Гостиничный рынок Киева: тактические победы при отсутствии стратегии

17.08.2017

Автор: Сергей Власов

Постепенное восстановление показателей гостиничного сектора и некоторый рост количества гостей столицы вызывают у игроков рынка «сдержанный оптимизм». Победы носят, скорее, тактический характер – при отсутствии четкой стратегии развития. Вопросов остается много: от экономико-политических факторов до структурной неразвитости гостиничного рынка.

Постепенное восстановление

В первой половине 2017-го года в Киеве прошло сразу три крупных мероприятия: финал песенного конкурса «Евровидение», Чемпионат мира по хоккею в первом дивизионе и The Kiev Major 2017 – международный турнир по популярной компьютерной игре Dota 2. Такие события, конечно, не могли не отразиться на показателях гостиничного рынка.

Как сообщил Property Times начальник управления туризма Киевской городской государственной администрации Антон Тараненко, в первом квартале 2017 года туристический поток в Киеве сохранял положительную динамику и вырос по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 33% (или на 70,69 тыс. человек). Всего украинскую столицу в 1 кв. посетило более 280 тыс. туристов.

В частности, значительно вырос туристический поток из Беларуси (на 22,77 тыс. человек), Израиля (на 5,92 тыс. человек), Турции (на 5,35 тыс. человек). «Также среди лидеров рейтинга оказались США (на 3,52 тыс. человек), Польша (на 3,13 тыс. человек), Азербайджан (на 2,11 тыс. человек)», – уточнил Антон Тараненко.


Инфографика исследований туристических потоков, выполненная по заказу Управления туризма департамента экономики и инвестиций КГГА

На этом фоне в мае 2017 года – месяце, когда Киев принимал «Евровидение», – заполняемость качественных гостиниц, по данным компании JLL, составила около 55% против 41% в аналогичном месяце 2016 года. В июне показатель был чуть скромнее, но все равно превысил прошлогодний: 46% против 37% гостиничных номеров соответственно были заняты.

Заполняемость и доходность

По данным социологического исследования туристических потоков, проведенных по заказу Управления туризма Департамента экономики и инвестиций Украины, в 2016-ом году 48,6% иностранных гостей Киева прибыли с туристическими целями, 35,1% — с деловой поездкой (в т.ч. командировки), с целью участия в деловых, культурных или спортивных мероприятиях — 18,3%.


Инфографика исследований туристических потоков, выполненная по заказу Управления туризма департамента экономики и инвестиций КГГА

Гостиницы для проживания выбирали 49,1% опрошенных иностранных гостей. Для сравнения, этот показатель для внутренних туристов составил лишь 20%.

В целом за 1-е полугодие 2017 года среднерыночная загрузка качественного номерного фонда в Киеве выросла до 45,8%, по словам Татьяны Веллер, JLL, это самый высокий показатель с 2013 года.

«В январе-июне 2013-го было занято более 48% номеров, однако объем предложения на рынке тогда был меньше. Напомню, что в начале 2014 года был открыт Hilton на 262 номера, что является серьезным ростом для небольшого рынка украинской столицы», – отмечает эксперт.

Вместе с ростом заполняемости в мае киевские отельеры смогли также значительно увеличить тариф (ADR) и доходность (RevPAR), причем в валюте: по данным JLL, средний тариф в последний месяц весны в долларах продемонстрировал рост на 3% и достиг $158, а доходность на номер за счет роста загрузки – на 39%, до $86.

Все же, игроки рынка не спешат выделять некоторые позитивные изменения в устойчивый тренд. «Относительная стабильность — уже хорошо. Но мы не наблюдаем стабильного развития бизнеса и экономики в стране. Как отельеры мы видим совершенно другую структуру клиентов, отличную от той, которая была до 2013 года. И конечно, она значительно отличается от европейских столиц, с которыми мы можем сравнивать Киев», — комментирует Марина Рымаренко, DEOL Partners.

По словам Алексиса Делароффа, AccorHotels, отели сети работают «на пределе». «Среднегодовая загрузка у нас выше 80%, растет средняя цена. Возможно, это происходит на фоне общего восстановления рынка. Правда, до этого все показатели упали на такой низкий уровень, что ниже, кажется, было уже никуда. Поэтому сейчас, конечно, можно говорить о некотором восстановлении» – отмечает эксперт.

Структура предложения

Учитывая соотношение предложения и спроса, как и в прошлые годы эксперты обращают внимание на нехватку предложения отелей 3* и 4*.

«5* отели были необходимы городу как инфраструктура, но как всегда «перепостроили». На рынке их очевидно слишком много, – объясняет Алексис Деларофф. – Кому-то захотелось показать «шик», кто-то надеялся, что его отель обставит конкурентов. В итоге они стоят полупустые, оставаясь нерентабельными. Мы видим, что есть спрос на 3* отели и убеждены, что новые гостиницы в этом сегменте будут успешны».


Группа AccorHotels планирует открыть первый отель под брендом  Mercure в Киеве

Согласна с такой оценкой и Марина Рымаренко. «Туристы, которые выбирают luxury отдых, составляют приблизительно 10% всего рынка. Трех- и четырехзвездочные гостинцы пользуются спросом по всей Украине, но, к сожалению, четкой статистики нет – ни по заполняемости, ни по среднеотпускным тарифам (СОТ). Во всем мире мы видим тренды изменения формата, так как наш стиль жизни очень быстро меняется, происходит смена поколений. Если говорить о Киеве, то у нас представлены все ниши. И новые проекты, я надеюсь, будут продуманными и с интересным форматом».

Растущая уверенность

Эксперты считают, что, при условии сохранения стабильной политической ситуации в стране, постепенное восстановление операционных показателей гостиниц Киева продолжится.

«На этом фоне уже несколько месяцев мы наблюдаем растущую уверенность инвесторов, профессиональных управляющих компаний и международных брендов в гостиничном рынке украинской столицы. Это в первую очередь выражается в выходе новых гостиничных проектов на рынок. До конца года должно появиться 664 номера под международными брендами в различных категориях – Mercure Congress Киев (компания Accor) на 160 номеров, Park Inn Троицкая (Rezidor) на 192 номера и Aloft Киев (Marriott/Starwood) на 312 номеров, – отмечает Татьяна Веллер из JLL. – Выход нового брендированного предложения увеличит конкуренцию на рынке и может привести к коррекции показателей гостиничного рынка в 2017-2018 годах».


До конца текущего года запланировано открытие Park Inn Троицкая

Помимо открытия Mercure Congress Kiev, Алексис Деларофф отмечает уже состоявшееся открытие Mgellery by Sofitel в Одессе, а также планы по открытию в следующем году второго отеля Ibis в Киеве.

Перспективы

Проведение мероприятий, особенно масштабных и международных, всегда позитивно воспринимается рынком гостиниц, но, как отмечают специалисты, отдельные события остаются всего лишь тактическими победами.

По словам Марины Рымаренко, у нас до сих пор не решен вопрос с имиджем и репутацией нашей страны в международных СМИ. И самое главное, даже нет государственной политики в этом направлении и ответственных за данный вопрос.

Бренд Aloft выходит на украинский рынок, открытие запланировано на 1 декабря 2017 г.

«Должна быть стратегия и очень сильная политическая воля, когда есть четкое понимание, что туризм — это сектор экономики, что имидж туристской дестинации формируется первыми лицами, и это работа не точечная, а ежедневная. Многие зарубежные СМИ представляют Украину только в негативном свете, люди до сих пор считают, что в Киеве небезопасно. Пока мы не исправим ситуацию, люди будут бояться путешествовать в Украину и будут выбирать другие направления. Это не просто общие слова, а конкретные ответы туристов при индивидуальных опросах», — говорит эксперт.