Туристический сбор по-новому: что изменится и как это скажется на индустрии гостеприимства

11.01.2019
  3574

В этом году туристический сбор постояльцы отелей будут платить по новым правилам. Парламент принял, а Президент в середине декабря 2018 года подписал законопроект № 9260 «Про внесення змін до Податкового кодексу України. щодо покращення адміністрування та перегляду ставок окремих податків і зборів».

В частности, существенные изменения прописаны 268 пунктом (ставки и условия турсбора, который оплачивают постояльцы в местах размещений). Некоторые города успели принять новые ставки: Умань — 5%, Львов и Одесса — 0,5%. Property Times узнал мнение экспертов о том, как нововведения скажутся на администрировании сбора, наполнении местных бюджетов, смогут ли стимулировать развитие индустрии гостеприимства.

Иван Липтуга, глава Национальной Туристической Организации Украины

Некоторые новшества вызывают недоумение. Размер турсбора привязали не к стоимости проживания, как это работает сейчас, и как это работает во всем мире, а к минимальной заработной плате в Украине, утвержденной на 01 января (в 2019 г. это 4173 грн.) Где связь? Почему к минимальной зарплате, а не стоимости услуги проживания?

Ставку дифференцировали на внутренний и въездной туризм и заложили возможность взимать турсбор с граждан Украины в размере не более 0,5% от минимальной зарплаты (20,86 грн), а с иностранцев до 5% от нее же (208,65 грн.) Забота о своих гражданах — замечательно, но вспоминая курс микроэкономики, налицо ценовая дискриминация третьего типа, при которой турист из Минска, Кишинева или Баку должен будет заплатить турсбор в десять раз больший, чем турист из Харькова или Днепра, к примеру. Объяснять эту дискриминацию конечно же будут не депутаты ВР, которые это придумали и не депутаты местных советов, которые утвердят ее, а сотрудники отелей, принимая на себя весь справедливо высказанный иностранными туристами негатив.

Напомню: равные права и свободы туристов предусмотрены 8-й статьей Глобального этического кодекса туризма ООН. Свежий пример: в Новой Зеландии на одном из турмаршрутов сделали цены на проживание для иностранцев выше, чем для Киви (коренных жителей). Туристка из Австралии подала иск в суд на нарушение Всеобщей декларации ООН по правам человека в части дискриминации по национальному признаку, что приравнивается к форме расизма и ксенофобии.

Законодатели заложили формулу, а теперь местные советы должны взять на себя ответственность и определить ставку, выгодную и компромиссную для местного бюджета и местного турбизнеса. Размер ставок в большинстве случаев будет утверждаться методом «пальцем в небо». Потому что точно проанализировать и сопоставить количество средств размещения разных категорий с количеством внутренних и иностранных гостей, а также учесть все риски, в том числе репутационные в связи с утверждением того или иного процента турсбора, в наших местных советах некому. А разница между нынешней ставкой и новой заложена существенная.

Сейчас в Украине у всех примерно одинаковая ставка от 0,5 до 1% от стоимости проживания за ночь с человека. То есть при цене номера за ночь 1 тыс. грн, турсбор — 10 грн, при 20 тыс. грн — 200 грн.

С января же будет неважно, в отеле какой категории и по какой цене поселился турист. Турсбор он будет платить фиксированный, утвержденный местным советом для всех типов средств размещения. Депутатам местных советов представляется возможность выбрать единую для всех ставку турсбора из 5 предложенных вариантов:
1% — 41,73 грн;
2% — 83,46 грн;
3% — 125,19 грн;
4% — 166,92 грн;
5% — 208,65 грн.

Итак, иностранец, приехавший в город, где ставка утверждена минимальная из предложенных, 1%, заплатит 41,73 грн за каждую ночь: сегодня он заплатил бы столько, разместившись в номере за 4 тыс. грн за ночь. Если ставку утвердят 5%, он заплатит турсбор 209 грн, как сегодня за номер по 20 тыс. грн. Важный момент: теперь турсбор предлагается взимать с каждого постояльца. В прошлом году семья из трех человек, выбрав номер 2 тыс. грн, платила 20 грн, сейчас, при 1% ставке — 125,19 грн, при 5% — 625,95 грн.

Новые правила закладывают ценовую дискриминацию не только для туристов разных стран, но и для отельного бизнеса в целом. В отелях 5* со стоимостью номеров 200-300 долларов за ночь турсбор в 209 грн будет не столь ощутим в общей цене, а вот клиенты бюджетных отелей и хостелов ощутят нововведения в полной мере. А так как большинство средств размещения у нас в стране бюджетные, до 1000 грн за ночь, то турсбор 209 грн — это более чем 20% стоимости проживания и в 20 раз больше, чем турсбор, который эти отели собирают сегодня. Ставки турсбора более 10% от цены проживания нет ни в одном городе мира.

Нерешенным остается ключевой вопрос механизма контроля и ответственности налогового агента за его сбор и перечисление в бюджет. Турсбор в Украине платят кто как хочет, и это больше напоминает добровольные благотворительные пожертвования, чем реально привязанный к объемам продаж налог. У местных органов власти, ответственных за сектор туризма, нет полномочий и ресурсов по контролю, а также нет законодательно предусмотренных штрафных санкций за нарушения и его неуплату. Поэтому исправно перечисляют в бюджет туристический сбор только социально-ответственные предприниматели. Про контроль за владельцами квартир и апартаментов, которых добавили в перечень налоговых агентов по турсбору, я вообще молчу. Могу представить, как наши бабушки на перроне с табличками «комната у моря» будут рассказывать туристам из ближнего зарубежья про необходимость заплатить турсбор 200 грн при цене за комнату 300.

Подытоживая отмечу, что пока еще не все разобрались в последствиях, но уже очевидно, что без экспертного анализа каждой туристической дестинации такие решения нельзя отдавать на откуп депутатам местных советов. Ни сельских советов, ни крупных городов. Необходимо обязательно провести встречи депутатских комиссий с отельерами и принимающими туроператорами, чтоб не напороть ошибок, которые приведут к еще большей тенизации бизнеса, репутационному ущербу для городов и страны в целом.

 

Евгений Лавренюк, основатель Dream Family, Doba.ua аренда квартир посуточно в Украине

Мы работаем в нескольких странах, в мире распространена практика как фиксированного турсбора, так и различным образом привязанного к стоимости проживания. Например, в Братиславе, турсбор фиксированный, 1,7 евро в сутки, и в низкий сезон, когда стоимость размещения у нас на уровне 7-8 евро, такая добавка существенная.

По нашему опыту, ранее действовавшая в Украине система начисления турсбора — 1% от стоимости проживания была логичной и оптимальной. Операционно мы самостоятельно изымали его из оплаты и перечисляли. Сейчас предлагается дифференциация в зависимости от гражданства гостя, причем существенная: до 20 грн 87 коп в сутки для внутреннего туризма и до 208 грн 65 коп для иностранного. Это усложнит операционную автоматизированную систему, но самое главное в другом. При нашей стоимости проживания — 250 грн в сутки, турсбор для иностранца в 208 грн — практически нивелирует саму философию хостелов. И невозможно объяснить, почему он, после брони и оплаты на том же Booking, на месте по приезду должен доплатить практически вдвое больше украинца за одинаковый набор услуг. А выплачивать турсбор из своей прибыли, как мы делали до сих пор, при таком размере турсбора нет никакой логики.

Посмотрим, что предложат местные власти. Надеюсь, будет все-таки предусмотрена какая-то дифференциация для различных ценовых категорий. Потому что сейчас прописанная Налоговым кодексом верхняя граница турсбора для иностранных гостей вчетверо выше братиславского.

Антон Тараненко, начальник управления туризма и промоций КГГА

Не вижу смысла для паники. Сейчас идут обсуждения, пока мы лишь разъясняем представителям отрасли суть нововведений. Есть масса позитивных новаций, прежде всего добавление в число плательщиков турсбора хостелов, квартир и других средств размещения, возможность им быть налоговыми агентами. И если такие агенты действительно будут собирать и платить в местный бюджет турсбор, независимо о каком проценте будет идти речь, то города вместе с бизнесом смогут аккумулировать значительные средства для развития отрасли. Ведь в Киеве, например, апартаменты и хостелы дают более 50% рынка, а в некоторых курортах, в Карпатах или на море, это почти все предложение — садыбы, мини-отели и т.п. Теперь они обязаны собирать турсбор.

Сейчас решается, какие будут ставки в Киеве, этим вопросом занимается департамент финансов КГГА (обсуждается ставка от 0,25 до 2% — ред.). Предложения будут рассмотрены на ближайшей сессии Киевсовета. Мы запросили пояснения от ГФС, пока большинство отелей взымают турсбор по прежним правилам.

Виталий Передерко, начальник отдела туризма Ивано-Франковской облгосадминистрации

В Ивано-Франковске еще 29 декабря 2018 года приняли ставки турсбора 0,3% для внутреннего и 1% для въездного туризма. Одновременно наши отельеры обратились с письмом к руководителям страны с просьбой ввести единую ставку, без дифференциации.

Но проблемы не только в размере новых ставок, но и в их администрировании. Прежде всего, каким будет механизм уплаты турсбора в период с 1 января 2019 до принятия местным советом новых ставок. Внесение изменений в уже существующие решения о ставках турсбора разрешено осуществлять в течение всего 2019 и без соблюдения регуляторных процедур (пункт 52 раздела I Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов»). Таким образом, вероятно, до принятия ОМС новых решений действуют старые ставки туристического сбора?

Согласно п. 268.6.1 НКУ плательщики сбора уплачивают сумму сбора авансовым взносом перед временным размещением в местах проживания (ночевки) налоговым агентам, которые производят сбор по ставкам, в местах взимания сбора и с соблюдением других требований, определенных решением соответствующего местного совета. Однако не понятно, что считать «перед временным размещением» и в какой момент платить турсбор авансовым взносом: при бронировании места жительства или уже в момент заезда туриста?

В случае если лицо, оплатившее турсбор, покидает территорию ранее всего срока, сумма излишне уплаченного сбора подлежит возврату. Но каким образом сумма сбора будет возвращаться туристу в случае отмены брони? И как налоговый агент будет отражать все эти операции в декларации по туристическому сбору?

Кроме того, с 2019 года налоговые агенты могут платить туристический сбор как поквартально, так и ежемесячно авансовыми взносами, если такое решение примет соответствующий орган местного самоуправления. Перечислить сумму аванса с турсбора необходимо будет до 30 числа (включительно) каждого месяца (в феврале — до 28 (29) включительно). Как будет проходить корректировка предполагаемых объемов, за которые уже перечислен турсбор, и реальных итоговых данных?

Перечень налоговых агентов и информация о них размещаются и публикуются на сайте сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной общины. Налоговых агентов утверждает решением орган местного самоуправления. Это обязательство или рекомендация?

Подготовила Оксана Гришина


Читать другие статьи

11.01.2018
В ходе осенней сессии ULI 2017 были представлены две новые концепции гостиниц с совершенно разными целевыми аудиториями и ценовой политикой
подробнее