Лауреаты премии Притцкера: «королева архитектуры» Заха Хадид
Автор: Ирина Настыч
Заха Хадид – королева архитектуры, на пути к признанию ей пришлось преодолеть массу стереотипов. Первая женщина-архитектор, получившая Притцкеровскую премию, Дама-командор ордена Британской империи. Сама же Заха не любила, когда ее называли женщиной-архитектором и всегда говорила: «Я – архитектор».
К славе и признанию Захе пришлось преодолеть сложный путь. Дочь успешного предпринимателя, политика и художницы. Еще будучи ребенком, Заха проявляла интерес к творчеству, первые уроки изобразительного искусства ей преподавала мать. Свое базовое образование архитектор получила во французской католической школе в Багдаде. Продолжила образование на математическом факультете Американского университета в Бейруте, а после его окончания она поступила в школу Архитектурной Ассоциации в Лондоне – одну из лучших школ в мире архитектуры. Здесь она встретила своего наставника и проводника в мир большой архитектуры – Рема Колхаса. Преподаватель был впечатлен необычными контрольными и зачетными работами, которые сдавала студентка Заха Хадид. После окончания обучения, Рем Колхас пригласил Заху на работу в свое архитектурное бюро.
Через несколько лет Хадид стало «тесно» в чужом бюро, ей нужно было больше свободы для реализации своих амбиций. И тогда она приняла решение открыть собственную компанию Zaha Hadid Architects, Рем Колхас поддержал ее решение.
Открытие собственного бюро не принесло Хадид сиюминутного признания и славы. Ее проекты были настолько смелыми и футуристичными, что часто отпугивали инвесторов – они боялись вкладывать деньги, поскольку не могли спрогнозировать, станут ли они успешными. Так случилось с проектом Оперного театра в Кардиффе. Заха Хадид выиграла конкурс на разработку проекта, однако общественность выступила против. Заказчик был вынужден назначить повторный конкурс, который снова выиграла Заха. Такой поворот не устроил заказчика проекта, и он попросту отказался от него. Для архитектора это стало сильным потрясением, только лишь благодаря сильному характеру и упорству, Заха не сдалась и продолжила двигаться вперед.
Титанический труд в итоге принес свои плоды – в 2004 году Заха Хадид стала лауреатом Притцкеровской премии. Ее работы добились мирового признания.
Еще при жизни Заху стали называть королевой архитектуры, ее проекты реализовывались по всему миру. Стиль Захи Хадид легко отличим, и хотя номинально считается, что она работала в стиле деконструктивизма, ее работы зачастую выходили за рамки общепринятых канонов.
Property Times выбрал самые яркие проекты архитектора, реализованные в разных странах мира.
Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан
Один из знаковых проектов архитектора, который вызывает восхищение одних и гнев других.
Культурный центр по проекту Хадид был построен в 2013 году и сразу же стал визитной карточкой Баку. В 2014 году Центр Алиева был признан лучшем зданием в мире и получил премию – Design of the Year 2014.
К самому комплексу как архитектурному объекту у мирового сообщества нет претензий – он, бесспорно, гениален. Однако заказчиком проекта выступила власть Азейбарджана, в результате Заху обвинили в сотрудничестве с авторитарными режимами.
Центр водных видов спорта, Лондон, Великобритания
Проект Центра бюро Захи Хадил разработало в 2004 году, еще до получения Притцкеровской премии. Центр водных видов спорта был построен к Олимпийским играм 2012, право на проведение которых получил Лондон уже после разработки дизайн-проекта.
В итоге Центр, построенный по проекту Захи Хадид, стал ключевым объектом на Олимпийских играх. Крытый объект вместил два 50-метровых и один 25-метровый бассейн. Примечательно, что в зависимости от видов соревнований может изменяться глубина и ширина бассейнов.
Крыша комплекса выполнена по уникальной технологии, она соединена с Страдфордским мостом, таким образом Центр водных видов спорта стал не просто спортивным объектом, а частью архитектурного ансамбля всего Олимпийского городка.
Национальный музей искусств XXI века, Рим, Италия
Один из самых дорогих проектов архитектора, его строительство обошлось в 150 млн евро. Для посетителей музей MAXXI открыл свои двери в 2010 году. В этом же году музей получил премию Стирлинга (Великобритания) за лучшее архитектурное оформление.
Площадь музея – 27 тыс. кв. м, на момент строительства это был самый крупный из проектов Захи Хадид.
В проекте музея удалось соединить прошлое и будущее, здесь нашлось место и фасадам старых казарм и новым бетонным галереям.
Центральное здание завода BMW, Лейпциг, Германия
Огромный комплекс в общей сложности занимает площадь 400 тыс. кв. м. Он включает в себя производственную и офисную части, здесь расположен конвейер, лаборатория, транспортный, финансовые и рекламный отделы и даже поликлиника для персонала.
Комплекс представляет собой бетонно-металлическую конструкцию. Офисная часть напоминает эстакаду, поскольку расположена на бетонных опорах. Основой всей концепции стал конвейер, который проходит практически через весь комплекс. Машины движутся, меняют направление, объединяют высший и низший персонал завода. Такой подход был революционным в организации офисного пространства – конвейерная лента проходит выше уровня рабочих мест «белых воротничков». В 2005 году центральное здание BMW стало лучшей постройкой года в Германии.
Дизайнерские разработки
Заха Хадид известна как автор крупных архитектурных форм. Но кроме архитектуры, она занималась разработкой дизайна мебели, элементов декора и пр. Ее авторству принадлежат – светильник Chandelier Vortexx и кресло Cristal, изготовленные для Sawaya & Moroni. Она также экспериментировала с театральными декорациями, выставочными пространствами, в ее портфолио есть интерьеры, обувь, картины и рисунки.
Захи Хадид не стало 31 марта 2016 года, ее идеи продолжает воплощать созданное ею архитектурное бюро Zaha Hadid Architects, на счету которого более 950 проектов в 44 странах мира.