Зачем украинская делегация ездила на MIPIM-2019: мнение участников

12.04.2019

В этом году состоялась юбилейная выставка MIPIM 2019: на протяжении 30 лет главным местом встречи для всех игроков недвижимости остаются Канны в середине марта. 4 дня, 26800 делегатов, более 200 конференций, лекций, вечеринок, презентаций и публичных дискуссий. В выставке участвуют города и регионы, страны и международные компании.

Среди гостей инвесторы, чиновники, девелоперы, архитекторы и все те, кто стремится быть в курсе мировых трендов и новинок. Property Times пообщался с участниками выставки от Украины и узнал их мнение о MIPIM-2019.

Виталий Кличко, мэр Киева

Уже несколько лет Киев принимает участие в ежегодной международной выставке недвижимости MIPIM, которая проходит в Каннах. В этом году выставка MIPIM собрала 26 тысяч участников из 100 стран мира. Ее посетили почти 6 тысяч международных инвесторов и почти 4 тысячи топ-руководителей влиятельнейших компаний из всех секторов недвижимости. Без преувеличения, это уникальная платформа, на которой представлены новейшие проекты по развитию территорий, урбанистических зон и туризма, и которая дает возможность встретиться с потенциальными инвесторами.

Столица представляет участникам, среди которых крупнейшие игроки рынка недвижимости, стенд города — портфолио с наиболее интересными проектами, инвестировать в которые мы предлагаем иностранному бизнесу. В этом году, к примеру, среди таких проектов — коммерческая недвижимость, объекты медицинской и образовательной сферы, а также объекты инженерно-транспортной инфраструктуры, в частности, канатная дорога по маршруту: Арка дружбы народов — Почтовая площадь — Труханов остров.

Киев сегодня — очень привлекательный и перспективный город для инвестиций. Цифры говорят сами за себя: 60% всех инвестиций в Украину приходят в последние годы именно в Киев. В Стратегии развития столицы до 2025 года одним из наших приоритетов является развитие инновационных отраслей экономики. Именно Киев первым из украинских городов начал внедрять «умные» технологии и развивать городскую цифровую инфраструктуру. По официальным данным, только за прошлый год население столицы выросло на 200 тыс. человек. Сегодня именно в Киеве самая высокая заработная плата, нет безработицы, высокие социальные стандарты и уровень жизни в целом.

Поэтому участие Киева и Украины в целом в таких крупнейших мероприятиях, как MIPIM, позволяет презентовать наши самые интересные и потенциально выгодные проекты, привлечь в страну инвесторов, готовых вкладывать деньги в развитие экономики. Потенциальные партнеры могут «из первых рук» узнать о прозрачных условиях ведения бизнеса, механизмах дерегуляции, защите инвестиций и борьбе с коррупцией.

Я считаю это важным, и именно поэтому не устаю убеждать наших иностранных партнеров на всех международных встречах, форумах и выставках: не теряйте возможность вкладывать деньги в Киев, в Украину. Это очень перспективно.

В первую очередь, хочу c гордостью отметить, что в этом году Киев вошел в топ-10 самых успешных городов мира по рентабельности бюджетных инвестиций, а также столицу Украины отметили за снижение уровня бюрократии. Такую оценку наш город получил в конкурсе специализированного журнала fDi, который издает Financial Times. Конкурс ежегодно определяет успешнейшие города мира с точки зрения инвестиционной привлекательности и проводит награждение в рамках международной выставки MIPIM.

Темой MIPIM-2019 стало развитие недвижимости в ближайшие 30 лет под влиянием новых тенденций. Открывал выставку Пан Ги Мун — восьмой генеральный секретарь ООН, который поделился своим видением новых глобальных вызовов и тем, как будущие поколения смогут жить и работать в растущих мегаполисах.

Я встретил многих своих коллег — мэров других европейских городов. Успел посмотреть на некоторые инфраструктурные проекты, представленные на выставке, и взял на заметку некоторые идеи, касающиеся увеличения туристических потоков и развития туристической инфраструктуры.  

Дмитрий Корниенко, управляющий директор NAI Ukraine

Глобальный рынок недвижимости активен: общая сумма инвестиционных сделок в сфере недвижимости в мире в 2018 году уже побила все исторические рекорды (увеличение на 4% по сравнению с 2017 годом). Однако, аналитики сходятся в прогнозах, что глобально объем сделок в 2019 году останется на уровне 2018 года. Это объясняется тем, что глобальный цикл роста индустрии заканчивается, цены высокие, а доходность — низкая. Поэтому инвесторы ищут альтернативные рынки для заработка.

В целом, если настроение выставки в 2018 году можно было сравнить с жарким августом, то этот год был больше похож на «бархатный сезон» — участники рынка презентовали и обсуждали текущие проекты, а не озвучивали грандиозные планы на будущее.

В большинстве эти проекты — высокотехнологичны, а proptech больше не только старапы. Новые технологии, ранее используемые преимущественно молодыми компаниями, широко внедряются такими технологическими гигантами, как Siemens, Shindler. Применение при строительстве и эксплуатации зданий сенсоров, интернета вещей, машинного обучения, роботов меняет ранее используемый термин «умный дом». Новые здания отчасти становятся «умнее» людей.

Заметный тренд: в недвижимость приходят игроки из хай-тека. CEO группы ACCOR (сеть гостиниц) Sebastien Bazin во время своей презентации сообщил, что если сегодня «восемь горилл» (восемь крупнейших сетей отелей), растут с темпом 10-15% в год, то их «электронные» конкуренты (Airbnb и Kayak) — растут на 50%. При этом, особые опасения у традиционных компаний вызывают GAFA (Google, Amazon, Facebook, Apple). Например, главную конкурентную угрозу лично он видит в Amazon. Отельная сеть взаимодействует со своим клиентом 2-3 раза в год, а техгиганты —ежедневно, собирая при этом данные о предпочтениях и настроениях. Sebastien Bazin уверен, что Amazon скоро выйдет на рынок туризма и гостиниц.

Еще один тренд: большинство современных офисов уже не выглядят как коробки с компьютером на столе. Индустрия приняла тот факт, что затраты на привлечение сотрудников значительно выше, чем дополнительные несколько долларов за квадратный метр аренды. Повсеместно создаются здания, которые не просто функциональны, а в которых приятно находиться.

Недвижимость переживает «отелизацию»: офисы превращаются в коворкинги, квартиры — в коливинги и т. д. Однако, при этом появляются проблемы, которые отрасль старается решать по мере возникновения. В первую очередь, это вопросы защиты данных при использовании общих пространств: при организации рабочих мест в коворкингах, использовании бесконтактных средств доступа, распознавания лиц и так далее, остро стоит вопрос конфиденциальности и приватности данных. Например, RICS поднимает вопрос регулирования защиты частных данных, которые собираются в зданиях.

Тренд sustainability переходит в must-have, а проблемы изменения климата беспокоят не только общественных активистов. Проектировщики в реальных проектах доказывают, что можно уменьшить потребление зданий на 10-15% только за счет правильного анализа большого исторического массива данных здания.

Лучшим жилым проектом названо здание WOODIE Hamburg — студенческий кампус в Гамбурге, Германия. Этот проект демонстрирует сразу несколько ярких трендов.

Во-первых, дерево снова в моде как строительный материал. Например, промотутеры победителя WOODIE Hamburg (Гамбург, Германия) раздавали семена пород хвои, из которых построен жилой комплекс. По их словам, количество затраченной на стройку древесины полностью компенсировано еще во время проектирования здания: высажено аналогичное количество деревьев. Таким образом, здание не нанесло вреда природе ни при стройке, ни в будущем, при его сносе.

Победа этого проекта на главной выставке инвесторов — сигнал про большой интерес к «альтернативной» недвижимости. Жилье для студентов, дома для пожилых людей, сторедж и т. д. — все это стало объектом внимания инвестиционных компаний.

Ольга Соловей, сооснователь и управляющий партнер Украинского клуба недвижимости (URE Club)

Главной темой этого года стало будущее: что проектировать и строить сейчас, чтобы соответствовать новым стандартам жизни, какие форматы недвижимости будут востребованы в ближайшие 5 лет, как изменяется бизнес-модель и расчет оценки объектов инвестирования. Сейчас, как никогда, чувствуется, что даже такая монолитная сфера как недвижимость вынуждена трансформироваться.

Самым быстрорастущим сегментом экспонентов MIPIM стали стартапы и технологические компании. С каждым годом территория digital и proptech (технологии для строительства/недвижимости) становится все больше и разнообразнее. Это уже привычные smart технологии для помещений, позволяющие регулировать температуру, влажность и даже уровень кислорода в офисах, квартирах, торговых помещениях. Это дроны, которые могут зависать над стройплощадкой уже более 60 дней и фиксировать ход работ и расход стройматериалов. Это всевозможное программное обеспечение, позволяющее повысить эффективность процессов и снизить влияние человеческого фактора в расчетах и управленческом учете. А также платформы с блокчейном для международных инвесторов. Кстати, в июне в Париже пройдет отдельная выставка MIPIM Proptech.

То, как технологии проникают в недвижимость, видно и по самой выставке: макеты заменяются плазмами и планшетами, стенды с VR зонами и QR коды для скачивания электронных каталогов и брошюр. Future is here!

Очень много разговоров и проектов в формате экономики совместного пользования: коливинги, коворкинги и кофинансирование. Как меняется потребитель и его предпочтения, как строить бизнес-модель для таких проектов, как управлять такими объектами, какие планировочные решения выбрать и еще много других вопросов, которые возникают у девелоперов и инвесторов.

Традиционно на MIPIM поднимаются вопросы экологии и энергоэффективности. Сегодня показатели потребления здания, его сертификация по зеленым стандартам ставятся для инвесторов наравне с финансовыми показателями объектов. Для большинства международных компаний сертификация и использование всего перечня энергоэффективных решений стали стандартами.

Участвуя в выставке третий год подряд, могу отметить рост внимания к такому сегменту, как индустриальные парки и логистика. Многомиллионные инвестиции направлены именно на создание промышленных агломератов и логистических сетей. Посетив ряд конференций именно этой тематики, делюсь инсайтом: спрос продолжает расти и до насыщения еще далеко. К сожалению, потенциал Украины в этом контексте нужно раскрывать, показывать и доказывать. Инвестиционному агентству стоило бы сравнить цифры в секторе логистики и индустриальных парков, которые многократно превышают инвестиции в аграрку.

Много говорили о трансформации сферы гостеприимства, росте влияния отдельных городов, миграционных процессах, обеспечение доступности жилья и еще многом другом. Посетить все стенды и все конференции практически невозможно. Но привезти массу впечатлений и новых инсайтов точно нужно!

Несмотря на внушительный возраст (30 лет) и безусловный авторитет, выставка теряет свою притягательность для инвесторов и тех, кто их ищет. Те, кто посещали выставку в начале 2000-ных и в 2008 помнят ее совсем другой. Об этом говорили в кулуарах. Какие тому причины? Их сразу несколько. Во-первых, сами организаторы выставки запустили в 2014 году выставку в Лондоне, затем в 2006 в Азии, в этом году пройдет уже вторая выставка MIPIM Proptech. Это позволяет поклонникам выставки выбирать время и локацию более удобную именно для них.

Во-вторых, источники инвестиций сегодня намного разнообразнее. Это уже не только частные и публичные фонды, которые можно встретить на MIPIM. И искать их стоит в других местах.

Изменился и формат общения. Сегодня выставка — это скорее возможность to keep in touch, а для to make deal выбирают другие локации и форматы. Не удивительно, что много гостей выставки большую часть времени провели вне Дворца фестивалей.

И не последнюю роль играют технологии: сегодня, чтобы общаться с людьми, узнавать информацию, делиться трендами, получать новые знания, не обязательно ехать на 4 дня в Канны. Онлайн трансляции, детальные репортажи, открытые соцсети и доступность информации, все это позволяет получить эффект присутствия. Дешевле и удобнее.

Тем не менее, мне бы очень хотелось, чтобы украинские города, точнее их администрации, принимали активное участие в подобных выставках. Это колоссальный опыт работы с инвесторами, умение сотрудничества с различными стейкхолдерами, возможность изучения передового опыта градостроительства и урбанистики.