Экологичный бетон: новый взгляд на самый распространенный материал
Австралийские ученые нашли способ сделать производство бетона и сам материал экологичным, пишет The Guardian.
Переработанный пластик для армирования бетона
Две бетонные дорожки, ведущие к новому университетскому зданию Science Place и зданиям кампуса Дугласа в Университете Джеймса Кука в Квинсленде, выглядят в точности так же, как и любая другая пешеходная дорожка в университетском городке. Тем не менее, они могут стать ключом к одному из самих насущных экологических вопросов строительной отрасли.
В декабре прошлого года аспирант Университета Джеймса Кука Ши Инь выиграл награду в Australian Innovation Challenge 2015 года в категории производства, строительства и инноваций, представив исследование по использованию переработанного пластика для армирования железобетонных изделий.
Исследования Иня помогли компании Fibercon в Квинсленде разработать Fibercon RMP47 – бетон, армированный переработанным пластиком. Пешеходная дорожка на участке Science Place была построена с использованием нового материала для демонстрации потенциальных возможностей строительного продукта, и университет был настолько впечатлен им, что заказал еще и строительство дорожки кампуса Дуглас.
Ши Инь придумал бетон, армированный переработанным пластиком
Доктор Рабин Туладхар, старший преподаватель в университете науки, техники и проектирования (машиностроения), руководивший работой Иня, говорит, что использование переработанного пластика в железобетоне влияет на сохранность окружающей среды. «Зачастую в качестве усилителя для этого типа бетона используется сталь, которая является очень энергоемкой. Использование пластика вместо стали для армирования бетона может уменьшить производство диоксида углерода примерно на 50%. С переработанным пластиком вы можете сэкономить на 50% больше углекислого газа по сравнению с первичным пластиком, поскольку вы используете уже изготовленный и перепрофилированный пластик».
Инновационный эко-бетон
Новаторы стремятся улучшить экологические свойства бетона. Они уже изобрели «самовосстановление» бетона, «бетон-на-рулоне», бетонную печать и цемент, поглощающий загрязнение. Теперь австралийские ученые и предприниматели заявляют о прорыве в области производства эко-бетона.
Стабилизация склонов с использованием «бетона-на-рулоне»
Строительная компания Wagners восприняла задание буквально и создала экологически чистый бетон, зеленый внутри. Цвет является случайным побочным эффектом использования вместо портландцемента доменного шлака – промышленных отходов производства стали – наряду с летучей золой, отходами от добычи угля.
Ромилли Мэдью, генеральный директор Совета по экологическому строительству Австралии, говорит, что замена до 40% составляющих цемента этими материалами может в 30 раз меньше выделять парникового газа.
EFC Wagners заменяет 100% портландцемента, снижая выбросы углерода примерно на 90%, в то время как расходы на его производство аналогичны расходам на бетон на основе портландцемента.
Зеленый бетон был использован для строительства козырька (порога), подъезда такси и поворотного узла в аэропорту Уэллкампа в Брисбене, который считается самым «зеленым» аэропортом в мире – при его строительстве применялся современный геополимерный бетон. По оценкам, использование в строительстве EFC вместо портлендбетона позволило сэкономить более 6 600 тонн углеродных выбросов.
Исследовательская группа Университета Джеймса Кука (JCU) также продолжает искать способы уменьшить количество портландцемента в бетоне. Сейчас они изучают, может ли каменная пыль – частичные отходы от добычи камней в Северном Квинсленде – заменить 30% цемента в бетоне.
«Мы по-прежнему находимся на стадии исследований, – говорит Туладхар, – и мы не смогли рассмотреть коммерческую сторону вопроса, потому что достаточно проблематично попасть в отрасль. Среди главных проблем беспокойство по поводу нового материала и предубеждение клиентов и подрядчиков в отношении его использования. Также есть проблемы с тем, чтобы убедить конкретные заводы внести изменения в их существующую структуру, чтобы добавить этот материал ».
Менеджер EFC Wagners Том Гласби добавляет, что строительные стандарты в настоящее время не созданы для поддержки интенсивного поглощения бетона без цемента, поскольку «все действующие международные стандарты, а также технические условия требуют минимального количества портландцемента в бетоне для общего соответствия».
До тех пор, пока строительные стандарты не догонят эти новые технологии, есть возможность сделать даже портландцемент экологичней.
В частности, за счет использования старого бетона из разрушенных зданий в качестве наполнителя, что позволит сократить выбросы и сэкономить количество строительных отходов, отправленных на полигон. Другим вариантом является замена угля шинами и топливом из биомассы для нагрева цементных печей для создания цементного компонента клинкера, что может снизить выбросы углекислого газа на 25%.