Ипотека в Украине через призму digital

13.05.2021   |  Блоги

Георгий Курбанов

СЕО Svitsoft, AdSaver

С начала марта 2021 года в Украине заработала программа «Доступная ипотека» под 7% годовых. Задекларирована ее доступность для любого украинца, который отвечает критериям программы, а выделенных 5 миллиардов гривен на 2021-й год должно хватить для 5000 семей по подсчетам Минфина.

В связи с этими событиями, нам в Svitsoft стало интересно: как люди рассматривают ипотеку через призму интернета? Насколько четко украинцы разграничивают понятия «ипотека» и «кредитование»? Как работает ипотека в соседней Польше и почему сегодня всё больше украинцев пользуются польскими ипотечными программами, а не украинскими? 

На эти вопросы мы искали ответы с помощью одного из наших главных инструментов — данных.

Анализ поисковых запросов группы «Ипотека»

Для начала мы собрали семантику со всей Украины для того, чтобы понять, что украинцы чаще всего вкладывают в понятие «ипотека». Всю семантику можно увидеть по ссылке — как по Украине в целом, так и в контексте привязки к таким городам, как Киев, Львов, Одесса, Харьков и Днепр. 

Понятие частотность — это количество поисков в месяц по определенным регионам (микрочастотную семантику — менее 10 поисков в месяц — Google не показывает).

В целом, по Украине можно насчитать почти 25 тысяч поисков в данной тематике, что говорит о том, что данная услуга очень интересна среднестатистическому украинцу. 

Можно заметить, что преимущественно украинцы ищут ипотеку под покупку личного жилья, но присутствуют запросы и на коммерческую недвижимость, и на земельные участки. Практически нет запросов на ипотеку на вторичном рынке, хотя государственной программой такая опция предусматривается. 

Одна из высоко популярных опций, которая интересует людей — это подсчет калькулятором ипотеки онлайн. Такая функция на сайте застройщика может поднять его посещаемость, тем более, для этого есть готовые решения, разработанные для известных CMS.

Проанализировав запросы, мы видим, что зачастую люди вкладывают в понятие «ипотека» не только ипотеку как таковую, но также и частное кредитование в различных банках.

Интересно, что алгоритмы Google считывают запросы по ипотеке и кредитованию практически как идентичные. Это говорит о том, что, проанализировав огромное количество своих данных, поисковик не видит разницы в том, как украинцы воспринимают кредитование и ипотеку. 

В Google trends запрос «ипотека» ожидаемо вырос в феврале-марте этого года, когда в стране заработала программа «Доступная ипотека» под 7% годовых, достигнув пика на неделе с 28 февраля по 6 марта. 

Также мы проанализировали данные конверсий столичных застройщиков и изменения количества звонков по ипотеке среди наших клиентов, проследив их динамику с сентября 2020 по март 2021. 

Анализ основан на рекламных аккаунтах клиентов компании Svitsoft, которые использовали услугу Google Ads в обозначенный период — это 42 ЖК, расположенные преимущественно в Киеве и Киевской области. В конверсии входили заполненные формы на сайте и звонки в отделы продаж.

В отличии от Google trends, мы видим, что опция «ипотека» принесла застройщикам больше всего дивидендов (то есть конверсий) в ноябре и декабре, что, скорее всего, объясняется тем, что к концу года у большинства застройщиков действовали новогодние акции и скидки, а это срабатывало как еще один завлекающий фактор. 

Согласно данным Google Ukraine, в первом квартале 2021-го года совокупный рост количества поисковых запросов «ипотека и жилищное кредитование» выросло на 47% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. При этом с мобильных телефонов ищут чаще, чем с десктопов — 52% против 47%. 

А вот здесь показаны изменения стоимости клика и сезонность за последние четыре года: 

Ипотека в Украине VS ипотека в Польше

В отличии от Украины, в Польше ипотечные программы успешно работают уже много лет. Но в 2020-м году из-за локдауна большинство польских банков ужесточили кредитную политику, а некоторые и вовсе отказались от программ, при которых покупателям достаточно было 10% собственного вклада. Минимальный уровень повышали до 20, и даже до 30%. 

Также банки пересмотрели свои требования к источникам доходов соискателей, так практически полностью потеряли возможность получения ипотечного кредита граждане, которые получали доходами от гражданско-правовых договоров (договоров на выполнение определенных работ и поручений). Сталкивались с трудностями в получении ипотечного кредита и клиенты с доходом от предпринимательской деятельности, банковские структуры проводили более глубокий анализ источников доходов таких клиентов. Например, представителям отраслей, которые больше всего пострадали от пандемии (гастрономический и туристический бизнес) банки и вовсе отказывали в получении ипотеки.

Однако, уже в начале 2021 ситуация восстановилась и прежние условия вернулись — их предоставляют такие банки, как mBank, PKO BP и некоторые другие.

Украинцы и польская ипотека

Не смотря на закрытые границы, количество украинцев с ВНЖ в Польше в 2020-м году выросло почти на 30 тысяч и, согласно данным Управления по делам иностранцев в Польше, составляет более 250 тысяч. Основная масса (61%) — молодые люди 18-40 лет. Именно эта клиентская группа с начала 2021-го года стала активно использовать возможность приобретения жилой недвижимости в Польше с помощью ипотечного кредитования — украинцы с легальными доходами, проживающие в Польше и имеющие ВНЖ сроком от 12 месяцев, могут наравне с поляками получать ипотечные кредиты. 

По оценкам портала m2poland.com и Svitsoft.Poland спрос на польские ипотечные кредиты среди украинцев будет продолжать расти в среднем на 50%. Три главные причины — это существенная разница стоимости недвижимости в Украине и Польше, уверенный рост зарплат в Польше и низкие процентные ставки.