Андрей Антоненко: В тренде — современное здание во всех смыслах

23.09.2019

Cегодня наш собеседник — Андрей Антоненко, основатель и управляющий директор группы компаний UVT, которая выполняет проектирование коммерческих и жилых проектов, а также проектов гражданской авиации. Знаковые проекты компании: международный аэропорт в Запорожье, международный аэропорт «Киев» — термина D, международный аэропорт Винница, реконструкция ТРЦ «Караван» (Киев), отель Ramada Encore. В интервью Property Times Андрей Антоненко рассказал о трендах в строительстве и проектировании, ключевых проектах компании и команде, которая над ними трудится.

— Какие тренды в строительстве и проектировании вы могли бы назвать?

— В тренде — современное здание во всех смыслах. В первую очередь, хочу отметить возросший запрос на эстетику в архитектуре, как коммерческих проектов, так и проектов, которые финансируются из местных бюджетов. Заказчики хотят видеть красивый как снаружи, так и внутри объект. Появилась готовность к нестандартным решениям в дизайне. Сегодня среди требований заказчика — красота, энергоэффективность, комфорт и безопасность. При этом все считают деньги, очень скрупулезно.

Так сложилось, что мы последнее время работаем, помимо прочего, с объектами гражданской авиации — нам это нравится. Мы сейчас одновременно ведем два государственных проекта аэропортов, и вышеперечисленные требования в них очень актуальны. Радует, что обновленные СНИПы требуют высоких показателей энергоэффективности, это то, за что я боролся всю свою жизнь как инженер. Ввод в эксплуатацию объекта уже не возможен без энергетического сертификата. Все проекты, которые мы проектируем, разрабатываются именно с учетом этих показателей.

Еще один тренд, который также появился благодаря обновленным нормам — это инклюзивность. Винница, например, массово реализовывает данные требования в масштабах всего города — это очень показательно.

Еще один тренд — это принятие решений не одним человеком, командой заказчика — это всегда диалог. Уходят показные сдачи объекта в срок ради пиара, есть сроки ради бизнеса — в них другое содержание.

— Многие игроки опасались, что в этом году в связи с выборами, будет меньше работы. Ощутили ли вы в компании влияние выборного года?

— В нашем случае мы не ощутили пока этого влияния. Наши проекты были запущены ранее и сейчас не та стадия, когда можно судить. Но по разговорам с поставщиками бетона, например, их объемы поставок упали по сравнению с прошлым годом — это показатель снижения запроса от рынка. Меньше заявок на проектирование на открытых платформах.  

— Расскажите о ключевых проектах UVT Group на данный момент. На чем сфокусированы усилия команды?

— Во-первых, заканчиваем проектирование нового терминала аэропорта в Запорожье. В основном это внутренние интерьеры — корректировки по просьбе заказчика, а также авторский надзор строительства. В этом году он должен запуститься — мы очень ждем этого. Была проделана огромная работа, если смотреть назад. Площадь нового терминала 12 300 кв. м с возможностью расширения. Команда заказчика хорошо поработала с рейсами в разные города Европы, я надеюсь, что он быстро выйдет на проектные показатели.

— Кто выступает заказчиком?

— Заказчиком, как и в Винницком терминале, выступает город. Как я говорил ранее, там очень хорошие команды от города и служб заказчиков.

Следующий объект — это реконструкция торгового центра «Караван» в Киеве на Луговой.  Его площадь 56 000 кв. м. Основная задача — реновация. Капитальный ремонт фасада и большой объем внутренних поточных работ по редизайну. Инженерные решения почти без изменений, разве что в зоне фудкорта. Нам была поставлена задача обновить торговый центр так, чтобы не было видно, что это первый ТЦ в стране. Мы с заказчиком DCH шли к решению увеличению пространства: больше света, больше светлого и нового, но, как и всюду, есть ограниченный бюджет на «хотелки». Очень интересная работа над комбинацией решений, материалов, подрядчиков и много чего еще. Объект в стадии стройки в три смены, семь дней в неделю. Многие решения принимаются на месте, зачастую это связано с необходимостью ускорить сроки поставки или выполнения работ. В проекте много материалов и оборудования украинских производителей. Уверены, что это будет красивый ТЦ, одна галерея уже открыта, можно посмотреть. Как-нибудь я опишу этот опыт у нас на сайте.

Третий проект — это реконструкция терминала аэропорта в Виннице. Он будет около 11 000 кв. м. Эта реконструкция довольно сложная: с надстройкой третьего этажа, новыми фасадами, возможностью будущего расширения. Все очень плотно, но при этом с соблюдением всех норм ИКАО. Сейчас мы заканчиваем стадию Проект, параллельно ведем стадию Рабочая Документация и это все в BIM, как и на всех наших проектах. Это связано с необходимостью ускорить выдачу документации к запланированному началу реконструкции полосы. Мы хотим, чтобы объект получился знаковым для Винницы — это очень светлый и уютный для жизни город. Сейчас вокруг него активно развиваются индустриальные парки с иностранными производствами — такому городу нужен свой аэропорт.

У нас и другие объекты в работе не только в Украине, но эти 3 знаковые в этом году.

— Расскажите, пожалуйста, на примере одного об особенностях проектов и сложностях реализации терминалов аэропортов?

— Особенность таких объектов — это бюджет. Далее — это инженерно насыщенные объекты. Объем документации на уровень сложнее и объемнее. Много участников процессов, множество изменений в процессе согласования технических решений. Нет бюджетов строить с размахом и на перспективу, все должно окупаться, иначе проекты не будут реализовываться.

Также важно понимать технологию аэропортов и технологическое оборудование, по большому счету, вокруг него и все строится, а также требования служб аэропорта: пограничники, авиационная безопасность, таможня, далее рестораны, общие зоны и прочее. Есть международные требование ИKAO и рекомендации, а у нас нет даже СНИП по гражданской авиации, и наш СНИП по общественным зданиями сложно применить к современным аэровокзалам. Ну, и как я сказал, бюджетные деньги задают тон с прохождением экспертизы, кабмин, экологическая экспертиза и т. д. Остальные проблемы обычные: получение технических условий, сбор данных, изыскательные работы и прочее.

Также нужно учитывать, что такие здание с повышенными требованиями, и в независимости от площади — это СС3, плюс возможность работы систем 365 дней в году и минимум 16 рабочих часов ежедневно. Здание должно быть функциональным, с надежными инженерными системами.

Ранее в Жулянах наша команда исполнителей реализовывали инженерные разделы в Терминале А, С и полностью Д, включая наладку и эксплуатацию. Мы уже проходили этот путь как исполнители работ, и теперь нам значительно легче в проектировании — есть хотя бы понимание, как это должно работать.

— Все социально важные инфраструктурные проекты реализуют через систему тендеров. Как вы оцениваете уровень организации тендеров? В чем принципиальная разница между гостендером и частными компаниями?

— В Запорожье мы проходили по конкурсу еще до начала запуска Прозорро. Дотендерный этап. В Виннице провели тендер. Сейчас мы участвуем в двух гостендерах — это сложно, подготовка документации, проверка заданий, часто некорректные данные, наличие подставных компаний, желающих выбить из тендера. Отсутствие нормальной предквалификации и т. д. Возможность хотя бы посмотреть заказчику в глаза или наоборот, чтобы заказчик мог посмотреть на будущих исполнителей работ — на одном ли языке будет говорить команда. Но в целом это очень правильный путь, здесь главное понимать риски бюджетных проектов и обеспечить нужное качество работ. Иногда в тендере может участвовать ФОП с 1 человеком на большой инфраструктурный проект — это смешно.

Сейчас все заказы через тендеры. Мы мониторим все, что есть, но в большинстве случаев мы тоже квалифицируем проекты по интересности и своим возможностям.

Кстати, пройти тендер в частных структурах часто намного сложнее, и они не менее рисковые. Очень жесткие сроки на входе и выходе, а далее заказчик может остановить работу или все переделать, при этом, как правило, сложно идут на допсоглашения по стоимости. Интеллектуальная работа в нашей стране пока еще считается бесплатной, за нее не очень хотят рассчитываться.

— Что важного в неурегулированности проектных работ?

— Я считаю, это тема страхования в сфере проектирования и строительства. У нас нет этого рынка. Те, кто позиционирует себя как страховые компании, не могут сложить цену, и даже пройдя длинный пусть заполнения анкеты со всеми данными, есть риск не получить ответ по страховке. Пока что вся ответственность ложится на проектировщика с сертификатом — это риск и для клиента, и для исполнителя работ, и конечно, для компании. Все проектные компании в Европе и США страхуют риски от ошибки в проектировании. У нас этого рынка еще нет.

— Насколько сегодня можно говорить об интересе заказчиков к энергосберегающим технологиям? Это актуально сейчас?

— Да это тренд. Есть стандарт ДБН плюс единые стандарты международные. И по нашему опыту, если рассчитывать проект с учетом годов эксплуатации, то это выгодней, чем переделывать в будущем. Как правило, на этапе реализации проекта уже есть четкое понятие окупаемости таких затрат на улучшение энергоэффективности здания и систем — до 7 лет, и это нормально в цикле эксплуатации здания. Но наши инвесторы хотят видеть 2-3 года — не всегда это получается.

Мы не можем проектировать здания ниже класса энергоэффективности А и В. И особенно это важно для бюджетных объектов, так как срок эксплуатации до — 100 лет, и их эксплуатация идет за деньги налогоплательщиков. Мое мнение, что все бюджетные проекты должны быть самого высокого качества с минимальными затратами на обслуживание. Заказчик частный может экономить при строительстве, это его решение, но бюджетные проекты, особенно инфраструктурные, должны быть только лучшего качества, потому что они активно используются круглый год, часто много лет без возможного ремонта. На практике это не работает в нашей стране, за границей — да. Экспертиза проекта иногда «срезает» логичные решения — в приоритете цена, но нужно находить баланс, и мы стараемся это обосновать. Сейчас это балансируется, мы движемся правильно, если говорить в целом.

— Расскажите о вашей команде, сколько человек и какие у вас требования к специалистам?

— Команда UVT Group — это около 40 человек, плюс мы берем на аутсорс людей, но только проверенных. Есть субподрядчики по некоторым инженерным разделам, например, слаботочные и противопожарные системы (так как там есть своя специфика), остальные разделы делаем сами. Можем привлекать субподрядчиков по наружным сетям, тем не менее, мы все проверяем у себя и переносим в BIM — по-другому не работаем. Больше 10 лет мы работаем с BIM, даже несмотря на то, что заказчик такого требования не высказывает. Сейчас у нас полный цикл работ в BIM на платформе Autodesk: от работы с облаком точек, далее моделирование, расчеты, дизайн интерьеров, рендеринг и даже VR.  

Мы тщательно выбираем людей в команду — это тяжело, нам нужно ориентированные на результативность команды, плюс необходимо обладать хорошими коммуникационными навыками. Мы всегда в поиске командных игроков. Уделяем внимание знанию английского языка. У нас свой преподаватель, в 9 утра у нас английский и далее по расписанию. Так как часть работ мы выполняем для иностранных заказчиков. Я не понимаю, как можно учить Revit и не учить английский.

— У вас проекты сейчас в разных городах, как вам удается организовывать контроль за реализацией?

— Авторский надзор — обязательное требование, причем это убыточное для нашего рынка требование. Это нужно учитывать при расчете стоимости на проектирование, к тому же смета не позволяет учесть затраты на переговоры, скайп, поточное поддержание заказчика, а это сотни звонков еженедельно. Также, в Украине пока слабая связь между городами, если это авиа, и ужас с ЖД. Потому мы очень хотим проектировать аэропорты — нам нужна быстрая коммуникация между городами, включая использование малой авиации. Человек, должен успевать вернуться за один рабочий день в две стороны, если это необходимо.

Мы много проводим скайп звонков и конференц-связь. Технически все перевести в этот формат возможно, но быть на объекте необходимо обязательно. Надо быть мобильными.


Читати інші статті

04.07.2018
О том, как архитектура помогает девелоперу не просто заработать, но создавать wow-проекты в интервью Property Times рассказал Юрий Удальцов, основатель и творче...
детальніше
04.05.2018
Property Times представляет 10 наиболее важных тенденций, актуальных для технологии в 2018 году. Некоторые из них говорят нам, что будущее уже совсем-совсем бли...
детальніше