Андрей Войтко: Локдаун способствовал открытию нашего представительства в Варшаве

13.07.2021

О том, как локдаун повлиял на рынок недвижимости, и как удалось адаптироваться к карантинным реалиям и открыть для себя новые горизонты — в интервью Property Times рассказал Андрей Войтко, основатель и СЕО AVG GROUP.

— Как повлиял карантин на работу компании, были ли приостановлены проекты. Как ваша компания пережила сложные времена?

— Во время второго локдауна мы работали в обычном режиме, не было каких-то изменений в кадровой политике или остановок объектов. Но первый, скажу честно, пережили сложно. Когда ты сталкиваешься впервые с каким-то прецедентом, ты его недооцениваешь. Это касается не только нашей компании, но и рынка в целом, наверное, наша планета не до конца была готова к такому большому вызову. У меня на память о тех временах сохранилось видео за 29 марта 2020 года — пустой офис, ни одного архитектора, ни одного дизайнера, только я, водитель и техника.

В нашей компании существуют определенные внутренние протоколы работы, один из них — это фиксация тех или иных задач через специальную программу, нам было достаточно легко перевести сотрудников на хоум-офис. Но наши клиенты остановили ряд объектов, поэтому, к сожалению, нам пришлось применять управленческое решение, связанное с кадровой политикой.

Но при этом, нам первый локдаун подарил объекты и открыл новые горизонты, как бы это странно ни звучало, потому что наше присутствие сегодня в Warsaw Spire и еще в трех польских бизнес-центрах напрямую связано с этим понятием. Работы нам локдаун добавил, но, к сожалению, затормозил рынок недвижимости на территории нашей родины. Многие объекты уже собирались заходить в экспертизу, стартовать, а тут вдруг проект останавливается.

— А в вашем портфеле есть проекты, которые были остановлены?

— Да, безусловно. И до сих пор есть порядка пяти площадок, по которым на сегодняшний день работа так и не активизировалась.

— Но есть и новые проекты. Каково соотношение тех, которые свернулись, и новых? Новые перекрыли потери?

— Новые проекты перекрыли, но для этого понадобился год. Мы потеряли на тот момент порядка 25% объектов наших всех портфелей (дизайн-студии, архитектурной компании). Эти 25% восстанавливались до второго локдауна в марте 2021 года. Примечательно, что это были новые объекты, а не те, которые были приостановлены.

Первый прецедент научил нас определенным вещам, поэтому ко второму локдауну мы уже подготовились, понимали, какие сценарии уже существуют с точки зрения работы с клиентом. 

— Поменялась ли работа с клиентом?

— За год — да. На сегодняшний день личные встречи минимизированы, службы заказчиков освоили такие инструменты, как ZOOM. Личные встречи остались на уровне собственников компаний только для решения важных задач. Службы заказчиков все вышли в онлайн, люди диджитализировались, наконец-то начали применять облачные системы хранения, пришлось структурировать папки, документы, мысли. Уменьшился ручной режим, добавилось чуть больше необходимого формализма. Поэтому во многих вопросах это пошло на пользу бизнесу, потому что те, кто был не готов к этому, прекратили свое существование. Произошло своего рода очищение.

— А в плане пожеланий заказчика что-то поменялось, они теперь учитывают в своих проектах новую реальность?

— Это учитываем мы, мы не ждем пожеланий заказчиков, в виду того, что в большинстве случаев наши клиенты сами не до конца знают, что они хотят. Мы сами на встречной волне вносим рекомендации. К примеру, проектировали бизнес-центр и объясняли заказчику: вот здесь мы сэкономим, а здесь нам нужна don't touch система от входа до точки захода потребителя в свой персональный офис. Двери открываются сами, для этого даже не нужна карточка, вместо этого можно воспользоваться телефоном. В лифтах мы применяем технологию от Schindler, когда не нужно нажимать кнопку лифта, потому что турникет и лифт уже спарены — делаешь только одно движение телефоном. 20 касаний от точки входа до точки работы мы минимизировали до 1–2. 

— На сколько это удорожает проект? Все же хотят оптимизировать затраты.

— Безусловно, это удорожает проект, но это то, что вошло в нашу жизнь навсегда. И это нужно учитывать повсеместно во всех проектах.

— А заказчик готов?

— Заказчик никогда ни к чему не готов. Заказчик всегда режет косты, всегда к концу проектирования выясняется, что нет денег на МОПы (дизайн интерьеров). А все потому, что заказывают не BIM-проектирование, а обычное, и потом приходят к нам с просьбой — нафантазируйте что-то без бюджета. Поэтому заказчик никогда не готов, мы должны его готовить, мы должны объяснять: да, период окупаемости увеличивается, необходимо применять энергоэффективные решения, чтобы оптимизировать затраты сейчас, но уменьшить OpEx в период эксплуатации объекта. Боремся. Миссия наших архитекторов — не только застывшая музыка, поэзия, красота, это еще и функция — сделать жизнь людей лучше, комфортнее, безопаснее, эргономичнее, функциональней. Это визия архитекторов во всем мире.

— Если сравнивать украинского и зарубежного заказчика, кто из них оказался более подготовленным к новым реалиям?

— Зарубежные, однозначно. Наш рынок, рынок клиента, на сегодняшний день не структурирован. Ни с точки зрения законодательной, ни с точки зрения поддержки бизнеса со стороны государства. Если за рубежом есть программы поддержки малого и среднего бизнеса, беспроцентное кредитование, то у нас ничего этого нет. Мы в процессе перехода из wild-wild west до какого-то цивилизованного общества. Наше общество самое молодое на территории всей Евразии. Поэтому Европа оказалась более подготовленной, там сразу были запущены программы поддержки бизнеса. Бизнес тоже быстро отреагировал на новые реалии.

К примеру, проекты, которые мы разрабатываем в Польше (сеть коворкингов Mycowork myhive – ред.) — это как раз те объекты, в которых собственник Immofinanz принял решение создать гибкое, по всем нормативам, офисное пространство наподобие коворкингов. Только он же и является оператором своих коворкингов. Immofinanz — это крупная австрийская инвестиционная группа, которая владеет 12-ю бизнес-центрами в Европе, пять из которых в Варшаве. Они приняли решение — на вакантных площадях создать коворкинг-пространство, когда малый бизнес может себе позволить снять небольшой юнит. 

— А как к вам пришли эти проекты?

— Мы год назад создали с нашими польскими партнерами совместное предприятие. Я очень горд тем, что оно имеет в своем названии триангуляцию нашей компании AVG — AVG Architekci. На сегодняшний день наши польские партнеры выполняют функцию фронт-офиса, у них достаточно хорошее портфолио было наработано до слияния. Со своими кейсами они пришли в Immofinanz и предложили услуги по редизайну и реконструкции. В результате Immofinanz доверило им маленький объект, потом еще один, и еще. Сейчас мы разрабатываем сеть коворкингов с нашими польскими партнерами для Immofinanz.

— Кто работает непосредственно над проектом?

— Коммуникации с клиентом ведет Лукаш Михальски — руководитель польского офиса AVG. У нас есть определенная методология по работе с экспатами и с иностранными объектами за территорией Украины. После переговоров Лукаш передает техническое задание в наш киевский офис. Наша команда обрабатывает его и свои замечания снова пересылает в Варшаву. На западе очень хорошо относятся к собственному видению. Не просто «сделай, как я сказал», а готовы прислушиваться к нашим рекомендациям. И только потом мы создаем параметрическую 3D-модель, в которой можно увидеть эргономику и даже элементы дизайна. Мы показываем ее клиенту, согласовывая полностью логистику, логику пространства и материалы, начинаем разрабатывать параметрические 3D-чертежи.

 

— То есть над проектом вы работаете украинским офисом, а польские партнеры ведут коммуникации?

— Да, да. Мы как раз эти мышцы, которых им не хватало раньше.

— А как с точки зрения взаимодействия с государством? Есть разница между Польшей и Украиной в этом плане?

— Безусловно, есть разница. В Польше все достаточно задекларировано, но там нет ничего такого, что нам было бы непонятно, непосильно. Поэтому никаких проблем нет. Как и в нашей стране, не регламентируется понятие «дизайн-проект». Но очень регламентируются инженерные разделы и архитектурное проектирование. Там очень жесткие требования. Но если ты их выполняешь, там нет потом волокиты, как в Украине. Никаких сложностей мы там не увидели. 

— Даже комфортнее в какой-то степени?

— Да, комфортнее. Потому что, к моему большому сожалению, у нас на родине, где мы хотим работать и создавать миры, очень часто не до конца понятны правила игры. А там максимально все прозрачно. Выполнил — получил. Контракт там — это не просто бумага, испорченная чернилами. Это основополагающий документ для обеих сторон. Нам комфортно работать в Европе.

— Андрей, расскажите, какие интересные проекты сейчас у вас в работе?

— Мы сейчас разрабатываем первый в Украине киберспорт-клуб на территории Арсенала. Это не просто игровой зал с компьютерами. Там будет небольшая кибер-арена для проведения онлайн-трансляций. Площадь клуба небольшая — порядка 700 кв. м. Я тоже состою в идеологическом ядре. Мне приятно, что это новый формат, связанный с киберспортом.

Еще один интересный проект сейчас разрабатываем на заводе Biopharma в Белой Церкви — с интересными фасадами, интерьерами. Это заказ собственника — Константина Ефименко. Мы создаем и фасады, и лайфстайл, и интерьеры, и места общего пользования на этом объекте.

Продолжаем работу над польскими коворкингами. Это будет целая сеть.

Мы принимаем большое участие в популярном проекте Промприлад.Реновація в Ивано-Франковске. Мы вошли в этот проект, имея огромный опыт реконструкции, реновации территории завода Арсенал.

— Вам интересно работать над проектами реконструкции?

— Безусловно. Всегда интересно, когда ты даешь новую жизнь, новую функцию чему-то увядшему, заброшенному, невостребованному. Особенно интересно работать с историческими памятниками. Когда приходится пройти весь путь с научным сопровождением, с защитой, с историей, с Минкультом, и в результате становишься одним из творцов объекта. Так было с Kyiv Food Market. Это же классно!

Беседовала Ирина Настыч
Фото: AVG GROUP


Читать другие статьи

08.10.2018
Property Times удалось побеседовать с одним из хедлайнеров международной конференции Architecture of Future — британским архитектором египетского происхождения ...
подробнее
07.08.2017
Директор Института проектирования «Комфортбуд» Андрей Вишневский рассказал о ситуации в сфере градостроения в Украине, о перспективах промышленного строительств...
подробнее