Осторожно, фальсификат! Как рынок стройматериалов остался без контроля качества

29.08.2018

Автор: Ирина Настыч

С 1 января 2018 года в Украине отменена обязательная сертификация строительных материалов. Этот шаг должен был стать частью гармонизации украинских стандартов с европейскими. Подразумевалось, что решение простимулирует отечественный рынок стройматериалов и позволит украинским производителям войти со своей продукцией в Европу. В 2015 году, когда принималось решение об отмене сертификации, предполагалось, что к 2018 году Украина имплементирует положения Регламента ЕС 305/2011, обеспечивающий контроль над качеством стройматериалов на территории Евросоюза. В результате сертификацию отменили, а Регламент не успели имплементировать. Украина получила практически бесконтрольный рынок строительных материалов. Property Times пытался разобраться, какова ситуация с качеством стройматериалов, какие сегменты оказались наиболее уязвимыми, и есть ли шанс исправить ошибки.

Стало хуже

Под некачественной продукцией мы понимаем материалы кустарного производства, подделки под известные торговые марки, импорт неизвестного происхождения, просроченные материалы, продукцию, несоответствующую требованиям нормативных документов – этот перечень можно продолжать, такой товар в изобилии представлен в мелких розничных точках, на оптовых рынках, и даже, как выяснилось (о чем — ниже), в крупных строительных супермаркетах. Проблема качества стройматериалов существовала задолго до отмены сертификации, но после того, как рынок ушел в свободное плавание, ситуация усугубилась.

«На рынке Украины возросло количество фальсификата – продукции, которая не соответствует стандартам. В целом, эксперты оценивают уровень фальсификата на мировом рынке стройматериалов в пределах 5-7%. Для современной Украины, из-за отсутствия механизмов действенного контроля, я бы оценила эту долю до 10%, — комментирует руководитель сектора «Строительство» BRDO Елена Шуляк. — И, если ранее мы отмечали в основном фальсификат в сегментах, которые традиционно «бодяжились в гаражах» (строительные и цементные смеси, лакокрасочные материалы, строительные клеевые растворы и т.д.), то теперь можно встретить и более высокотехнологическую в производстве продукцию – металлочерепицу, энергоэффективные оконные и дверные системы».

Ухудшение ситуации нам подтвердили в Ассоциации «Украинский Центр Стального Строительства», в Союзе потребителей Украины.

«Если пару лет назад в торговых сетях строительных материалов был как настоящий хороший цемент, так и подделка, которая легко угадывалась по цене, то в этом году в отдельных торговых точках выбора не было: весь представленный ассортимент цемента — это фальсификат, причем по весьма небюджетной цене», – комментирует исполнительный директор Союза потребителей Украины Максим Несмеянов.

Самые уязвимые сегменты

Наиболее «уязвимые» сегменты — цемент и сухие смеси, так как их расфасовывают, где и кто угодно, считает президент Всеукраинского союза производителей стройматериалов Иван Салий.

В результате совместного проекта Ассоциации «Укрцемент» и Союза потребителей Украины «Лицом к потребителям: Исследование рынка фасованного цемента 2017» по проверке качества и маркировки фасованного цемента в торговых точках Украины оказалось, что 82% незаводского цемента и цемента с нарушениями маркировки – фальсификат, т.е. продукция, не отвечающая заявленным характеристикам. И первым визуальным признаком фальсифицированного цемента является нарушение требований маркировки мешка, в т.ч. продукция без указания производителя.

В текущем году Союз потребителей еще раз проверил, какой цемент продают в строительных сетях и на рынках, результаты неутешительны – на большинство продукции нет документов, подтверждающих качество, нарушена маркировка, много просрочки. «Причем целые паллеты просроченной продукции списывать никто и не собирался. В одном из магазинов на цемент заявленный, как марка 500, нам предоставили документы на марку 400. Некоторые сети скатились до уровня стихийных рынков, разработав целую схему, как обходить контролирующие органы. На наши предыдущие жалобы, никакой реакции нет», – делится наблюдениями Максим Несмеянов.

Еще одно интересное исследование по заказу Ассоциации «Укрцемент» провела компания GFK Ukraine. В ходе исследования интервьюеры посетили 180 торговых точек (супермаркеты, местные сетевые магазины, открытые рынки стройматериалов, машины со стройматериалами на объездных дорогах и пр.) в различных регионах Украины.  Интервьюеры, среди прочего, изучали, являются ли представленные упаковки оригинальными (заводскими, т.е. производства компаний полного цикла: Ивано-Франковскцемент, CRH plc., Dyckerhoff Cement Ukraine, Heidelbergcement Ukraine, Eurocement-Ukraine) или нет. Среди незаводского было выделено три группы: подделка под известные бренды, другие торговые марки и небрендированные упаковки. В целом доля подделки бренда составила 11,6% по количеству наблюдений и 8,0% с учетом физического объема имеющегося цемента. То есть указание бренда на упаковке не гарантирует, что это оригинальный цемент известной торговой марки.

Кроме цемента, страдает также сегмент лакокрасочной продукции. Здесь можно выделить две основных проблемы – просрочка, которой много в небольших магазинах, и изобилие дешевого товара «no name». «Сейчас рынок перенасыщен дешевым «не брендовым» товаром, который забирает на себя клиентов, стремящихся сэкономить. Такие товары не имеют устойчивого имиджа, их качество не проверено временем, поэтому подделать их довольно легко», – комментирует Алексей Ничипорук, директор по маркетингу компании «Капарол Украина». По мнению эксперта, вероятнее всего встретить фальсификат на стихийных рынках, в строительных супермаркетах и у официальных представителей должны быть сертификаты качества на брендовую продукцию.

Есть проблемы и в отрасли строительных металлоконструкций. «Производство ограждающих конструкций (металлочерепица, профнастил, фальцевая кровля, фасадные панели и кассеты) более чем на 70% осуществляется из рулонного окрашенного металла, который по своим характеристикам не соответствует принятым в развитых странах требованиям к защитному (оцинкованному и полимерному покрытию), – заявляет Вячеслав Колесник, исполнительный директор Ассоциации Украинский Центр Стального Строительства (УЦСС). – То есть при нормальном требовании к грамматуре цинка 225 г/кв. м подавляющая часть металла на украинский рынок поставляется с цинком 20-60 г/кв. м, вместо толщины полимерного покрытия 25 микрон поставляется 12-15. Минимальная разрешенная толщина металла для строительных изделий – 0,4 мм по стальному сердечнику, что примерно соответствует 0,45 мм толщине с учетом цинкового и стального покрытия. В Украине массово производятся профилированные настилы из металла толщиной менее 0,4 мм, минимальная толщина, с которой приходилось сталкиваться – 0,15 мм плюс защитная пленка.Т.е. по сути 70% изделий на рынке – это фальсификат».

Как утверждает Вячеслав Колесник, значительная часть такого фальсификата продается как качественный металл, часто маркируется названиями европейских брендов-производителей. «При этом компании-профилировщики и продавцы, которые продают такого рода контрафакт, не только обманывают потребителя, но и получают дополнительный доход в размере 15-35% без учета разницы по толщине продукции», – говорит эксперт.

Гипсокартонные профили изготавливают толщиной менее 0,5 мм и с цинком менее 100 г/кв. м, как того минимально требует соответствующий украинский стандарт. «В Украине массово выпускаются профили толщиной 0,33-0,35 мм с цинковым покрытием 20-40 г/кв. м.

Качество несущих конструкций — собственно металлических каркасов — фальсифицируется путем несоблюдения на производстве (а часто на коленке в поле или на стройплощадке) технологии подготовки поверхностей, режимов сварки, окраски», — продолжает исполнительный директор Ассоциации УЦСС.

Еще один уязвимый сегмент — рынок энергоэффективных материалов и конструкций, куда можно отнести окна, двери, утеплители и пр. «Государство, заинтересованное в термомодернизации зданий, готово осуществлять господдержку при покупке таких материалов. А энергоэффективные оконные и дверные системы в структуре материалов могут занимать до 60%. Растет спрос, и, соответственно, предложение. И как следствие — уровень фальсификата, — комментирует Елена Шуляк. — Наиболее распространенная ситуация — продажа простых оконных систем под видом энергоэффективных. Отсутствие обязательной сертификации, которая раньше была сдерживающим фактором для проникновения такого типа фальсификата в крупные сети, перестала действовать. И к традиционным каналам (рынкам, интернет-площадкам) добавились даже крупные торговые сети. Ведь отсутствие четких правил и ответственности органов сертификации за выдачу поддельных сертификатов только на руку «делкам».

Импорт или отечественные материалы?

Во Всеукраинском союзе производителей строительных материалов нас заверили, что ведущие предприятия-участники Союза брак не продают. «У них бренд, имидж и европейские сертификаты, продукция отправляется на экспорт в Италию, Чехию, Польшу, Великобританию и Израиль. К примеру, керамическая плитка экспортируется в 30 стран мира, в том числе и в США», — комментирует Иван Салий.

Вячеслав Павлов, директор по развитию компании NOVBUD считает, что вероятность купить подделку гораздо выше среди импортных материалов. «К примеру, оконные профили, которые преподносят, как известный немецкий брэнд и обыватель не имеет возможности протестировать его. Или сухие цементно-песчаные смеси, реальный состав которых можно проверить уже на практике», — говорит эксперт.

Но это справедливо не для всех групп товаров, к примеру, специфика производства и расфасовки цемента позволяет «делкам» фасовать некий порошок, который только внешне напоминает цемент.

«Деятельность предприятий-производителей цемента включает в себя реализацию продукции в таре и насыпом, в том числе розничным сетям или фирмам-отгрузочным центрам, которые получают от производителя сертифицированный по требованиям ДСТУ насыпной цемент, хранят его и осуществляют упаковку с помощью соответствующего оборудования. На этом этапе, в отсутствии государственного рыночного надзора и контроля над соблюдением требований нормативных документов производства и реализации строительных материалов, существует наибольший риск возникновения продукции с нарушениями технологии изготовления, а именно бесконтрольного введения примесей в заводской цемент. Чаще всего такой цемент попадает в оборот в таре с нарушением маркировки, как правило, отсутствует названия производителя», – поясняет исполнительный директор Ассоциации «Укрцемент» Роман Скильский

Пути решения проблемы

Участники рынка констатируют, что пока действенных механизмов борьбы с фальсификатом и низкокачественной продукцией нет. «Государство придерживается такой точки зрения – потребитель должен осознанно делать свой выбор, но как можно осознанно выбирать, если выбора нет», – говорит Максим Несмиянов.

Девелоперы и застройщики самостоятельно контролируют качество материалов, которые используются при строительстве. «Каждый уважающий себя крупный застройщик, дорожащий своей репутацией и соблюдающий все ГСН, работает напрямую с авторитетными заводами-производителями и официальными дистрибьюторами зарубежных компаний», – говорит Вячеслав Павлов.

Ассоциации производителей разрабатывают собственные методы борьбы с фальсификатом. «В ситуации, когда в стране фактически отсутствует рыночный надзор, основные инструменты защиты рынка от фальсифицированного цемента для Ассоциации «Укрцемент» - это постоянный мониторинг рынка, информирование потребителей о рисках использования фальсифицированного цемента и системная работа с торговыми сетями по соблюдению требований нормативных документов при реализации продукции. Так, по инициативе Ассоциации «Укрцемент», в 2017 году был подписан Меморандум о гарантии качества цемента в торговых сетях Украины. Сторонами Меморандума являются: от производителей цемента - Ассоциация «Укрцемент», от потребителей — Союз потребителей Украины и от торговых сетей – ритейлер «Эпицентр» и «Новая Линия».

Результаты влияния этого Меморандума на рынок видно из исследования GFK Ukraine 2017 года. Впервые с 2011 года баланс рынка тарированного цемента между заводским и незаводским, который все это время оставался неизменным, все-таки сдвинулся. Исследование показало, что в 2017 году 72,8% на рынке тарированного цемента – оригинальный заводской цемент», – комментирует Роман Скильский. 

С другой стороны, для полноценного противодействия фальсификату нужны изменения на законодательном уровне, и первым шагом должна стать имплементация положений Регламента ЕС 305

«Нужно ввести обязательную декларацию каждым производителем стандарта, в соответствии с которым выпускается продукция, и запретить производство продукции по собственному ТУ при наличии национального (ДСТУ) или гармонизованного (ДСТУ EN) стандарта на продукцию, — комментирует Вячеслав Колесник. — Минрегиону необходимо разработать Правила закупок строительных материалов на бюджетные объекты. Необходимо возобновить работу органов рыночного надзора и предоставить право отраслевым ассоциациям производителей обращаться к таким органам по поводу имеющейся у них информации по выпуску и применения на объектах строительства фальсифицированной продукции».

Но, все же, только работа на всех уровнях, с большей вероятностью сможет дать результат. «Я считаю, что опыт государственно-частного партнерства в сфере контроля качества с привлечением общественных и профессиональных ассоциаций — это эффективный путь, — говорит Елена Шуляк. — Если на каком-то этапе госорганы не справляются с процессом контроля за оборотом фальсификата на рынке по причине отсутствия ресурсов, логично привлечь для контроля ресурсы гражданской и отраслевой общественности».

А еще — благоприятно сказаться на рынке при надлежащем контроле сможет ужесточение наказания за поставку фальсифицированной продукции. Также необходимо создать систему информирования потребителей о декларациях производителей, требованиях по качественным характеристикам, сопроводительным документам и гарантийным обязательствам на строительные изделия.