Законодательные инициативы ГАСИ: усиление санкций вместо реформирования

08.06.2018   |  Блоги
  659

Владислав Кисиль

Партнер ЮФ KPD Consulting

ГАСИ выступило с целым рядом законодательных инициатив (которые имеют все шансы стать Законом) по совершенствованию регуляторных процедур в строительстве — а именно усилению ответственности за нарушение градостроительного законодательства для застройщиков. Такая инициатива не осталась без внимания экспертов рынка, в том числе — участников Legal Meetup, нового формата комитетов по вопросам права бизнес-ассоциации URE Club, регулярно проводящийся для обсуждения актуальных юридических вопросов в сфере недвижимост

Property Times попросил Сопредседателя комитета, Партнера ЮФ KPD Consulting Владислава Кисиля прокомментировать новые инициативы ГАСИ.

Суть инициатив

Идеология рассматриваемых инициатив простая: весь ключевой смысл документа можно подать в нескольких фразах. Основной смысл заключается в том, что ГАСИ предлагает усилить ответственность за нарушение градостроительного законодательства, под маркой ее, т.е. ответственности, дифференциации.

Другими словами, если вы строите и допускаете в этом процессе нарушения по объекту категории сложности СС1 — вам должен полагаться меньший штраф, если по СС2 – то штраф такой как сейчас, а если вы реализуете объект категории СС3 (практически все «интересные» коммерческие объекты и ЖК) — штраф должен быть примерно в 1,5 раза больше чем сейчас.

При этом, по некоторым объектам ГАСИ дополнительно предлагает штрафовать не сразу, а только после предупреждения.

Но все это — такая сложная, яркая вывеска. На самом деле законопроект говорит об усилении санкционного воздействия, штрафного воздействия на рынок.

Кстати, кроме того, предлагается изменить процедуру ввода объекта в эксплуатацию. Если сейчас перед вводом объектов (CC2, CC3) составляется акт о готовности, и в его подготовке ГАСИ не участвует (регулятор лишь принимает или не принимает такой акт), то теперь архинспекция хочет принимать участие и в предварительном осмотре объектов. Т.е. теперь для ввода в эксплуатацию акт предварительного осмотра уже должен быть подписан и представителями ГАСИ.

Усиление давления

К сожалению, подобного рода инициативы — как усиление ответственности — всегда приводят к росту коррупционных рисков. Потому что, вместо того, чтобы стимулировать застройщиков выполнять строительные работы правильно и качественно, нереформировання система ГАСИ с его необоснованно широкими полномочиями будет стимулировать в решении разного рода вопросов искать обходные пути.

Чем больше давление — тем больше желание уйти из-под него, найти обходной, неправильный путь.

Поэтому, говорить от том, что новые меры (которые по сути предполагают усиление ответственности для застройщиков) имеют позитивную направленность — сейчас сложно.

Позитивный подход — это когда орган, осознавая некоторые проблемные моменты в собственной функциональности, предлагает, как улучшить это функциональное предназначение; чтобы ГАСИ стал консультативно-рекомендательным, а не штрафным и карательным органом.

Не те изменения

Поэтому мы как участники профессионального комитета по вопросам права, не приветствуем рассматриваемые законодательные инициативы ГАСИ. Существующих проблем они, к сожалению, не решат.

Проблема заключается как раз в «законсервированности» в структуре органов архитектурно-строительного контроля, которые не подверглись никаким значительным реформам и пересмотру в сторону либерализации, в сторону усиления консультативно-рекомендательной функции, а меняются лишь в сторону усиления регуляторного влияния и повышения ответственности.

Что неизбежно повышает коррупционные риски, естественно влияющие на отрасль негативно.