Когда в Украине начнут массово строить цементобетонные дороги

27.09.2017

Автор: Оксана Гончар

Учитывая обеспеченность нашей страны сырьем и мощностями для производства цемента, это направление дорожного строительства называют перспективным.

Впрочем, таковым его считают уже десятилетиями, а практика строительства цементобетонных дорог так и не стала массовой. Cегодня в Украине лишь 4% дорог имеют цементобетонное покрытие. Для сравнения, в США доля бетонных дорог составляет 60%, в Китае – 58%, в Бельгии –40%, в Германии – около 30%.


В США около 60% цементобетонных дорог. Дорожная развязка в Долласе

Ситуация с дорогами в Украине близка к катастрофической: около 90 % автомобильных дорог требуют ремонта, около 74% были сооружены из расчета нагрузки на ось 6 тонн и общего веса не более 24 тонн. При этом скорость в Украине ниже общеевропейской, что приводит к повышенной трате топлива, а это повышает себестоимость товаров и услуг. «По выводам Национальной полиции Украины, половина ДТП связана с неудовлетворительным состоянием дорог. Ежедневно на украинских дорогах гибнет около 11 человек и десятки получают травмы. Из-за плохих дорог наша страна теряет ежегодно 3% ВВП. Одним из путей решения этих проблем является включение в инфраструктуру цементобетонных дорог, для начала в регионах с повышенной интенсивностью движения многотоннажного автотранспорта», – убежден глава ассоциации Укрцемент Павел Качур.

Чиновники снова обещают: следующий год может стать прорывом. Как сообщил замминистра инфраструктуры Виктор Довгань, до конца 2017 года будет подготовлена проектная документация на два участка – Одесса-Николаев-Херсон и Решетиловка-Кобеляки. «Дороги к портам будут строиться за счет займов международных банков, для участка Одесса-Николаев понадобится $100 млн. кредитных средств. Решетиловка-Кобеляки будут финансироваться из госбюджета. Проект оценивается в 5 млрд грн, в этом году будет проведен тендер на 14 млн грн», – сообщил Виктор Довгань.

Плюсы и минусы бетонных дорог

В Укравтодоре отмечают, что каждый из видов дорожного покрытия (асфальт и бетон) имеет свои преимущества и недостатки. Самый большой плюс, на котором акцентируют внимание поклонники бетонных дорог, – их долговечность – по мнению экспертов, несколько преувеличен. «Часто пишут, что срок службы цементобетонных покрытий составляет 50 лет. Это не совсем так. Средний срок бетонных дорог 18 лет, для сравнения, асфальтового покрытия – 12 лет», – сообщили в пресс-службе ведомства.

Преимущества:
- Использование только отечественных материалов. Для асфальтовой дороги используется битум – продукт переработки нефти, поэтому велика зависимость от импорта и мировых цен на нефть.
- Ниже стоимость материала и работ по укладке цементобетонной смеси по сравнению с асфальтобетонной. 1 кв. м дороги I-II категории с цементобетонным покрытием обойдется в сумму около 1,5 тыс. грн, с асфальтобетонным – около 2 тыс. грн.
- Высокая прочность: цементобетонное покрытие в 5-7 раз прочнее асфальтобетонного;
- Срок эксплуатации покрытия – 18-25 лет.


В Украине есть все необходимые ресурсы для строительства цементобетонных дорог

Недостатки:
-  Длительная процедура укладки и уплотнения цементобетонной смеси. Время застывания бетона – от 7 дней для легкового транспорта до 28 дней до полного застывания.
- Значительные затраты на содержание покрытия и контроль деформационных швов.
- При ремонте необходимо перекрывать движение на 7-14 дней.
- Меньший уровень сцепления цементобетонного покрытия с шинами автомобиля.
- Более высокий уровень шума по сравнению с асфальтобетонным покрытием

«Учитывая все позитивные и негативные стороны, наиболее перспективным является использование цементобетонных покрытий на дорогах с большой интенсивностью движения и значительным количеством большегрузного транспорта», – резюмируют в пресс-службе Укравтодора. 

Кто умеет строить бетонные дороги

Сейчас в Украине лишь две компании – «Альтис» и «Альтком» – обладают опытом сооружения цементобетонных покрытий, но чаще применяют свои умения либо за рубежом, либо в отечественных инфраструктурных, но не дорожных проектах. «Альтис», к примеру, сейчас заканчивает реконструкцию взлетно-посадочной полосы в международном аэропорту «Херсон».

Заместитель генерального директора компании «Альтком» Михаил Ковалев в комментарии Property Times посетовал, что несмотря на все преимущества дорог с цементобетонным покрытием, за годы независимости в Украине они практически не строились. «Наша компания имеет 10-летний опыт создания бетонных покрытий на аэродромных комплексах страны и за рубежом. Сформирован парк техники из бетоноукладчиков WIRTGEN и мобильных бетонных заводов Liebherr и Simem, а также команда профессионалов, способных создавать бетонные покрытия в любых климатических условиях».

«Альтком» также работал над проектом создания бетонной дороги на Востоке Украины, но он так и не был воплощен в жизнь из-за известных событий.

По словам экспертов, несмотря на то, что список обладающих опытом сооружения бетонных дорог у нас очень короткий, желающих их строить достаточно. Свои амбиции не скрывают, например, Автомагистраль-Юг и Герц, которые готовы закупить оборудование (бетоноукладчики) при условии гарантированного госзаказа.

Где производят цемент для дорог

Сегодня в Украине достаточно цементных заводов: «Хайдельбергцемент Украина» (Каменское (Днепродзерджинск), Кривой Рог); «Дикергофф Цемент Украина» («Волынь-Цемент»,  «Югцемент»); CRH («Николаевцемент», «Подольский цемент», ООО «Цемент»), ПАО «Ивано-Франковскцемент» и «Евроцемент-Украина». Сейчас 95% заводов настроены на производство клинкерного цемента, используемого на строительстве. Однако перестроить технологию на производство цемента для дорожного строительства несложно.

«В Украине производится около 9 млн тонн цемента в год. В случае строительства 1 тыс. км в год, потребность в цементе может вырасти приблизительно на 1 млн т в год. Для производства в нашей стране портландцемента есть значительные сырьевые ресурсы. На сегодня запас производственных мощностей – 32,5%, то есть, предприятия способны удовлетворить запросы дорожной отрасли даже с избытком», – говорит Павел Качур.

С ним полностью согласны и практики. «Если будет спрос, то производители сумеют найти способ его удовлетворить. Качество бетона также может регулироваться различными добавками. Что касается заводов, с которыми мы сотрудничаем, то выбор определяется скорее логистикой. Это, к слову, одно из преимуществ строительства цементобетонных дорог: заводы приблизительно равномерно распределены по территории Украины, что облегчает доставку материалов на объект. Тогда как битум закупается за рубежом», – говорит Михаил Ковалев.

Что же делать, чтобы преодолеть косность мышления?

«Наши эксперты считают, что главной причиной критического состояния отечественных дорог является не только дефицит финансирования, но и устаревшая технологическая и нормативная база строительства дорог, которая не учитывает климатические и сырьевые условия Украины», – говорит Павел Качур.

Мировой опыт показывает, что строительство дорог выгодно как для государства в целом, так и для налогоплательщиков. Прежде всего их необходимо строить к промышленным центрам, предприятиям по производству сельхозпродуктов, морским портам. Бетонные дороги улучшат транзитные условия для иностранных инвесторов, уменьшат зависимость страны от импортных энергоносителей (нефть, битум, мазут). А итоговое снижение себестоимости продукции повысит конкурентоспособность наших товаров на международном рынке.

«Строительство сети основных дорог с бетонным покрытием должно стать национальной идеей на ближайшее десятилетие, без ее воплощения невозможно достичь стабильного развития экономики», – резюмирует Павел Качур.