4 эко-города, где будущее уже наступило
Автор: Ольга Шишкова
В последнее время все более актуальным становится вопрос создания городов с совершенно новой моделью развития. Внедрение технологических инноваций в инфраструктуру мегаполисов помогает снизить их вредное воздействие на окружающую среду. А выход «зеленых технологий» в коммерческое поле обещает таким проектам большие перспективы, поскольку крупные мировые компании все охотнее предлагают свои инвестиции.
Другой образ жизни
Современный мегаполис – это мощная инженерно-техническая инфраструктура. Но одновременно с развитием городов природные ресурсы постепенно расходуются, а уровень загрязнения окружающей среды растет. Именно поэтому появились эко-проекты поселений, которые предлагают высокое качество жизни, но не вредят при этом природе.
Функционирование эко-города зиждется на таких принципах:
- энергосбережение;
- использование безотходных технологий;
- экологичный автомобильный транспорт;
- экономия и очистка воды;
- размещение части наземной инфраструктуры под землёй (паркинги, транспортные пути, склады, аккумуляторы тепловой энергии и т.д.);
- большая площадь озеленения, в том числе на поверхностях зданий.
Эко-город должен полностью снабжать себя энергией и продовольствием, находясь при этом в равновесии с природой. В более широком смысле – все жители эко-города должны внедрять в свою жизнь заботу об окружающей среде.
Более чем 20 стран мира в той или иной степени реализуют эко-проекты. Поскольку для возведения больших эко-сити не хватает свободных территорий, экологически чистые технологии внедряют в отдельных районах существующих городов. Однако уже созданы проекты больших эко-мегаполисов. Property Times поинтересовался особенностями 4 эко-городов, расположенных в разных уголках мира.
Масдар, ОАЭ
Один из самых крупных и амбициозных эко-проектов реализуют посреди пустыни в ОАЭ. Масдар (Masdar) стал своего рода площадкой для тестирования инновационных технологий, поскольку создатели проекта организовали эффективное взаимодействие с исследовательскими институтами, компаниями сферы транспортных технологий, и поддержкой правительства. Здесь также создана свободная зона для стартапов, привлекающая в проект людей с яркими идеями, которые можно испытать на практике. Площадь города – 6 мл. кв. м, смета проекта – $22 млрд. Архитектуру, в которой наряду с ультрасовременными направлениями соединили традиционный арабский стиль, разработала известная британская студия Foster and Partners.
Основная идея Масдара – полная автономия и нулевой уровень выхлопов. Благодаря тому, что в Абу-Даби ясная погода круглый год, солнечная энергия задействована в проекте максимально: тепловая электростанция может полностью обеспечить потребности города в горячей воде и отоплении, на земле и крышах домов работают генераторы фотоэлектричества, функционирует солнечная электростанция. Сточные воды после обработки используют для орошения территории, а для разделения и переработки мусора в Масдаре построят предприятие. Из интересных инженерных решений стоит отметить «умную» систему управления зданиями, а также интеллектуальный мониторинг энергоресурсов и воды, который поможет сократить их потребление. Выделяющих в атмосферу углекислый газ автомобилей в городе не будет, только общественный транспорт – метро и высокоскоростные поезда.
Проект был запущен в 2006 году и состоит из нескольких этапов, однако экономический кризис не дал вести строительство в запланированные сроки. Сейчас в городе живут около 100 человек, но в ближайшие несколько лет обещают завершить первую очередь коммерческих, общественных и жилых зданий
Great City, Китай
Использование инновационных решений, которые уменьшат вредное воздействие на природу, для Китая как никогда актуально – из-за бурного развития промышленности уровень загрязнения воздуха, рек и почвы в стране катастрофический. Great City должен стать прототипом для будущих китайских эко-городов. По задумке автора проекта – архитектора компании Gordon Gill Architecture, это будет город с плотной вертикальной застройкой, жилая площадь займет всего 40%, еще 25% будут выделены для инфраструктуры, дорог и пешеходных улиц, остальное место займут парки и зеленые насаждения. Благодаря такой организации пространства в любую точку города можно будет дойти пешком за 15 минут, что позволит полностью отказаться от пользования автомобилями внутри города. Все транспортные коммуникации для соединения с прилегающими районами, а также многоуровневые паркинги перенесут под землю. Наряду с использованием альтернативных источников энергии, именно в отсутствии автомобильного движения и заключается идея снижения вредного влияния на окружающую среду. Реализовать этот проект планируют в течение восьми лет.
Nye, Дания
Отказаться от автомобилей решили и в Дании. Проект эко-городка Nye в пригороде Орхуса рассчитан на заселение 15 тыс. человек. В специальной зоне, расположенной вблизи жилых кварталов, будет организован автомобильный паркинг, а перемещаться в пределах города можно будет на трамвае или велосипеде. Завершить строительство города рассчитывают за пять лет.
Nye, что в переводе означает «новый» – не первый опыт Дании в организации эко-поселений. В 90-е годы здесь основали экологически чистую деревню Dyssekilde. Первые дома строили из переработанного кирпича, соломы и даже раковин мидий, затем стали использовать более современные энергосберегающие материалы. Энергией поселок обеспечивают ветряные мельницы, налажена переработка отходов, проведено геотермальное отопление. И хотя размеры этого поселения всего чуть более 70-ти домов, в Европе это была одна из первых успешных попыток организации эко-городка, который стал независимым мини-государством.
Neapolis Smart EcoCity, Кипр
Крупный проект реализуют на участке площадью 110 га в городе Пафос на Кипре. Это будет не имеющий аналогов «город в городе», в котором помимо применения интеллектуальной системы сохранения энергоресурсов и «умной» системы их учета, сделан акцент на высокий уровень развития здравоохранения и науки. Зеленые зоны объединят с жилыми кварталами, торгово-развлекательными и культурными центрами, также на территории города планируют разместить офисные площади, парк здоровья и культуры. Для нужд эко-города будут использовать геотермальную и солнечную энергию. Общая стоимость эко-сити – почти 3 млрд евро, а завершить уже начатое строительство планируют за 13 лет. Благодаря объединению экологичного образа жизни с качественным здравоохранением, и применением современных энергосберегающих технологий уже сейчас этот проект можно считать образцом эко-города будущего.
Эко-города продолжают появляться, ведь все больше стран осознают необходимость таких инициатив – именно поэтому так интересен мировой опыт, который уже существует. И хотя речь пока не идет о полной замене нефти и газа на возобновляемые ресурсы, применение зеленых технологий в эко-сити несомненно улучшат баланс в природе.