9 трендов рынка торговой недвижимости в 2018 году

15.12.2017
  3073

Автор: Наталия Рева

Рынок торговой недвижимости остается привлекательным для девелоперов и инвесторов. Об этом свидетельствует количество ТРЦ, заявленных к открытию в ближайшие три года, и планы выхода на украинский рынок новых ритейлеров.

На 2018-2020 годы в крупных городах Украины планируется открытие 14 ТРЦ, суммарная GLA которых составляет около 700 000 кв. м. 6 ТРЦ суммарной арендной площадью более 370 кв. м планируют открытие в 2018 году. Крупнейшие из них – Blockbuster Mall, Ocean Mall, River Mall, Retroville. Впрочем, не исключено, что ввод в эксплуатацию части объектов будет перенесен на более поздние сроки.

Property Times пообщался с экспертами в сфере торговой недвижимости и выделил 9 трендов, которые будут характерны для рынка в 2018 году.

Усиление конкуренции между ТРЦ

По прогнозам Cushman&Wakefield в Украине, в результате ввода в эксплуатацию заявленных объектов количество предложения торговых площадей в ближайшие три года увеличится на 39%. Это приведет к усилению конкуренции между ТРЦ. Последствием увеличения конкуренции станет более качественная дифференциация торговых центров за счет определения собственной целевой аудитории и фокусирования на ней, отмечает руководитель департамента торговой недвижимости Cushman&Wakefield Евгения Соломатина. «Ряд объектов проводят или планируют реконцепцию, особенно это актуально для ТЦ с площадью менее 15 000 кв. м», – добавляет эксперт.


В результате ввода в эксплуатацию заявленных ТЦ количество предложения торговых площадей в ближайшие три года увеличится на 39%

Усилению конкуренции способствует не только строительство новых ТРЦ, но и их объемы. «Абсолютное большинство нового предложения – объекты от 50 тыс. кв. м, – подчеркивает глава консалтингового направления NAI Ukraine Марина Гуревич. – Размещение качественного и полного tenant mix, сервисов, развлечений для всей семьи требует большей площади, иначе потребитель уйдет в другой объект, где найдет все, что ему необходимо».

Многофункциональность

ТРЦ постепенно превращаются в пространства для жизни и эффективного проведения времени, где все продумано до мелочей. «Для посетителей всегда будет важна и большая торгово-развлекательная часть: наличие современного кинотеатра, боулинга, фитнес центра, бутиков, – уверена управляющая МФК Gulliver Лилия Резвая. – Наличие этой инфраструктуры позволяет значительно экономить время, решая большую часть задач, не выходя за территорию комплекса».


Для посетителей всегда будет важна развлекательная составляющая

Сегодня в ТРЦ открываются не только магазины, заведения общественного питания или развлекательные центры, но и полезные сервисы. Среди них, а частности, визовый центр в МФК Gulliver и Паспортный сервис в ТРЦ «Украина».

Расширение развлекательной составляющей происходит не только на уровне торговых центров, но и отдельных ритейлеров.  «В ТРЦ Lavina Mall в новым масштабном формате открылся магазин UAMade, где кроме традиционной галереи товаров, представлен выбор современного декора и мебели, коворкинг с кофе и сладостями, зона для отдыха и проведения интересных мероприятий и мастер-классов», – рассказывает Марина Гуревич.


В ТРЦ Lavina Mall в новым масштабном формате открылся магазин UAMade

По прогнозам аналитиков, количество площадей, которые отводятся в ТРЦ под развлечения и заведения общественного питания, в 2018 году продолжит расти. «Согласно исследованиям, такой подход положительно влияет на зону охвата, продолжительность и частоту визитов», – подчеркивает руководитель отдела торговых площадей JLL в Украине Екатерина Весна.

Появление новых международных ритейлеров

«За счет увеличения количества качественных объектов торговой недвижимости, Украина снова становится интересной для экспансии крупных международных ритейлеров», – уверена руководитель департамента аналитики и консалтинга по вопросам девелопмента Cushman&Wakefield в Украине Марта Костюк.

В 2018 году ожидается выход на украинский рынок новых турецких (DeFacto, Koton), европейских (H&M, Decathlon, Zara Home) и американских брендов (Under Armor).


В 2018 году ожидается выход на украинский рынок новых брендов

В компании CBRE прогнозируют расширение портфелей уже присутствующих на рынке компаний, а в JLL добавляют, что происходить это будет, в том числе, и за счет развития существующими операторами новых брендов. «Собственники действующих торговых центров продолжат усиление tenant mix путем расширения представленности более узнаваемых и востребованных брендов и сокращения слабых и малоизвестных торговых марок в своих объектах», – отмечает Екатерина Весна.

Омниканальность

Ритейлеры стремятся взаимодействовать с покупателями через все каналы продаж. Оффлайн-магазины постигают особенности работы в цифровой среде, в то время как крупные онлайн-ритейлеры, например, «Розетка», открывают физические магазины. «Те, кто остается приверженцами «старых и проверенных» методов ведения торговли «у нас покупали, покупают и покупать будут», будут наблюдать отстающую кривую продаж по сравнению с лидерами рынка», – отмечает генеральный директор Arricano Real Estate Михаил Меркулов.

В то же время, эксперты прогнозируют постепенный рост доли онлайн-торговли. «В ближайшие 5-10 лет торговля онлайн усилится, а оффлайн-магазины будут трансформироваться в шоу-румы и представительства», – считает управляющая МФК Gulliver.   

Социально ориентированный подход

В следующем году все больше торговых центров будут становиться платформой не только для коммерческих, но и для образовательных, социальных, развивающих проектов. «Я считаю, что сейчас именно то время, когда можно прийти в торговый центр и, помимо развлекательной составляющей, получить знания и эмоции, которые позволят развиваться в абсолютно разных направлениях», – утверждает Лилия Резвая.

Социальная функция ТРЦ, помимо прочего, способствует привлечению целевого трафика. «Мастер-классы для детей в одном из наших торговых центров проводили педагоги младших классов, – рассказывает директор по маркетингу Arricano Наталья Дмитренко. – Они же щедро делились анонсами своих мастер-классов в социальных сетях, привлекая тем самым целевой трафик для торгового центра. Такой социально ориентированный подход и дальше будет востребован, и торговые центры в будущем все больше и больше будут использовать тренд социализации».

Синергия ТРЦ и арендаторов

Торговые центры начинают отказываться от мероприятий, цель которых простое увеличение посещаемости, и постепенно приходят к пониманию необходимости привлечения качественного, целевого трафика. «Никакие уловки, искусственно стимулирующие интерес потребителя к торговому центру за счет событийного маркетинга, неэффективны в долгосрочной перспективе, – подчеркивает Наталья Дмитренко. – Да, тот или иной ивент может увеличить поток посетителей на 20-40%, но общеизвестный факт – продажи во время подобных ивентов не растут, если, конечно, параллельно не проходит sale».

В Arricano делают ставки на кампании с привлечением арендаторов – этот подход уже доказал свою эффективность в уходящем году. «Торговые центры, игнорирующие такой эффект синергии, проиграют бой за своего потребителя», – уверена Наталья Дмитренко.

Переход в онлайн

В 2018 году торговые центры будут больше внимания уделять продвижению онлайн, уверен коммерческий директор группы компаний «Будхаус» Максим Гаврюшин. Каналами онлайн-продвижения по-прежнему останутся сайты ТРЦ, социальные сети и мобильные приложения. При этом согласно последнему исследованию ICSC в Украине, сайты постепенно перестают играть роль визитной карточки ТРЦ – ее перехватывают страницы в соцсетях. Этому способствует массовое использование смартфонов, вовлечение в соцсети почти всех групп посетителей ТРЦ и возможность быстро и легко донести тот или иной месседж. «Новым веянием стало появление мобильных приложений среди украинских ТРЦ, что даст в будущем возможность реализовать возможности онлайн-продаж на их основе», – считает Максим Гаврюшин.


Каналами онлайн-продвижения по-прежнему останутся сайты ТРЦ, социальные сети и мобильные приложения

Микротаргетинг

Максимально персонализированный подход проникает и в ритейл. По мнению Михаила Меркулова, в 2018 году мы будем наблюдать уход от рекламы «из пушки по воробьям» и массированного спама доверчивых клиентов, которые ради получения накопительных бонусов по программе лояльности дают свой номер телефона, к аналитике предыдущего потребительского поведения клиента, психометрических данных и, как следствие, точечной и эффективной помощи потребителю сделать выбор, который полностью удовлетворяет его потребности.

Рост арендных ставок

Эксперты прогнозируют рост арендных ставок в 2018 году. Большинство связывает показатели роста с общим экономическим положением в стране, курсом доллара и объемом нового предложения на рынке. Также на рост ставок будет влиять вакантность, качество той или иной площадки и активность международных ритейлеров, некоторые из которых выходят в Украину с форматами универмагов и требуют больших площадей как в Киеве, так и в крупных региональных городах. 

Согласно прогнозам JLL в Украине, в среднем арендные ставки в ТРЦ вырастут минимум на 10%. Но их рост не будет пропорциональным. «В 2018 году будет иметь место увеличение разрыва между уровнем ставок в наиболее качественных и современных объектах и «аутсайдерах» рынка», – прогнозирует Марина Гуревич.

В компании Arricano делают ставку не столько на увеличение арендных ставок, сколько на доходы от процента с оборота. «Мы индексируем арендные ставки во всех наших проектах, при этом видим нашей задачей работу с процентом с оборота, который может и должна платить та или иная товарная группа, – объясняет директор департамента торговых площадей Arricano Анна Чуботина. – Растут обороты, растут доплаты арендаторов с оборота, а это значит, что зарабатываем и мы, и наши партнеры».


Читать другие статьи

16.07.2018
Детальнее об итогах рынка офисной недвижимости эксперты компании UTG рассказали на пресс-конференции. Property Times приводит данные по сводной презентации
подробнее
13.07.2018
Property Times приводит данные UTG по итогам первого полугодия на рынке торговой недвижимости Киева
подробнее
11.07.2018
Property Times проанализировал 100 сайтов ЖК в Киеве и области и сравнил их с результатами 2011-2015 гг., ранее публиковавшихся в профильной прессе
подробнее
01.06.2018
В рамках Shopping Centers Forum & Awards 2018 были названы лучшие торговые центры Украины — лауреаты определились в 12 номинациях
подробнее