Созидательные проекты общественных активистов Киева: две истории успеха

04.11.2016

Автор: Григорий Мельничук

Пока, в силу разных причин, городская администрация не может похвастаться заметными проектами преобразования городского пространства, общественные структуры даже без властных полномочий демонстрируют успешный менеджмент городских проектов развития. И пусть пока это отдельные примеры в разных сферах – системность работы этих организаций заставляет задуматься о том, что мы видим конец исключительно протестной риторики со стороны общественных организаций – и переход к созиданию.

О двух историях создания общественных пространств – Сквера Небесной Сотни и Детинца княжеского Киева - силами активистов Property Times уже писал ранее. Теперь представляем вашему вниманию еще два не менее успешных проекта.

Велотрек: борьба за качество

Киевский велотрек – еще одна «горячая точка» города. Построенный еще в 1913 году, один из старейших в Европе велотреков был частично разрушен в 2009 году при строительстве жилого дома – просто вплотную к овалу трассы. Под самим велотреком планировали построить подземный паркинг, рассматривали и варианты застройки сквера – тогда полотно велотрека оказалось бы внутренним двориком жилого комплекса.


Территорию велотрека планировали сделать внутренним двориком жилого комплекса

Велотрек фактически прекратил работу в 2004 году, а уже в 2007 году его вывели из реестра памятников истории и архитектуры. Изначально трек находился в ведении киевского объединения профсоюзов, и даже когда уже разрушили полотно, там числилось несколько тренеров, которые получали зарплату, более 200 «воспитанников» спортшколы, а тогдашний директор фактически способствовал застройщику.

Когда в 2009 году начали разрушать вираж велотрека, ветераны велоспорта и местные жители сумели остановить стройку, более того, удалось даже лишить лицензии компанию-застройщика, входившую в группу компаний «Консоль». Из-за этого, а также из-за разразившегося в 2008-2009 годах финансового кризиса, стройка остановилась, велотрек оказался частично разрушенным, его территория была заставлена строительной техникой и завалена мусором, но и активисты не могли добиться восстановления трека. Начало истории возрождения Киевского велотрека – весна 2014 года. Тогда на велосипедной выставке сформировалась инициативная группа волонтеров во главе с Александром Прыгуновым, которые начали проводить субботники по уборке строительного мусора и разнообразные общественные акции.

Первый субботник фактически был сорван директором велотрека – он вызывал милицию. Но общественное внимание было привлечено, о велотреке вспомнили. В октябре 2014 года вернули охранный статус, в середине 2015 – вернули в госсобственность. Тут-то и произошла ситуация, которую немало активистов велотрека оценивают, как попытку рейдерства общественной организации.

Несколько человек инициативной группы (которые, по словам активистов, были связаны с местным бизнесменом; его, в свою очередь, связывают с организацией нелегальной автостоянки на велотреке) за считанные дни создали ОО "Киевский велотрек" (с нарушением процедуры и обманом нескольких истинных волонтеров). Они стали ускорять восстановление разрушенного виража – наспех, без проекта и соблюдения технологий, без контроля и гарантий. Однако большая часть активистов во главе с Александром Прыгуновым не поддержала такое движение.

За собранные велосипедистами деньги была проведена независимая экспертиза восстановленного виража – доказавшая его непригодность к эксплуатации. Группа «Новый Киевский велотрек» после многочисленных дискуссий в КГГА – где хотели как можно скорее открыть велотрек – фактически взяла на себя общественный контроль качества выполнения работ.

Полномасштабные работы по велотреку начались в 2016 году, и за несколько месяцев случалось немало моментов, когда активисты останавливали работы, чтобы добиться качества. Когда речь зашла о построенном в 1960-х годах здании трибун и спортшколы, заказчик (КП «Житлоинвестбуд-УКБ») начал было… реставрацию обветшалого и ни разу не ценного здания. Активисты настояли, чтобы здание снесли и отстроили заново.


Проект реконструкции велотрека

Также и с полотном трека: подрядчик начал шлифовать его… ручными инструментами, говорить о приемлемом качестве снова было нельзя. Сегодня меняют подрядчика реконструкции покрытия – и об окончательных сроках открытия говорить не приходится. Как отметил координатор «Нового Киевского велотрека» Владимир Мельник, к работе с покрытием стоило изначально привлекать квалифицированных иностранных специалистов – в Украине таких нет, – и в итоге было бы дешевле, чем сейчас, когда придется переделывать.

Впереди, кроме торжественного открытия, определение механизма управления велотреком. В июле 2016 года Кабмин передал велотрек в управление КГГА – так что этот вопрос будет решаться на уровне города.

Парк «Наталка»: примирение активистов и архитекторов

Самый сложный общественный проект с точки зрения количества заинтересованных сторон – это, бесспорно, «Парк Наталка» на Оболонской набережной. Еще в 2012 году был разработан проект реконструкции зеленой зоны в формате классического парка: с широкими аллеями, огромным бульваром, фонтаном, 2-этажным «домом садовника», с бюджетом в 45 млн грн.


Проект реконструкции 2012 года

Местные жители начали протестовать: они хотели природный парк на набережной, а не променадный сквер. ГО «Парк Оболонь» во главе с Сергеем Карандиным добились остановки реконструкции парка, начались обсуждения вместе с тогдашним главой КГГА Александром Поповым. Был разработан компромиссный проект, но работы были остановлены, парк практически разрушен. Аллеи, проложенные еще в советское время, были частично разобраны, по парку насыпали несколько куч земли, а мусор здесь никто не убирал.

Как и в других случаях, общественная активность возросла после Революции Достоинства. Уже летом 2014 года начала формироваться инициативная группа во главе с Наталией Черногуб (Манюк), чтобы начать реальные работы по парку. Как и в случае с велотреком, все началось с субботников, микро-проектов типа клумб, росписей, со временем активисты организовали ГО «Парк Наталка» – не как альтернативу ГО «Парк Оболонь», а, скорее, как следующий уровень гражданской активности с менеджерскими функциями.

Уже в октябре 2014 года была проведена большая конференция-воркшоп, где удалось собрать все заинтересованные стороны, наладилось взаимодействие с руководством Оболонской РГА. Активисты выделили сразу несколько направлений работы. Первое – изменения в проекте реконструкции согласно пожеланиям жителей: убрать бульвар с фонтаном и домом садовника, устроить зонирование территории, облагородить выходы к воде – ведь это один из немногих парков на берегу Днепра. Второе – это реальное благоустройство, установка лавочек, прокладка поврежденных дорожек, и здесь ГО «Парк Наталка» сумела привлечь меценатов.

Третье важное направление – возврат земли зеленых зон, ведь официально статус парка имела только часть территории, на другой планировалось строительство спорткомплекса. Благодаря активистам Киевсовет не продлил аренду, следующий этап – придание ей статуса парка и присоединение к существующей территории. И хотя на новый участок нужно будет разрабатывать проект с нуля, зонирование активисты планируют исходя из объединенной территории.

Четвертый важный блок – это защита исторического памятника «Кессон» или «Труба» - части недостроенных железнодорожных тоннелей под Днепром, известных как «Сталинское метро». Участок земли умудрились продать компании, которая занимается промышленным демонтажом зданий и, по сути, могла бы уничтожить объект, который до сих пор не имеет охранного статуса.

Продемонстрировав успешный опыт в организации реконструкции парка, ГО «Парк Наталка» в феврале 2016 года провело первую в Киеве районную стратегическую сессию. В течение двух дней около сотни местных жителей, активистов, экспертов, представителей районной и городской администрации проанализировали ситуацию в районе, наработали первостепенные и стратегические проекты развития. А как механизм реализации стратегии был создан Офис развития Оболонского района.


После реконструкции парк выглядит так

Как и в случае с велотреком, парк Наталка – «длинный» проект. Сейчас активисты де-факто принимают участие в управлении парком и его реконструкции, и один из вопросов – как это формализовать и распространить позитивный опыт на весь Киев. Основываясь во многом на опыте парка Наталка, было создано КП «Центр развития общественного пространства», известное как «Киевские парки», и в 2015 году сразу в нескольких парках были проведены общественные обсуждения проектов развития.

Если попробовать представить системную работу общественных активистов не только в рамках проектов и выбранных направлений, а как формирование общей новой повестки дня развития города, не только на уровне проектов, но и на уровне принципов,  то мы увидим зарождение качественно нового городского менеджмента. Тем более, попытки координации и объединения усилий проактивных общественных организаций уже предпринимаются.


Читати інші статті

12.10.2016
Общественные проекты в сфере благоустройства, транспорта, развития зеленых зон, спортивных и туристических объектов сегодня самые успешные в Киеве. Property Tim...
детальніше