Коливинг: инвестиция в устойчивую и гибкую бизнес-модель

24.04.2020   |  Блоги

Елена Ранцевич

основатель и автор идеи Stockholm Studios, маркетолог

В период потрясений мы получаем разрешение на трансформацию. Вибрации городов меняются. Кризис проявил запрос на гибкость и устойчивость. Как отельерам реагировать на «новых» гостей — продолжать предлагать то, что есть, или строить новый опыт?

Самое время позволить себе модели «не от мира сего». Что меняется в гостеприимстве, с какими вызовами пора работать? Успешные модели станут ответами. 

Поделюсь выводами рабочей сессии Госагентства по развитию туризма, в которой повезло участвовать. (Методолог и модератор сессии — Татьяна Жданова, эксперт по территориальному маркетингу).

Туристы

Границы закрыты, но тяга к путешествиям осталась. Активные, «насмотренные» украинцы уже ищут места отдыха с высоким индексом впечатлений. 

Какие места и какой новый опыт мы можем предложить, чтобы превзойти ожидания избалованных заграницей путешественников?

Самые популярные поисковые запросы за прошлые 5 лет — «отдых на море или озерах с детьми, бюджетный отдых в Украине». Большинство выбирало по критериям деньги и вода. Эта картина несколько изменится. Восстановление жизненной энергии и здоровья станут частыми мотивами для путешествий. Не все уедут в отпуск летом. Семейные поездки выходного дня станут популярнее. 

Как сформировать культуру путешествий? Возможно, появится запрос на впечатления и знание своей истории?

Как подготовиться к приему большого количества семей пригородным комплексам? Как обеспечить безопасность? 

Туристы-патриоты — желанные партнеры для отельеров. 

Как их вовлечь в формирование культуры путешествий?

Отельеры

Многие объекты стоят перед выбором нового формата или концепции отеля, сменой целевой аудитории и собственников. 

Вызов — выжить. Понять и усилить свои активы, измениться с минимальными вложениями. Сохранить персонал.

Похоже на то, что мы будем чаще ездить друг к другу в гости, дружить отелями, регионами и обмениваться опытом. 

Вызов и уникальная возможность — вместе выстроить туристический бренд Украины. Создать и отточить новые впечатления, подготовиться к приему иностранных гостей.

Выводы:

Локальный туризм имеет шансы перейти в фазу качественного развития, если отельеры инвестируют в создание новых впечатлений — удивлений. 

Хорошее время объединить усилия местных жителей, бизнесов, исполнительной власти для формирования региональных туристических кластеров. Это капитальные и интеллектуальные вложения в устойчивое развитие и место места в истории. 

Это лето может стать сезоном теплого украинского гостеприимства. Мы соскучились по настоящим живым эмоциям. Возможно, они станут основным критерием выбора. Умение славян душевно принимать гостей — одно из уникальных преимуществ, которое раскрывается при правильной настройке отношения управляющего к персоналу. Из моего опыта жесткие скрипты, запреты и механический подбор людей уничтожают природную эмпатию. Сейчас в условиях большого выбора кандидатов стоит приглашать тех, кто любит людей и часто принимает гостей у себя дома.

Коливинг. Разломы индустрий рождают новые гибридные бизнес модели

Идет переосмысление образа жизни. Многие рабочие места останутся удаленными вместе с правом выбирать офис каждый день и рабочую зону с красивым фоном для zoom-конференций.

Недостаток живого общения натолкнет на мысль о выборе «своего» окружения, в котором хочется жить и работать. 

Молодым профессионалам нужны большие города, они хотят быстро освоиться в новой среде обитания, но не могут позволить дорогое жилье.

Новые социальные тренды — формирование сообществ, бегство от одиночества, избавление от лишнего шума и негативных эмоций, желание сконцентрироваться на главном. 

Коливинг — одна из проверенных временем проекций на такие изменения и хорошая возможность поменять аудиторию городским и загородным отелям. На смену коворкингам в мировом масштабе наступает тренд коливингов.

Поделюсь опытом создания и жизни в первом украинском коливинге Stockholm Studios.

Мы с мужем придумали концепцию своего дома с возможностью пассивного дохода — дом как сильное сообщество, в котором гости получают удовольствие от жизни, посвящают максимум времени любимому делу и отдыхают. И дом как культурный центр для местных жителей. 

Формула: соединить славянское гостеприимство, скандинавский дизайн, шведскую философию счастливой жизни лагом и контакт с природой. Для этой идеи мы нашли подходящее место в сосновой зоне курортного Ирпеня в 9 км от Киева. 

Это небольшое семейное дело, не основное занятие. Способ реализовать наши ценности-желания и найти друзей, партнеров, кому близок такой образ жизни.

Получился гибридный формат с элементами апартаментов в аренду, камерного отеля и гостевого дома. Ближе всего — определение премиум коливинга для постоянного и временного проживания. Как правило все зарубежные коливинги предлагают очень маленькие комнаты 9-12 кв. м в сравнении с нашими 30-метровыми студиями с кухней. Всего в доме 11 студий максимум для 25 гостей и отдельное пространство для событий и коворкинга на 50 человек. Соотношение типов проживания зависит от сезона и нашего желания это регулировать. 

Формат оказался очень устойчивым — таким мы его задумали 15 лет назад, открылись весной 2016-го и с тех пор ничего не меняли. 

В доме есть фейс-контроль и ограничение 14+. Это — гарантия предсказуемого опыта гостей и опрятного вида помещений.

Кому подошел долгосрочный формат: 

собственники бизнеса, IT, консультанты и коучи, маркетологи и дизайнеры, йога-тренеры.

Что у них общего: свобода управления временем, возможность работать удаленно, желание жить на природе, укреплять здоровье, потребность в своей экосистеме. 

Что ценят наши гости:

– полезное окружение и интересные события;
– современную эстетику жизни, принципы Active House в архитектуре;
– «пространственную гибкость» — общее и личное пространство;
– заботу и внимание, отсутствие бытовых забот,
– возможность жить в большом доме в любой жизненной фазе вместо накопления средств для покупки своего жилья,
– гигиеническую безопасность.

Как мы изменились с началом карантина? 

Мы подумали о том, что можем сделать для жителей городов, желающих сохранить качество жизни и оздоровиться во время паузы, как им помочь развить сверхспособности вместо страха?

И решили превратить карантин в лучший период для гостей дома. В первые же дни анонсировали абонементы на неделю и месяц, предоставили большой зал для онлайн конференций и тренировок, сшили маски с логотипом за 12 часов, поставили антисептики, показали красивые лесные маршруты для прогулок, выдали бадминтон, проводим личные мастер-классы по приготовлению сырников и киновечера с длинной дистанцией в зрительном зале. 

В самой модели ничего не изменилось, мы просто расставили акценты в пользу длинной аренды. Появились теплые чувства от того, что теперь все студии заняты на постоянной основе. Это настоящий коливинг, который мы давно задумали!

Актуален ли коливинг для Украины?

Мой ответ — уверенное да в виду социальных тенденций и интереса иностранных предпринимателей, цифровых кочевников к нашей стране. Зарубежные гости раньше нас узнали и прочувствовали жизнь в домах-сообществах, им не нужно продавать формат, они будут искать безопасные места с хорошей репутацией, чтобы быстро освоиться в новой стране. Съемная квартира не дает общения, жить в отеле дорого, а хостел не всегда соответствует требованиям к личному пространству. 

В других странах есть тематические коливинги: для стартаперов, одиноких матерей/отцов, студенток, семей с детьми и пенсионеров. Все сервисы построены вокруг образа жизни этих групп. Везде действует фейс-контроль, и резиденты иногда коллективно проводят интервью с кандидатами и утверждают новых соседей.

Мне повезло побывать в лондонском и двух стокгольмских коливингах. Анализ десятков зарубежных домов показывает, что бизнес модели отличаются в зависимости от количества резидентов и расположения — от самоуправления («зеленая организация» в терминах спиральной динамики) до внешнего менеджмента со стороны управляющей компании, от семейного формата до системного муравейника со своим культурным кодом. 

Коливинг — устойчивый бизнес, который опирается на интересы нескольких групп стейкхолдеров, бережно использует природные ресурсы в виду коллективного пользования и имеет социальную миссию формирования сообществ и спасения от одиночества.