Экономика общего пользования – будущее рынка коммерческой недвижимости

15.07.2016

Мир стремительно меняется, происходит смена поколений – и это диктует изменения в организации труда, а за ними – и в организации офисных пространств.

Выбор нового поколения

Одним из вызовов современности для рынка коммерческой недвижимости является эволюция сотрудников. Новое поколение миллениалов – еще их называют «креативным классом» – живет в мире технологий, всегда онлайн и не готово находиться в офисе с 9 до 18.

 «Меллиниалам не обязательно закрываться в отдельном офисе», – рассказывает Дэн Шпигел, Colliers International USA ,  – «они спокойно делятся вещами (машинами – Uber, ZipCar, квартирами – Airbnb) и офисным пространством. То есть приватность не так важна, как раньше».

Чем быстрее компании поймут, как современные сотрудники используют офисные пространства, тем быстрее они смогут избавиться от офисов с низким уровнем использования, считают в компании Regus.

Трансформация пространства

Дэн Шпигел утверждает, что привычки миллениалов не сказываются на степени востребованности пространств и не провоцируют рост вакантности. Особенно, если компании вовремя находят новые форматы.

Речь, в частности, идет о реконструкции старых промышленных зданий в современные коворкинги и хабы.

Примеры преобразований есть во многих странах, в том числе, и в Украине.

Один из самых ярких – Merchandise Mart. Здание построено в 1930 году, предназначалось для оптовой торговли и, на момент открытия, было самым большим в мире. Сегодня это 1871 tech hub на 7000 кв. метров, который планируют расширить до 11 тысяч.

Еще один пример – Colgate Building на Манхеттене в Нью-Йорке. Это главный офис компании Colgate-Palmolive, где она арендуем более 30 тысяч квадратных метров. Недавно компания заключила контракт с WeWork – компанией, которая предоставляет в краткосрочную аренду коворкинги – о субаренде помещений, которые Colgate-Palmolive, в общем-то, и не нужны.

В Украине тоже есть успешные примеры такой трансформации. Это, в частности, арт-завод «Платформа» в Киеве, где не только устраиваются фестивали, но создан один из самых успешных на Левом берегу коворкингов. Другой пример, который, правда, еще только в проекте, - Креативный квартал во Львове. Это 15 000 квадратных метров на месте бывшего трамвайного дэпо, на которых разместятся антикафе, коворкинги, стартап-боксы, залы для мастер-классов и мероприятий, переговорная,  цифровая лаборатория и прочие помещения, отвечающие запросам креативного класса.

В ближайшем будущем многим владельцам офисных площадей придется пересматривать концепцию своих объектов, трансформируя их в соответствие с запросами «креативного класса» - спрос на традиционные бизнес-центры со временем будет снижаться.