Nakheel. Нужно развиваться согласно глобальному видению. И превосходить запланированное

04.04.2018

В рамках участия украинского стенда на международной выставке MIPIM-2018, основатель проекта и издатель Property Times Ольга Соловей встретилась с представителями одного из основных и всемирно известных застройщиков Дубая – компании Nakheel. Самые крупные проекты девелопера – пальмовые острова в Дубае The Palm Jumeirah, Palm Jebel Ali, Palm Deira и искусственный архипелаг The World.

О том, как девелоперу планировать вместе с государством, как реализуются масштабные многофункциональные проекты, а также о роли международных архитекторов в локальных проектах и о министре счастья в интервью Property Times рассказал Санджей Манчанда (Sanjay Manchanda), CEO компании Nakheel.

— В наше время достаточно сложно прогнозировать развитие бизнеса даже на один год вперед. Как планирует развитие проектов ваша компания?

— Давайте перенесемся в 2000-й. В этот год парламент Дубая принял закон о либерализации права собственности, что открыло широкие возможности для вложений средств в недвижимость для иностранных инвесторов. С тех пор, я думаю, накопилось достаточно доказательств эффективности пути, по которому мы идем, пути города, достигшего в последние 18 лет выдающегося уровня развития. В интернете вы найдете огромное количество сравнительных видео, каким Дубай был в 2004-м и каким он стал в 2018-м.

Сейчас у нас есть четкое видение, каким должен стать наш город, что в нем должно появиться, чтобы он продолжал расти и дарить новые впечатления гостям. Поэтому во главе угла стоит цельное видение развития, план, как должен выглядеть Дубай к 2021 году. И в этом общем видении уже учтено расположение туристических и торговых объектов. Мало того, мы нацелены на то, чтобы результат превзошел поставленные в этом плане задачи.

Например, туризм — важнейший сектор экономики Дубая. К нам уже приезжают около 16 миллионов туристов в год. Наша цель — поднять эту цифру до 20 миллионов туристов до 2020 года. И эту цель преследует каждый в городе, будь то малый бизнес, гостиницы или девелоперы. Следовательно, мы должны успеть реализовать уже запущенные проекты в этом сегменте. А на сегодняшний день у нас только в гостиничном секторе 16-17 проектов.

— С участием международных гостиничных брендов?

— Да, и их реализация добавит 6 тыс. номеров к уже существующему фонду приблизительно в 180 тысяч номеров в Дубае. Нас могут критиковать, у многих может быть иное видение, отличное от нашего — что это слишком много. Но мы верим, что сможем воплотить в жизнь то видение о Дубае, на реализацию которого мы нацелены.

— Это видение формируется правительством?

— Да, это видение того, как Дубай должен выглядеть в 2021 году. Мы только способствуем реализации этого видения.

Кроме гостиничного сегмента, кстати, можно затронуть сферу ритейла. В 2010 у нас было только 2 млн кв. м торговых площадей, а сегодня — уже 4,5 млн. Сейчас мы работаем над новым проектом, одним из самых больших торговых центров в Дубае, который удвоит площадь ритейла.

Так что нам нужно продолжать развиваться согласно планам, удваивая показатели в сферах, обладающих потенциалом и интересующие туристов. Это заставляет нас двигаться вперед, развиваться и меняться, если это необходимо.

По клику на фото доступны названия проектов на карте (PDF, 4.8МБ, доступно на англ.)

— Вы считаете вашу компанию достаточно гибкой в подходах?

— Думаю, да, конечно. Но, чтобы вы понимали, если мы начинаем проект торгового центра, это все же будет проект ТЦ, вне зависимости от изменений, например, площадей, отведенных под развлечения, или изменений в наборе арендаторов — в этих аспектах мы достаточно «гибки». Но торговый центр, конечно, им и останется.

— Если отойти от развития определенных проектов, на чем строятся долгосрочные планы самой компании?

— Очевидно, что у бизнеса есть свое видение, и оно заключается в усилении и наращивании активов. Это долгосрочный, устойчивый бизнес, и наша задача создавать дополнительные активы в любой сфере.

— Ваша компания самостоятельно управляет недвижимостью, которую строит?

— Мы управляем только активами (Asset management), управление объектами осуществляется на аутсорсинге. Мы выбираем квалифицированных подрядчиков и контролируем качество их работы. Но, по сути, мы и управляем всей нашей недвижимостью.

— Вы каждый год представлены на MIPIM. Какова главная цель присутствия на таких выставках?

— Главная цель участия в выставке, конечно, представить нашу компанию и ее проекты. Это взаимовыгодные отношения: c одной стороны показать, что мы делаем, а с другой — привлечь инвесторов, бизнес-партнеров и даже продавцов недвижимости. И мы получили несколько важных связей именно благодаря участию в MIPIM в последние годы.

Нам действительно важно продемонстрировать наши достижения, услышать оценки нашим проектам от участников выставки, это по-настоящему ценно. Наша цель — быть здесь и вызывать интерес других. Если вы не можете этого добиться, вы не сможете соответствовать высокому уровню.

— Привлекаете ли вы в свои проекты международных архитекторов, в том числе, из-за их прославленных имен?

— Мы работаем с международными компаниями, и есть много людей, которые хотят работать с нами. Конечно, мы здраво оцениваем наши возможности, потому что работать со всеми, к сожалению, невозможно.

— Вы думаете, это добавляет ценности вашей недвижимости? Я имею в виду не стоимость работы именитых архитекторов, а именно их участие в проекте само по себе?

— Вы знаете, я так не думаю. То, что сотрудничество с международным архитектором увеличит стоимость вашей недвижимости — это миф. Есть много аспектов строительства, и архитектура только один из них. Архитектор может создать уникальный дизайн, но есть также актуальные сегодня «устойчивое развитие», экологичность и т.п. Все это в комплексе (если оно правильно сочетается друг с другом) и создает стандарт. Цена — это следствие его создания.

— Расскажите подробнее о стратегии вашего девелопмента. Это развитие проекта и последующее управление им, либо девелопмент объектов на продажу (если будет хорошее предложение)?

— Мы строим недвижимость и на продажу, в том числе. К примеру проект Palm 360, представленный в этом году здесь, на MIPIM. Это многофункциональный проект, объединяющий торговую, гостиничную и жилую недвижимость. И как раз жилая недвижимость в этом объекте будут продаваться. Причем у нас есть как локальные, так и иностранные инвесторы. Пока интерес выше у первых, но доля вторых также достаточно высока. Думаю, соотношение где-то 60/40, но так бывает не во всех проектах.

— В основном, ваши проекты — это mix-use. Но что является основой всех проектов — ритейл, жилье, гостиницы?

— Это работает следующим образом. За основу берется жилая недвижимость, которую мы продаем. Именно она создает некое комьюнити, для которого уже можно реализовывать торговые объекты. Иногда это маленькие форматы, иногда необходимо реализовать большой ТРЦ. К торговым центрам добавляем гостиницы, особенно там, где есть инфраструктурные проекты — выставочные зоны, где строятся дороги, станции метро. Таким образом происходит трансформация или эволюция таких новых «сообществ».

— Но инфраструктурные проекты строятся государственными компаниями?

— Да, инфраструктура строится городом. Все остальное — девелоперами. Просто в зависимости от проекта мы делаем свои расчеты, что необходимо реализовать в том или ином случае.

Еще раз: мы продали жилье, строим ритейл, затем оцениваем возможности реализации гостиничной недвижимости. Кстати, иногда достаточно двух составляющих: только жилье и ритейл. Эти элементы формируют своеобразные общественные центры, и эти общины не всегда большие.

Иногда это достаточно компактные, обособленные сообщества. В которых есть все необходимое, развлекательная составляющая, рестораны, бары, в некоторых домах бассейны, в некоторых — теннисный корт. Мы повышаем уровень жизни в таких сообществах. Собственники могут получить все, не выезжая за пределы такого сформированного комьюнити.

— Насколько удобен такой подход для жителей? Дубай, на ваш взгляд, удобный для проживания город?

— Насколько он удобен для проживания можно судить по колоссальному росту населения в нем. Кроме того, огромную роль сыграло, конечно, его географическое положение. Всего в нескольких часах перелета район земного шара, где проживает просто огромное количество людей — Индия, а далее Китай. 7 часов перелета отделяют Дубай от Европы. Конечно, месторасположение Дубая — его преимущество. Сюда невозможно не привлекать людей.

— Получается, это такой город мира или мировой город?

— Ну он точно в первой десятке. Инфраструктура, качество туризма, гостиниц — все поддерживается на высочайшем уровне. А где еще вы увидите министра счастья? (в правительстве ОАЭ есть такая новая должность — прим. ред.) Это важно, потому что благополучие населения приносит экономическое богатство. Это стратегия, это глобальное видение развития.

— И вы видите свою компанию частью этой стратегии?

— Мы и есть ее часть. Что делает правительство Дубая, так это вовлекает каждую крупную корпорацию в такое глобальное видение, что, в свою очередь, делает ее — корпорацию — более устойчивой. Это демонстрирует прогресс, формирование новых стандартов жизни каждым отдельным человеком. Это удивительно. У нас есть министр по развитию искусственного интеллекта. Конечно это ведет к иному мышлению.

 

Беседовала Ольга Соловей