Владимир Степура: Украина будет интегрироваться в европейский климатический рынок

30.10.2019

В преддверии кейс-конференции «Эффективная климатизация объектов коммерческой недвижимости», которая состоится в 8 ноября в Киеве, Property Times пообщался с представителем компании, которая одна из первых вышла на климатический рынок Украины. Владимир Степура, директор компании «Ликонд», официального дистрибьютора DAIKIN в Украине, рассказал, что изменилось на рынке за последние 20 лет, и приоритетах современного заказчиках и мировых тенденциях на рынке климатического оборудования.

— Вы уже давно работаете на рынке климатического оборудования, расскажите, как трансформировался рынок за эти годы?

— Действительно, за последние двадцать лет многое изменилось как в жизни нашей страны, так и на рынке климатического оборудования. Рынок стал более структурированным. Практически не осталось компаний, которые совмещают функции дистрибьюторской и монтажной организации. Расширилась сеть интернет-магазинов, которые стали играть ключевую роль в сбыте оборудования в бытовом сегменте. Ранее, на крупных объектах, заказчик приобретал основное климатическое оборудование, вспомогательное оборудование, монтажные и расходные материалы и получал услуги по монтажу и обслуживанию из одних рук — монтажной организации. Сегодня, чаще всего, на масштабных объектах заказчик организовывает раздельные тендеры по выше указанным направлениям.

На сегодняшний день климатический рынок главным образом разделен на два ценовых сегмента: премиум и бюджетный, средний сегмент практически отсутствует.

Сегодня, со стороны заказчика остается серьезно недооцененным труд профессиональных проектных, инженерно-технических и монтажных организаций и, как результат, нехватка квалифицированных специалистов на климатическом рынке.

— Как рынок кондиционирования пережил кризисы 2008 и 2014 гг., сумел ли восстановиться?

— Рынок кондиционирования воздуха достаточно разнообразен. Компании, работающие на этом рынке, по-разному прошли испытания 2008 и 2014 годами. По-разному и с разной динамикой отреагировали операторы рынка на вызовы нового времени. Если кризис 2008 года можно назвать мировым, то кризис 2014 года серьезно отразился именно на украинском кондиционерном рынке. Российская аннексия Крыма, оккупация части Донбасса и военные действия на востоке Украины привели к потере 20% рынка сбыта.

Среди всех компаний, операторов климатического рынка, тяжелее всего пришлось монтажным организациям. Им в большей степени пришлось сократить штат сотрудников, чтобы «остаться на плаву» на претерпевшем серьезные изменения рынке.

На сегодняшний день можно говорить о восстановлении рынка, но это уже качественно другой рынок:

- значительно снизилась рентабельность на рынке;
- сократилось количество инсталляционных компаний с большим собственным штатом инженерно-технического персонала;
- на формирование взаимоотношений «Заказчик-Подрядчик» существенное влияние оказывает Интернет.

 

Конечно, нельзя говорить, что рынок восстановился для каждой конкретной компании, работающей на климатическом рынке. Часть компаний демонстрирует рост оборота (но с уже более низким уровнем рентабельности, чем ранее), часть — падение. Но в целом, наметились тенденции к росту рынка. Насколько рост климатического рынка будет уверенным и прогнозируемым, к сожалению, по-прежнему зависит от политической стабильности в нашей стране.

— Изменились ли приоритеты заказчика?

— Действительно, в последние 5–6 лет, приоритеты заказчика при выборе как поставщика климатического оборудования, так и фирмы-инсталлятора, изменились. Приоритеты заказчика в отношении фирмы-проектировщика начали меняться еще раньше. Еще несколько лет назад многие заказчики пошли по пути нивелирования роли проектировщика в реализации большинства проектов. К счастью, ситуация начала возвращаться к нормальной. Хотя и сейчас, к сожалению, нередки случаи, когда заказчик очень неохотно прислушивается к мнению проектировщиков.

Если же говорить какой первый вопрос задает заказчик при оценке того или иного коммерческого предложения или проекта, то это цена. Как уже было упомянуто выше, на крупномасштабных объектах заказчик чаще предпочитает работать с прямыми поставщиками оборудования и услуг. Все заказчики пытаются минимизировать свои капитальные затраты. Перед окончательным принятием решения о выборе подрядчика, заказчик очень долго мониторит рынок, правда не всегда эффективно.

Ключевым моментом при расставлении своих приоритетов является то, как заказчик/инвестор планирует распорядиться объектом недвижимости после окончания строительства: оперативно продать его или продолжать эксплуатировать.

— Расскажите о мировых тенденциях на рынке климатического оборудования.

— Все ведущие производители климатического оборудования, которые присутствуют на рынке Европы, при разработке новых видов продукции ориентируются на Европейское законодательство. Прежде всего это такие директивы как Eco-Design и F-Gas Regulation. Первая постоянно повышает минимальные требования к минимальной энергоэффективности оборудования. А вторая — вводит ограничение на использование оборудования содержащего гидрофторуглероды, обладающие высоким показателями ПГП (потенциала глобального потепления).

Главными инструментами, которые используют производители климатического оборудования, чтобы соответствовать вышеуказанным требованиям, являются:

- технология инверторного управления всевозможными исполнительными механизмами климатической системы (в первую очередь, конечно, компрессора);

- применение хладагентов нового поколения, обладающих низкими значениями ПГП (для оборудования бытового и коммерческого назначения таким является хладагент R-32, а для оборудования промышленного назначения, например, чиллеров, хладагенты R-1234ze / R-1234yf и другие т.п.

Также, в продолжение этого, все более актуальным становится вопрос повторного использования хладагентов, которыми в настоящее время заправлены многочисленные климатические установки по всему миру.

Учитывая покупательную способность населения в различных странах, все ведущие производители климатического оборудования вынуждены разрабатывать и предлагать на рынке как модели с максимальным набором функциональных возможностей, обеспечивающих максимальный уровень комфорта (естественно, более дорогих по цене), так и модели, рассчитанные на «бюджетного потребителя» (но при этом качество оборудования не должно страдать). Впрочем, это касается не только рынка климатического оборудования: подобную картину мы можем наблюдать, например, на автомобильном рынке, рынке офисной техники и т.д.

Конечно же, все производители продолжают разрабатывать новые модели климатического оборудования, которое бы обеспечивало более высокий уровень комфорта его будущему пользователю.

Нельзя не отметить и проникновение IT-технологий в климатическую индустрию: в новых разработках ведущие производители все больше внимания уделяют удаленному мониторингу и управлению работающего оборудования.

— Готова ли Украина перенимать зарубежный опыт? Что мешает более активному внедрению новинок на отечественном рынке?

— В отличие от рынка стран Европейского Союза, например, рынок Украины все еще находится в процессе становления. Наверное, рынку надо пережить все те проблемы, с которыми прямо или косвенно в настоящее время сталкиваются все операторы климатического рынка.

Трудно оценить, сколько еще должно пройти лет, чтобы украинский климатический рынок стал настолько стабильным и прогнозируемым, как рынок западноевропейских стран. И самое главное, стал действительно профессиональным и компетентным, исключающим недобросовестное отношение операторов рынка как к существующим заказчикам, так и к потенциальным.

Только пережив болезненный процесс роста украинского климатического рынка, заказчик будет адекватно оценивать (и соответственно оплачивать) труд профессиональных проектных, инженерно-технических и монтажных организаций.

Со стороны как климатических компаний, так и со стороны потенциальных заказчиков нет особых сдерживающих факторов для активного внедрения новинок оборудования. Возможно, решение проблемы с нехваткой квалифицированных специалистов на отечественном рынке могло бы несколько активизировать процесс перенимания зарубежного опыта.

— Какой сегмент климатического оборудования развивается более активно (для коммерческий объектов, для промышленных и пр.) и почему?

— Для более-менее серьезных (по масштабу или по сложности поставленной задачи) объектов коммерческого назначения все более популярным видом оборудования становятся мультизональные системы (VRF-системы). Причем, сегодня Заказчик имеет возможность выбрать оборудование данного сегмента как для низкобюджетных вариантов (китайские и корейские бренды), так и для вариантов, где преимущества VRF-систем реализуются в полном объеме (главным образом, японские бренды).

Популярность данного сегмента оборудования растет не только в Украине, но и во всем мире. Это обусловлено теми преимуществами, которое предоставляет этот вид оборудования своим пользователям:

- высокая энергоэффективность;
- высокий уровень комфорта;
- минимальные эксплуатационные затраты;
- высокая надежность;
- широкий выбор моделей;
- возможность организации эффективной системы управления и мониторинга;
- возможность комплексного решения по климатизации.

Для объектов промышленного назначения по-прежнему востребованы чиллеры, которые благодаря внедрению новых разработок и инноваций ведущих производителей также продолжают развиваться, улучшая свои показатели по энергоэффективности (в первую очередь, по сезонной энергоэффективности).

В настоящее время, в Европе например, усредненный показатель ежегодных темпов роста рынка VRF систем (около 4%) опережает аналогичный показатель роста рынка систем «чиллер-фанкойл» (около 2%).

— Планируете ли вы выводить какие-то новинки на Украинский рынок?

— Компания ЛИКОНД как дистрибьютор лидеров мирового климатического рынка DAIKIN и HOVAL, предлагает самые последние модели оборудования украинскому потребителю в то же самое время, как это делают дистрибьюторы во всех европейских странах. Единственным фактором, который влияет на сроки вывода конкретного вида оборудования на рынок конкретной страны является политика самой компании-производителя, основанная на уровне потребительского спроса на рынке этой страны.

Учитывая это, в ближайший год–полтора мы планируем вывести целый ряд новых моделей кондиционерного, холодильного вентиляционного и отопительного оборудования на украинский рынок.

Например, позиции компания DAIKIN как технологического лидера на климатическом рынке реализуются в появлении именно инновационных продуктов. Среди оборудования для кондиционирования воздуха можно назвать:

- мини-VRV системы, работающие на хладагенте R-32;
- наружные блоки RZAG-A серии мини SkyAir Alpha типоразмера 35, 50, 60;
- одновентиляторные наружные блоки SkyAir большой производительности серии RZA-D,  типоразмера 200 и 250;
- оптимизированные для отопления бытовые кондиционеры воздуха напольного типа (FVXM) и настенного типа дизайнерской серии Stylish (FTXTA-AW);
- чиллеры серии EWAT ~ B воздушного охлаждения на хладагенте R-32 в диапазоне холодопроизводительности от 80 кВт до 700 кВт с новыми опциями фрикулинга;
- чиллеры серии EWAH ~ TZ C воздушного охлаждения на хладагенте R-1234ze, в диапазоне холодопроизводительности от 700 кВт до 1600 кВт;
- центробежные чиллеры серии EWWH~DZ на хладагенте R-1234ze, в диапазоне холодопроизводительности от 230 кВт до 1400 кВт.

Среди оборудования для отопления можно назвать тепловые насосы класса «воздух-вода» DAIKIN Altherma 3, работающие на хладагенте R-32: низкотемпературные тепловые насосы серии ERGA-DV, тепловые насосы гидросплит на 11,14,16 кВт серии EPGA-DV, высокотемпературные тепловые насосы серии EPRA-D, а также, конвекторы для тепловых насосов напольного (FWXV), настенного (FWXT) и скрытого монтажа (FWXM).

Модельный ряд установок обработки воздуха пополнятся высокоэффективными компактными установками обработки воздуха с алюминиевым рекуператором Modular-L в диапазоне производительности от 150 до 3450 куб. м/ч, обеспечивающие высокое качество воздуха, причем с гарантией производителя, расширенной до 3-х лет

— Куда будет двигаться сегмент климатической техники в ближайшие 2–3 года и в более длительной перспективе?

— Климатический рынок Украины будет проходить очередной этап своего становления:

- в ходе конкурентной борьбы будет формироваться необходимое для рынка количество климатических компаний;
- большая часть заказчиков, накопив собственный опыт, будет более взвешенно подходить как выбору оборудования, так и к выбору подрядчиков;
- будет продолжаться процесс специализации операторов рынка на конкретных направлениях.

Украина все больше будет интегрироваться в европейский климатический рынок как в законодательном плане, так и в плане приоритетного внедрения оборудования по техническим характеристикам и функциональным возможностям.

 

 Подготовила Ирина Настыч