Промах — двигатель прогресса

13.08.2018   |  Блоги

Андрей Войтко

основатель и собственник группы компаний AVG

«Факапы» — тема, о которой не принято говорить вслух, она непопулярна в кругах девелоперов, строителей и архитекторов. Впервые публично она прозвучала на ежегодном форуме Architecture & Design Thinking, посвященном вопросам архитектуры и дизайн-мышления

Почему я захотел поднять именно эту тему? С одной стороны, безусловно логично обсудить тему ошибок и факапов, потому что они стали перманентными составляющими нашего рынка, и мы вынуждены ежедневно сталкиваться с ними. Более того, работая над проектом, мы уже делаем предположение, где именно и на каком этапе они могут произойти. Также промахи в работе делают нас более сильными и опытными. И еще потому, что для меня верхом профессионализма является умение превращать минусы в плюсы, а недостатки - в преимущества. В данном случае, я не буду искать виновных в том, что факапы возникли. Они могут произойти из-за упущений архитекторов и дизайнеров, или быть результатом действий заказчиков и инвесторов. Важно не это, а наше умение извлечь уроки и полезный опыт из произошедшего. Примеры, связанные с нашими проектами, могут касаться деятельности любой другой компании, которая действует на украинском рынке.

Кейс #1: «Нелюбовь с первого взгляда»

К нам обратился один из крупнейших застройщиков страны со следующей проблемой: был реализован проект жилого здания, однако продажи квартир шли плохо, и нас попросили пересмотреть дизайн фасадов, чтобы изменить ситуацию – поднять рыночную стоимость здания и его популярность среди потенциальных покупателей. Одним из условий был запрет на изменения вертикальных связей, количества этажей, окон. В рамках жесткого бюджета и жестких же технических ограничений мы должны были трансформировать внешний облик здания.

Наши специалисты, поработав, показали свое предложение застройщику, который сначала долго сомневался в реальности нашего проекта и в возможности его осуществления. После он понял, что это единственно верное и возможное решение и отдал нам все 25 зданий для изменения фасадов. И дело не ограничилось только их редизайном: также мы создали дизайн-проект его штаб-квартиры, реализовали его и выступили генеральным проектировщиком его новых объектов.

Внешний вид здания «ДО»

Итогом начальной недоработки внешнего вида здания, который снизил уровень продаж жилых площадей, явилось то, что застройщик получил от нашей компании AVG новый индивидуальный и узнаваемый внешний вид своих объектов, сократил сроки его окупаемости, а мы получили стратегического клиент.

Кейс #2: «Точный выстрел в молоко»

Один из потенциальных заказчиков обратился к нам «за креативом». Он предложил нам совместную работу – создать бизнес или коворкинг-центр из существующего здания бывшего цеха в индустриальной части Киева. Этот проект должен был стать началом нашей дальнейшей коллаборации. Нам просто показали участок на карте. Вся же остальная работа, например, по проведении топосъемки лежала на нас. Наши архитекторы подготовили несколько концепций, предложили различные варианты фасадов.

Когда я показал клиенту альбом решений, то ему понравились все варианты, однако выяснилось, что это не его цех. Он ошибся, когда обозначал нам его на карте. Но ему так понравились наши предложения по реорганизации объекта, что он решил купить участок и здание, над которым работала наша компания.

Мы выставили один из вариантов проекта на крупнейший архитектурный конкурс в Украине Ukrainian Urban Awards, который прошел 1 июня 2018 года и заняли призовое третье место.

В итоге, факап, когда мы сделали проект не того объекта и не того участка по неточной информации, но проделали максимально качественно работу, привел к тому, что мы привлекли стратегического клиента в лице девелопера, он получил новое потенциально сильное здание, а мы были награждены статусной премией.

Промахи с не совсем точным ТЗ случаются не только при проектировании, но и при строительстве.

В нашей группе компаний AVG есть департамент AVG Construction, который занимается строительным менеджментом при реализации объектов недвижимости. На одном из объектов было получено задание выполнить согласно дизайн-проекту демонтажные работы в одной из квартир. Одна из бригад оперативно и качественно демонтировала все вертикальные плоскости, создав так называемый White Box – один большой open-space, где вырезаются стены, обеспыливается пространство, все моется – после всех работ квартира остается идеально чистой. Бригада завершает работу, закрывает двери и уходит.

Победителями из данной ситуации вышли все — мы получили клиента с несколькими объектами, застройщик продал в этом здании 10 квартир, а рантье приобрел в нашем лице стратегического партнера

Когда владелец квартиры увидел ее, он был удивлен — во-первых, тем, что он не заказывал эту услугу, демонтаж был проведен не в той квартире, а во-вторых, ему очень понравилось большое пространство и качество демонтажа. Клиент, оказавшийся профессиональным рантье, увидел новые интерьерные и рыночные возможности квартиры, которые мы предложили, купил еще 10 квартир в этом же здании и заключил с нами договор на разработку дизайн-проектов и их реализацию.

Победителями из данной ситуации вышли все – мы получили клиента с несколькими объектами, застройщик продал в этом здании 10 квартир, а рантье приобрел в нашем лице стратегического партнера.

Кейс #3: «Когда дело труба»

Мы делали дизайн проект штаб-квартиры одного из наших стратегических клиентов. Он купил объект недвижимости в бизнес-центре в центре Киеве, который занимал целый этаж, предварительно не посоветовавшись с нами, ни по поводу видовых характеристик, ни по поводу инженерных коммуникаций. Владелец предложил нам для работы 1000 кв. м. площадей. Мы сделали фотофиксацию, съемку инженерных сетей, начали заниматься дизайн-проектом и зонированием. Мы определили, что с точки зрения удобства, приватности и безопасности руководителя, его кабинет должен находиться в конце офиса.

Однако на этом этаже и в этой части здания эта зона находилась очень далеко от инженерных сетей, и от коммуникаций, которые проходили возле входа. Поскольку клиент хотел сделать личный спортзал, ванную комнату, пространство для отдыха и рабочий кабинет, то альтернатив не было, и мы остановились на этой локации. Мы понимали, что единственный метод достижения беспроблемной работоспособности всех элементов санузла из-за удаленности от точек подключения коммуникаций – это специальные насосы, так называемые соло лифты, что позволяют перенаправлять содержимое сантехнических приборов в любую точку. Нам пришлось тянуть специальную трубу и инженерно-техническую коммуникацию через все помещение офиса.

Именно эта символическая желтая труба стала одним из решающих факторов, из-за которого жюри международного конкурса OfficeNext присудило победу этому проекту в номинации «Лучший зарубежный проект»

Чтобы исключить выливание содержимого, мы заключили трубу в специальную гильзу по всей длине. И, поскольку компания занимается трейдингом газа, а газ в нашей стране ассоциируется с желтой трубой, мы сделали этот необходимый функциональный элемент в виде проходящей через весь офис желтой газовой трубы. Я считаю этот случай прекрасным примером, когда какой-то факап можно и нужно изменить на успешное решение, добавив ему философию, концепцию, идеи.

Именно эта символическая желтая труба стала одним из решающих факторов, из-за которого жюри международного конкурса OfficeNext присудило победу этому проекту в номинации «Лучший зарубежный проект».

Таким образом мы получили довольного клиента и престижную международную награду, заказчик получил современный, стильный офис.

За все годы нашей работы на украинском и международном рынке я и моя команда поняли, что ошибки происходят и они будут случаться постоянно, главное – это понять, что они неизбежны и научиться их превращать в сильные стороны проекта. Мы знаем, что неудачи могут стать началом создания уникального решения.

Даже, когда случается ошибка, ее можно превратить в фишку проекта, добавить ему смысл и концепцию. Тогда это станет не минусом проекта, а его сильной стороной. И от нас, только от нас с вами зависит будут ли промахи – Fuck, или мы их поднимем до уровня Up.