как существующие и активно развивающиеся на рынке ритейлеры, так и новые, выходящие на рынок компании. Новые бренды стремятся открывать магазины в наиболее успешных объектах, однако найти необходимую площадь в таких торговых центрах непросто.

За первые девять месяцев 2018 года на рынке качественных торговых центров Киева появились три новых объекта: 1-я фаза ТРЦ «Ашан Rive Gauche», «Ритейл Парк Петровка» и ТЦ «Смарт Плаза Политех». При этом доля свободных площадей сократилась до 3,7%, что является наименьшим значением с конца 2013 года.

В период с января по сентябрь 2018 года на украинский рынок вышло 12 новых зарубежных ритейлеров. Динамика дебютов текущего года несколько уступает показателям предыдущих двух лет, когда за первые три квартала появлялось по 16 новых брендов. Тем не менее многие из знаковых дебютантов, включая уже открывшие первые магазины H&M, Zara Home, DeFacto, Koton, а также грядущие IKEA и Decathlon, выходят на рынок напрямую, а не при помощи локальных партнеров, что демонстрирует их уверенность в украинском секторе ритейла.

Константин Олейник,  руководитель Департамента стратегического консалтинга компании UTG

После долгих лет переговоров на рынок Украины один за другим начали выходить ведущие международные операторы розничной торговли: H&M, IKEA, DECATHLON, DeFacto, KOTON. Безусловно, это совпало с падением потребительских настроений в странах Европы, высоким уровнем конкуренции в сегменте одежды и обуви, нагромождением товарных запасов и необходимостью поиска новых рынков сбыта. И Украина, как крупная (№1 по площади страна в Европе) и густонаселенная (№7 по количеству населения) страна с прекрасной логистикой (№4 по длине ж/д в Европе) стала для них лакомым кусочком.

Тем не менее, подписание указанных арендаторов способствовало значительному сокращению вакантности в действующих торговых объектах, повысило их среднесуточную посещаемость, спровоцировало рост арендных ставок, открыло перспективы для заполнения галереи торговых объектов, а значит, и для их строительства.

Таким образом, средневзвешенная вакантность на рынке продолжила снижение и по состоянию на декабрь 2018 года составила 6,1%. При этом наименьшая доля свободных площадей характерна для торговых центров ежедневной покупки микрорайонного формата (3%) и специализированных объектов с выраженным целевым посещением (3,8%). Вместе со стремительным сокращением вакантности в крупнейшем ТРЦ Киева Lavina Mall снижается доля свободных площадей и в региональных объектах (9,5%).


К основным тенденциям рынка торговой недвижимости можно отнести:

  • Появление в столице и распространение в региональных центрах новых торговых форматов: ритейл-парк и успешная комбинация торгового центра в стилобатной части с жилыми многоквартирными свечками в формате Smart;
  • Небывалые темпы строительно-монтажных работ в сегменте торговых центров — после затишья 2013-2017 годов в Киеве и ближайшем пригороде на стадии активной реализации находятся 13 торговых центров совокупной GLA=509 329 кв. м (или 34,5% всех торговых площадей столицы);
  • Выход на рынок Украины «акул» мирового ритейла — мировые лидеры розничной торговли: H&M, IKEA, DECATHLON, DeFacto, KOTON.

В 2018 открыли свои двери для посетителей ТЦ: Rive gauche (20 000 м кв.), ритейл-парк «Петровка», «Smart Plaza Политех» (15 000 кв. м), «МегаМаркет Нивки» (22 000 кв. м), «Эпицентр» (просп.Бандеры,11) (56 000 кв. м), Good Life (7 500 кв. м), «EUROПАРК» (Софиевская Борщаговка).

На 2019-2020 в Киеве и ближайшем пригороде заявлены к открытию: ТРЦ Ocean Mall (100 000 кв. м); Blockbuster Mall (120 000 кв. м); Retroville (91 864 кв. м); River mall (62 200 кв. м); Smart Plaza Obolon (12 000 кв. м); «Оазис» (8 000 кв. м); «Небо Center» (11 000 кв. м); Cherry MaLL (12 000 кв. м). И это без учета Respublika (135 000 кв. м), «Лукьяновка» (47 052 кв. м) и Kyiv mall (58 000 кв. м) и ряда других объектов по-прежнему находящихся, в силу разных причин, в законсервированном состоянии.

Ввод в эксплуатацию заявленного на ближайшие годы предложения вплотную приблизит показатель обеспеченности торговыми площадями жителей Киева к значениям развитых городов Европы, приведет к профициту торговых помещений и первичному насыщению рынка торговой недвижимости.

Подготовила Ирина Настыч