Новые якоря для ТРЦ: хлеба и зрелищ
Торговые центры меняются вслед за поведением потребителей. На фоне растущей роли Е-коммерции во всем мире сокращается площадь ритейла и растет доля общепита и развлечений.
«В условиях увеличивающейся конкуренции многие ТРЦ уходят от стандартной концепции якоря – продуктового супермаркета или супермаркета электроники и подстраиваются под запросы своих посетителей, усиливая существующие якоря новыми концепциями или вовсе заменяя их», – комментирует директор UTG Евгения Локтионова.
Например, в ТРЦ Lavina Mall в качестве основного якоря выступает тематический парк аттракционов «Галактика» общей площадью 20 тыс. кв. м. Cтоличный «Караван», 65% посетителей которого – семьи с детьми разного возраста, отказался от супермаркета электроники Comfy, заменив его на детский супермаркет «Чудо Остров», также поменял якорный парк развлечений «Игроленд» на Fly Park, который предложил новый и более интересный концепт. ТРЦ «Проспект» существенно расширил зону фуд-корта и также расширил детский парк развлечений Fly Park в своем составе.
Открытие Fly Park в ТРЦ Караван
В днепровском «Мост-Сити» в этом году реконструировали развлекательную зону комплекса: на месте ДРЦ Игроленд (1490 кв. м) создали свой детский центр Most Playland с ультрасовременным дизайном и оборудованием (1192кв. м). «Новый детский центр находится в нашем собственном управлении», – говорит генеральный менеджер Alef Estate Анжела Борисова.
Gulliver заменил «Фуршет» на «Сильпо», который предложил новую современную концепции с выделенной зоной фуд-корта, что позволило увеличить поток работников близлежащих офисов и офисной части ТРЦ. «У нас каждый арендатор должен быть уникальным, соответствовать целевой аудитории Gulliver и быть трафикообразующим для нас», – рассказывает генеральный директор ТРЦ Ирина Круппа. Среди основных якорей ТРЦ она называет супермаркет «Сильпо» и магазины группы Inditex.
Сильпо в ТРЦ Gulliver привлекает посетителей не в последнюю очередь благодаря фуд-корту
Многие традиционные якорные арендаторы активно внедряют новые форматы, подчеркивает Евгения Локтионова. «Уже упомянутый «Сильпо» создает уникальный, яркий дизайн для своих новых магазинов, активно продвигает зону фуд-корта в их составе, которая уже успела отлично себя зарекомендовать. Супермаркеты электроники также внедряют новые форматы, подразумевающие совмещение онлайн и офлайн-каналов продаж», - говорит Локтионова. Отсюда тенденция последних лет – супермаркеты электроники ужимают свои площади, при этом умудряясь наращивать объемы продаж. «Супермаркеты электроники интегрируют в свой формат развлекательные и интерактивные зоны, за счет чего привлекают новых покупателей», - считает Локтионова.
Alef Estate заменил якорного оператора ТРЦ «Мост-Сити» в сегменте бытовой техники и электроники в 2008 году. «На смену Мегамакс пришел Comfy, причем занял значительно меньшую площадь – изначально площадь якоря была 2100 кв. м, сейчас 965 кв. м», - сообщила Анжела Борисова. При этом замена якорей в «детском» сегменте не привела к таким колебаниям площади. В 2010 году «Антошку» (695 кв. м) заменили на MotherCare (585 кв. м). А площадь для фешн-якоря наоборот выросла: в 2009 году мультибрендовый магазин Grand Gallery (1250 кв. м) заменили на группу брендов Inditex (Zara, 1503 кв. м, Bershka, 580 кв. м, Pull&Beer, 420 кв. м, Massimo Dutti, 504 кв. м, Stradivarius, 436 кв. м, Oysho, 203 кв. м).
«У нас мало что изменилось. Только Comfy уменьшился, а Глория Джинс расширилась! По продуктовому все по-прежнему – Ашан без изменений площади. Планируем привлечение большого детского супермаркета, но подробностей дать пока не могу», - прокомментировал управляющий одесским ТРЦ Riviera Роман Емец.
Условия, на которых заходят якоря в ТРЦ, очень сильно отличаются, в зависимости от бренда, площади, расположения. И чем интересней арендатор для ТРЦ, тем более выгодные условия он получает. «Чаще комбинированные условия – базовая ставка и процент от товарооборота. Помещение, которые предоставляются – shell&core», – пояснила Евгения Локтионова.
Анжела Борисова объясняет, что с новыми для ТРК арендаторами заключаются договоры на период от 3 до 5 лет, с поэтапным увеличением арендной ставки. «С операторами, которые уже представлены в наших объектах, работаем по схеме годовых контрактов с 3-х месячной фиксацией условий»,- отметила Анжела Борисова.
В Gulliver, по словам Ирины Круппы, с якорными арендаторами заключается договор аренды, где в качестве арендной ставки, кроме фиксированного минимума, фигурирует доплата с товарооборота. «Особое внимание мы обращаем на концепцию магазина, которая должна соответствовать особенностям ТРЦ», - подчеркнула Круппа.
Стоит признать, что на сегодня центром притяжения трафика в ТРЦ стали в первую очередь различные развлечения и фуд-зона. И управляющие компании прекрасно понимают важность этого сегмента. «Мы постоянно работаем над оптимизацией нашего ТРЦ. В следующем году на очереди глобальная перестройка фуд-корта. Планируется увеличение его площади и количества фуд-операторов. Особое внимание мы уделяем развитию зоны развлечений, так как без этой составляющей сегодня торговый центр обречен на неудачу. Тем более, что торговля все активнее уходит в интернет, и зачастую только при помощи развлечений можно поддерживать офлайн-продажи», - рассказала Анжела Борисова.
Ресторан Атриум в ТРЦ Мост-Сити в Днепре
Сегодня все больше посетителей приходят в ТРЦ за едой и развлечениями. А это значит, что постепенное смещение якорных арендаторов в сторону именно этих сегментов неизбежно. И если сегодня по этому пути идут преимущественно крупные профессиональные ТРЦ, то в скором будущем о нем придется задуматься и небольшим локальным.