Фуд-траки становятся новыми центрами притяжения для торговых центров

21.11.2016

В прошлом году в США впервые за два десятилетия продажи в ресторанах и заведениях общепита превысили продажи супермаркетов. Результат такого тренда имеет влияние и на торговую недвижимость, так как собственники площадей стремятся не только к получению прибыли, но и пытаются вдохнуть «новую жизнь» в торговые молы, которые сегодня переживают спад популярности у потребителей, пишет Диана Олик для CNBC. Развитиеe электронной коммерции приводит к снижению трафика в торговых центрах, тогда как еда становится фактором их возврата.

«Это кардинально и фундаментально меняет всю сущность рынка, так как это изменение в товарных категориях, которые показывают высокие результаты сейчас и которые были менее привлекательны в качестве арендатора ранее», - утверждает Мелина Кордеро, глава департамента исследований в торговой недвижимости CBRE в Северной и Южной Америках. «С тенденцией к росту, рестораны являются сегодня спасительными драйверами прибыли и трафика для торговых моллов»

Основные 4 формата, которые были выделены в отчете CBRE как потенциальные арендаторы, фуд-траки, фуд-холлы, «звездные» рестораны и grocerants (grocery + restaurant продуктовый магазин + ресторан). Несмотря на то, что фуд-траки мобильны и зачастую не платят аренду, общая оценка этого бизнеса, которая составляет порядка 2,7 млрд долларов, заставляет собственников площадей находить форматы сотрудничества с ними и даже идти на создание фуд-кортов в формате площадки для фургонов с уличной едой.

propertytimes_food_truck

«Фуд-траки или фургоны с уличной едой – это некий формат pop-up ресторанного бизнеса. Они мобильны, быстры, с низкими затратами и постоянно в поиске», - утверждает Кордеро, которая подчеркивает важность разнообразия для потребителя.

Конечно, на рынке присутствуют и скептики, ставящие под сомнение возможность подобного рода фуд-кортов генерировать качественный трафик посетителей, которые, помимо ланча, будут совершать шопинг. 

В то же время, сложно отрицать, что современный потребитель пытается максимально выгодно сочетать потребности в питании и шопинге в одном месте и с минимальными затратами времени и усилий.  

Растущий потенциал сегмента постепенно меняет восприятие собственниками этих небольших стартапов их способности генерировать поток посетителей в зоны модной одежды и других категорий. Условия сотрудничества с представителями этого сегмента общепита кардинально отличаются, меняя постепенно и подходы к расчету инвестиционной составляющей.

Тренд, о котором идет речь, влияет на переход от традиционного партнерства арендатор-арендодатель к финансовому партнерству. Собственники площадей уже сейчас готовы рассматривать новые ресторанные концепции как бизнес-возможности для себя, зачастую отбирая интересные стартапы уличной еды и финансируя их открытие в рамках торговых центров, таким образов входя в капитал.

grocerantПодобные небольшие рестораны становятся частью фуд-холлов, значительно отличающихся от традиционных фуд-кортов. В торговых центрах, где якорями являются большие продуктовые супермаркеты, модель работы меняется похожим образом – супермаркеты выделяют зоны готовой еды и места рассадки посетителей, что превращает их в современные grocerants (микс продуктового супермаркета и ресторана).

Появляются новые форматы ресторанов и в Украине, причем их количество постоянно растет. «Своеобразным grocerants могу назвать наш «Сільпо» - в новом формате free flow, - комментирует генеральный директор МФК Gulliver Ирина Круппа. -  Это совершенно новая система работы с гостями: быстрое обслуживание, умеренные цены, наличие открытой кухни, приготовление блюд на глазах покупателей и большой ассортимент блюд. Так в Сільпо в Gulliver представлены кухни различных народов. Можно попробовать панамериканскую, грузинскую, узбекскую, восточную (oriental), немецкую и украинскую кухню».

Отдельного внимания заслуживает тенденция открытия именитых ресторанов звездами шоу-биза и спорта, которые также становятся частью обновленных фуд-зон в молах. Тем не менее, отличное качество еды – обязательное условие успеха, так как приходят посетители на имя, а остаются – благодаря качеству.

«Ранее считалось, что в Украину мировые тренды экономики приходят с опозданием в несколько лет. Но технологии и доступноть информации позволяют не просто отлеживать информацию, но и внедрять идеи почти одновременно со всем миром», - комментирует Ольга Соловей, управляющий партнер URE Club, издатель профильных медиа по недвижимости 3м2 и Property Times. – «В статье Дианы Олик на основе аналитического отчета американского офиса консалтинговой компании CBRE вполне могли бы быть использованы украинские примеры для иллюстрации новых общепитовских форматов. Новые супермаркеты «Сильпо» с зонами приготовления еды и возможностью там же и поесть - это реализация grocerants в чистом виде, популярность фуд-траков можно увидеть во время фестивалей уличной еды на «Дарынке», концепцию фуд-холлов мы сможем протестировать уже скоро в ЦУМе. Тренд «звездных ресторанов» нашел в Украине свой формат: от различных «карт» мы перешли к формату ресторанов Димы Борисова, Савелия Либкина и иже с ними. И этот факт радует».