Сергей Махно: Дизайн – это искусство
Property Times пообщался с ведущим столичным дизайнером Сергеем Махно о последних тенденциях в дизайне интерьеров, актуальных направлениях и проблемах в архитектуре, а также поинтересовался планами на будущее
- Сергей, расскажите, какие сегодня тренды в дизайне?
- Трендов достаточно много. Мир активно развивается, и тренды тоже глобализируются.
Появляются новые направления. Например, digital-дизайн, который объединяет искусство и технологии. В дизайне интерьеров мы наблюдаем стремление к простоте – все максимально упрощается. Люди более осознанно подходят к обустройству своего пространства и вещам, которые их окружают.
- Лофт по-прежнему в тренде?
- Нет, для меня это прошлое, которое прижилось в настоящем. Стиль пришел из Америки 1920-х годов, а у нас не за горами 2018-ый. В то же время, сказать, что лофт в дизайнерском мире не востребован и его не делают, нельзя. Есть клиент – найдется тот, кто выполнит его заказ. Но я перспектив этого стиля уже не вижу.
Мы продолжаем делать некий эклектичный лофт, то есть, интерьеры с элементами этого стиля. Рассказываем нашим клиентам, что можно использовать любые стили. Главное – правильно их сочетать. От того, под каким соусом вы его подаете, зависит ваше блюдо.
- Какие материалы в отделке вы предпочитаете?
- Конечно же, натуральные материалы – дерево, медь, глину, камень, металл. Но слово «эко-дизайн» мне не нравится. Нужны персонализированные стили – для конкретного клиента, под его задачи, потребности, требования.
Иными словами, если нужен матрас, на котором вам будет удобно спать, вы приходите и выбираете тот, что будет подходить для вашей спины, роста, веса, кожи. Со стульями или креслами, которые мы также делаем. Вещь должна подбираться по форме, высоте локтей. Персонализация – важная часть нашей работы.
- У вас нет клиентов, которые говорят «мне точно такое же, как на картинке»?
- Конечно, есть. Это масс-маркет – когда есть стандарт, и все под него «штандартят». Но моя студия создает индивидуальный дизайн. Мы разрабатываем уникальные концепты, как для интерьера, так и для архитектуры и предметного дизайна – светильников, столов, стульев.
- А как вы работает с клиентами, которые говорят «хочу вот такое же»? Или вы с ними не работаете?
- Я хотел бы сказать, что не работаем. Но это будет неправдой. Стараемся находить общий язык и точки соприкосновения. Так или иначе, у нас общая цель – создать пространство, в котором будет хотеться жить, а не ночевать.
- Судя по вашему офису, вы очень много бетона используете в интерьере.
- Бетон – универсальный материал, я его очень люблю. Мы можем использовать его как для стен, так и в предметном дизайне. Например, у нас есть минималистичные бетонные светильники и вазы. В архитектуре бетон незаменим. Посмотрите на проекты моего любимого архитектора Тадао Андо – и вы все поймете.
- В Украине есть клиенты, которые готовы добавлять бетон в свой интерьер?
- Каждый третий наш клиент использует бетон в интерьере. Но во всем нужно знать меру, конечно.
- Это обычный бетон или какие-то разновидности?
- Обычный бетон. Я хорошо знаю этот материал и его виды. Но мне нравится самый настоящий, обыкновенный бетон.
- Вы проектируете мебель. Расскажите о ее особенностях, какие это материалы?
- Недавно (28 июня – ред.) в нашей галерее Sergey Makhno Gallery открылась моя персональная выставка, которая посвящена тишине и ее проявлениям в дизайне. Мы собрали больше 70 экспонатов – светильников из бетона, меди, глины, камня, черного металла. Каждая вещь – это ручная работа. Мы производим в ограниченном количестве.
- Давайте поговорим о ваших клиентах. С какими застройщиками вы работаете?
- У меня были проекты с AMSTAR в ЖК Skyline, с НЕСТ – в «Покровском посаде».
- Чем отличаются корпоративные клиенты от индивидуальных заказчиков?
- Я не могу сказать, что мне с ними более комфортно или менее комфортно работать. Отличаются задачами, которые ставят, видением, бюджетами. Например, когда мы реализовали проект в ЖК Skyline, у нас был ограниченный бюджет, но, с другой стороны, достаточно творческой свободы. Клиент доверял. У нас спрашивали, что мы хотим сделать, как мы видим рынок, какие лучше стили. В итоге, мы создали крутые минимализм, эклектику и так называемый лофт. Хотя это уже не лофт, а микс, который ближе к контемпорари.
- В Skyline вы оформляли шоу-румы или реально проданные квартиры?
- Это квартиры, которые можно прийти и посмотреть – поэтому их называют шоу-румами. Мы полностью разработали дизайн трех квартир. Одну из них уже купили. Всего сделали 21 шоу-рум. Это американская концепция, когда застройщик продает квартиру, где уже проведен свет, разведено электричество, установлены выключатели, кухня, ванная комната, уложены полы. Вы только расставляете мебель и вешаете шторы.
- Этот подход и украинские застройщики начинают реализовать.
- Конечно. Но пока он не носит массового характера.
- Есть стили, с которыми вы принципиально не работаете, которые вам далеки?
- Классика. Этот стиль мне никогда не нравился.
- У застройщиков, помимо шоу-румов, есть еще холлы, лобби, зоны общего пользования. С такими проектами вы работаете?
- Да, мы делали и сейчас делаем такие проекты для пяти клиентов.
- Что это за проекты?
- Помимо Skyline и «Покровского посада», это ЖК Signature на Мечникова, 11А, еще один ЖК на Мечникова, 7Б.
- Участвуете в тендерах?
- Я не люблю тендеры, но мы в них участвуем, когда я вижу интерес клиента. Когда приходит на e-mail рассылка «тендер», не участвуем.
- А когда хотят видеть в тендере не больше трех человек, участвуете?
- Да.
- Вы работаете как архитектор – проектируете частные дома?
- В основном, да.
- А к более крупным проектам не планируете переходить?
- Мы делали один из проектов фасада ЖК Signature, но в итоге начали строить тот проект, который сделали немецкие архитекторы. До этого я даже не рассматривал возможность проектирования. Три этажа частной архитектуры меня интересуют больше.
- Еще над какими-то архитектурными проектами работаете?
- В последнее время меня интересуют крупные проекты, которые останутся в памяти – музеи, галереи, библиотеки. В Киеве, кроме «Паруса» и «Гулливера» не построили ничего, хоть как-то напоминающего современную архитектуру. Да, и эти два объекта напоминают её лишь отдаленно. Может быть, еще Skyline в чем-то напоминает.
- Какой город вы считаете примером современной архитектуры?
- Токио. Но, опять же, не весь. Для меня Япония является образцом современной архитектуры. Пример, который меня поразил – остров Наосима в Японии, который спроектировал Тадао Андо.
- Но это комплексная застройка – он строил не одно здание.
- Да, это комплексная застройка.
Мне нравится Лондон, современные районы. В Нидерландах есть целые районы комплексной невысотной застройки. В Берлине много интересного.
- А у нас есть проекты, которые вам нравятся?
- Абсолютно честно: мне нравится Театр на Подоле. Есть хорошие здания, есть даже великие здания у нас. В том числе, периода Советского Союза. Мне приятно, когда я в американских книгах нахожу наши здания – например, гостиница «Салют», здание УкрИНТЭИ на Лыбедской, крематорий на Байковом кладбище. Я считаю, что это смелые и великие проекты, пусть и ушедшей эпохи.
- Какие проблемы вы видите в современной архитектуре?
- Очень много безвкусных клиентов, а ведь, кто платит деньги, тот и заказывает музыку. И, мало того, еще и очень много безвкусных архитекторов. Это одна из самых больших проблем.
- Вы планируете выводить ваш предметный дизайн на массовый рынок?
- Все зависит от того, как считать: я могу продать люстру, которую мы делаем полгода, за 3 000 долларов. Или сделать один светильник за 50 баксов, и продать сразу 300. Мне кажется, неразумно совсем отказываться от масс-маркета, но это не тот путь, которым я хочу идти.
Мы развиваем отдельные коллекции предметного дизайна, где всего 10-12 предметов, и каждый является арт-объектом. Но есть светильники или вазы, которые производятся, к примеру, по 500 штук. Это тоже лимитированные серии – не миллионный тираж, но их немного больше.
- Где они продаются?
- Они продаются в нашей галерее Sergey Makhno Gallery по улице Е. Коновальца, 26А. Скоро мы открываем онлайн-магазин, и предметы интерьера можно будет приобрести, не выходя из дома. Мне никогда не нравился формат интернет-магазинов, но это неизбежность. Хочется упростить нашему клиенту жизнь. К тому же, у нас много заказчиков из других стран – Канады, США, Германии, Казахстана.
- Где вы черпаете вдохновение?
- У меня 24 перелета в году. Я путешествую чаще, чем раз в месяц. Смотрю на мир, узнаю, учусь. Но ничто не вдохновляет больше, чем семья. Моя жена – моя муза, опора и главный критик. Дети – это вдохновение 24/7. Они не дают возможности расслабиться, держат в тонусе. Сейчас я жду третьего сына.
- Каких интересных проектов ждать от вас в ближайшее время?
- Сейчас мы проектируем апарт-отель в Берлине для заказчика из Англии. Это относительно новый формат, где можно будет снимать апартаменты и на день, и на год.
- Какой проект был бы для вас настолько интересен, что вы готовы были бы сделать его даже бесплатно?
- Я ничего не делаю бесплатно. То, что досталось бесплатно, не ценится. Но мы участвуем в социальных проектах – сейчас, например, делаем библиотеку. Мы понимаем, что в этом проекте на нас не наживаются. Но таких проектов очень мало. Пожалуй, я бы сделал музей искусства. Наверное, сейчас эта идея меня больше всего интересует.
- Почему музей?
- Мне нравится искусство. Нравится то, что туда будут приходить люди и что они смогут что-то почерпнуть, вдохновиться. Может быть, создать потом что-то свое.
- У вас таких проектов еще нет в работе?
- Есть, как раз над ним работаем.
- Это в Украине?
- Да. И библиотека, о которой я говорил, тоже в Киеве.
- Как вы относитесь к авторскому надзору? Одно дело нарисовать, а совсем другое – реализовать так, как нарисовано.
- В моей команде есть отдельный отдел комплектации. Сотрудники отдела занимаются комплектацией, подбирают мебель и материалы, контролируют процесс реализации проекта. Чтобы все было, как нужно. Мы заинтересованы в том, чтобы наш клиент заказывал авторский надзор. Потому что это не только наши деньги, но и наша репутация. Можно купить материал на 20 грн дешевле, но результат будет отличаться кардинально. На первый взгляд, все то же самое. Даже похожего цвета. А разница – кардинальная.
- Вы прописываете в договорах пункт об авторском надзоре?
- Да, но мы всегда даем клиенту выбор. Предлагаем, объясняем, почему это важно. Сейчас я говорю: давайте начнем работать, потому что, может быть, мне вообще не захочется вести ваш проект. Такой пункт тоже есть: я могу отказаться от ведения проекта и в принципе от проекта вообще.