Риторические вопросы к системе Прозорро

13.11.2019   |  Блоги

Сергей Фролов

Председатель Правления Ассоциации специалистов банковской оценки Украины (АСБОУ), REV TEGOVA

«Полиграфический» скандал во фракции «Слуга народа» был не про то, надо ли менять суть и роль площадок ФГИУ, а про Прозорро. Впервые вслух было сказано, что стоимость этой системы не соответствует ее эффективности. Мягко говоря, так.

До этого скандала система Прозорро была вроде КПСС — сомневаться в ее чистоте и сакральной полезности было моветоном, за который могли и камнями закидать. Между тем Прозорро – это удобный механизм ухода от ответственности, принимаемый министерствами, и находится он под управлением Кабмина, к тому же генерирует доход частных компаний и самого ГП под миллиард гривен ежегодно. К тому же недавно Кабмин сделал им реверанс — поднял максимальную ставку вдвое — с 1 700 до 3 400 грн. Эти деньги платит каждый, кто хочет участвовать в любой закупке товаров или услуг за счет бюджета или для госпредприятий. От дров для райбольницы до защиты иска Нафтогаза. Непонятно, что именно за последнее время в услугах сложившейся IT-системы так подорожало, но злые языки утверждают, что таки надо кормить «слуг народа».

Так вот вопрос скандала во фракции, собственно, стоял лишь о том, а целесообразно ли вместе с площадками ФГИУ, затронуть вопрос урегулирования системы Прозорро, поскольку часть депутатов справедливо предполагала, что другой возможности тронуть Прозорро у них не будет. Монобольшинство «слуг народа» решило Прозорро не трогать, но это не сняло вопросы к Прозорро, это сформировало вопросы к фракции.

Например:

- что или кто послужил основанием повышения летом этого года стоимости услуг площадок Прозорро в два раза с каждого участника (с 1 700 до 3 400) при стоимости закупки более 4 млн грн?

- почему у всех площадок единые цены, установленные Кабмином? Почему из процесса госзакупок и продажи госимущества исключен главный двигатель рынка — конкуренция?

- имеет ли Кабмин юридическое право на такую регуляцию?

- кто и как устанавливает расценки площадок Прозорро — продажи ЦБД-1 и ЦБД -2? Это продажа имущества малой приватизации (ФГИУ) и активов ликвидируемых банков (ФГВФЛ). Почему стоимости услуг размещения, которые оказывает система Прозорро выше стоимости услуг по непосредственно продаже, например, риэлторами?

- почему тарифы на услуги частных фирм — площадок формируются от стоимости продаваемого/приобретаемого имущества? Как это влияет на себестоимость обязательного для каждого участника и по сути монопольного платежа?

- какова себестоимость услуг площадок Прозорро? Какова рентабельность этих услуг и как эта рентабельность вяжется с обязательством площадок — частных фирм не снижать цену на свои услуги?

- не является ли формой картеля подписание всеми площадками-участниками системы Прозорро меморандума о соблюдении цен? Может ли площадка физически изменить стоимость услуг в программе? Если да, отключат ли эту площадку от системы?

- защищает ли система Прозорро участников рынка от произвола заказчика? Если нет, за что собираются деньги участников рынка с каждого госзаказа? Что сделано в этом направлении за несколько лет существования Прозорро?

- кто и как анализировал, и каковы результаты анализа результативности системы Прозорро в части малой приватизации (ЦБД-2) и продажи активов ликвидируемых банков (ЦБД-1)? Как оценщик с почти двадцатилетним опытом работы и двумя международными сертификатами утверждаю, что такой анализ возможен и несложен. Например, стоимость квадратного метра проданной государственной недвижимости.

- на какие IT разработки ГП Прозорро тратит около 27 млн грн в год при условии, что все площадки постоянно оплачивают услуги навязанных им из ДП программистов?

- какие иные функции кроме хранения – пересылки документов выполняют частные компании – операторы /площадки Прозорро?

- является ли сама система Прозорро монополией? НЕ является ли установление единых цен ограничением конкуренции?

И это далеко не все.

Похоже, скандал во фракции сделал то, чего ждали участники рынка от новой власти. Скандал открыл ящик, из которого очень дурно пахнет. И захлопнуть его у «слуг народа» уже не получится. Слишком много вопросов.