Экологичный бетон: новый взгляд на самый распространенный материал

03.07.2017

Австралийские ученые нашли способ сделать производство бетона и сам материал экологичным, пишет The Guardian.

Переработанный пластик для армирования бетона

Две бетонные дорожки, ведущие к новому университетскому зданию Science Place и зданиям кампуса Дугласа в Университете Джеймса Кука в Квинсленде,  выглядят в точности так же, как и любая другая пешеходная дорожка в университетском городке. Тем не менее, они могут стать ключом к одному из самих насущных экологических вопросов строительной отрасли.

В декабре прошлого года аспирант Университета Джеймса Кука Ши Инь выиграл награду в Australian Innovation Challenge 2015 года в категории производства, строительства и инноваций, представив исследование по использованию переработанного пластика для армирования железобетонных изделий.

Исследования Иня помогли компании Fibercon в Квинсленде разработать Fibercon RMP47 – бетон, армированный переработанным пластиком. Пешеходная дорожка на участке Science Place была построена с использованием нового материала для демонстрации потенциальных возможностей строительного продукта, и университет был настолько впечатлен им, что заказал еще и строительство дорожки кампуса Дуглас.


Ши Инь придумал бетон, армированный переработанным пластиком

Доктор Рабин Туладхар, старший преподаватель в университете науки, техники и проектирования (машиностроения), руководивший работой Иня, говорит, что использование переработанного пластика в железобетоне влияет на сохранность окружающей среды. «Зачастую в качестве усилителя для этого типа бетона используется сталь, которая является очень энергоемкой. Использование пластика вместо стали для армирования бетона может уменьшить производство диоксида углерода примерно на 50%. С переработанным пластиком вы можете сэкономить на 50% больше углекислого газа по сравнению с первичным пластиком, поскольку вы используете уже изготовленный и перепрофилированный пластик».

Инновационный эко-бетон

Новаторы стремятся улучшить экологические свойства бетона. Они уже изобрели «самовосстановление» бетона, «бетон-на-рулоне», бетонную печать и цемент, поглощающий загрязнение. Теперь австралийские ученые и предприниматели заявляют о прорыве в области производства эко-бетона.


Стабилизация  склонов с использованием «бетона-на-рулоне»

Строительная компания Wagners восприняла задание буквально и создала экологически чистый бетон, зеленый внутри. Цвет является случайным побочным эффектом использования вместо портландцемента доменного шлака – промышленных отходов производства стали – наряду с летучей золой, отходами от добычи угля.

Ромилли Мэдью, генеральный директор Совета по экологическому строительству Австралии, говорит, что замена до 40% составляющих цемента этими материалами может в 30 раз меньше выделять парникового газа.

EFC Wagners заменяет 100% портландцемента, снижая выбросы углерода примерно на 90%, в то время как расходы на его производство аналогичны расходам на бетон на основе портландцемента.

Зеленый бетон был использован для строительства козырька (порога), подъезда такси и поворотного узла в аэропорту Уэллкампа в Брисбене, который считается самым «зеленым» аэропортом в мире – при его строительстве применялся современный геополимерный бетон. По оценкам, использование в строительстве EFC вместо портлендбетона позволило сэкономить более 6 600 тонн углеродных выбросов.

Исследовательская группа  Университета Джеймса Кука (JCU) также продолжает искать способы уменьшить количество портландцемента в бетоне. Сейчас они изучают, может ли каменная пыль – частичные отходы от добычи камней в Северном Квинсленде – заменить 30% цемента в бетоне.

«Мы по-прежнему находимся на стадии исследований, – говорит Туладхар, – и мы не смогли рассмотреть коммерческую сторону вопроса, потому что достаточно проблематично попасть в отрасль. Среди главных проблем беспокойство по поводу нового материала и предубеждение клиентов и подрядчиков в отношении его использования. Также есть проблемы с тем, чтобы убедить конкретные заводы внести изменения в их существующую структуру, чтобы добавить этот материал ».

Менеджер EFC Wagners Том Гласби добавляет, что строительные стандарты в настоящее время не созданы для поддержки интенсивного поглощения бетона без цемента, поскольку «все действующие международные стандарты, а также технические условия требуют минимального количества портландцемента в бетоне для общего соответствия».

До тех пор, пока строительные стандарты не догонят эти новые технологии, есть возможность сделать даже портландцемент экологичней.

В частности, за счет использования старого бетона из разрушенных зданий в качестве наполнителя, что позволит сократить выбросы и сэкономить количество строительных отходов, отправленных на полигон. Другим вариантом является замена угля шинами и топливом из биомассы для нагрева цементных печей для создания цементного компонента клинкера, что может снизить выбросы углекислого газа на 25%.