Мультисенсорный дизайн в интерьере

19.10.2020   |  Блоги

Кирилл Комаров

главный архитектор студии дизайна Zikzak

Для того чтобы точно выяснить, что такое «мультисенсорный дизайн» следует дать определение самому понятию: в переводе с английского «multi» — много, «sensory» — ощущение. Иными словами, это дизайн, оказывающий действие на человека при участии всех пяти чувств. Научно доказано, что формирование мыслей зависит от эмоций, испытываемых человеком, пять человеческих чувств способны вызвать эмоции, которые могут убедить или расслабить. С помощью мультисенсорного дизайна можно создать более комфортную среду обитания с предварительно обусловленными задачами: офис, интерьер жилого помещения, торговый зал, комнаты для релаксации. Это может быть обращение к двум или трем ощущениям человека, а иногда и ко всем пяти.

Попадая в незнакомое место, человек целостно ощущает окружающую обстановку. Самые первые и яркие ощущения мы получаем при помощи зрения и слуха. На следующем этапе обонятельные рецепторы начинают воспринимать различные запахи. Тактильное взаимодействие с предметами, даёт возможность ощутить форму, рельеф, фактуру и температуру поверхности.

Зрение

Самое используемое ощущение — зрение. Наиболее часто в желании донести до человека необходимую информацию или вызвать нужную эмоцию апеллируют к зрительному образу. С помощью зрения мы привыкли оценивать расположение объекта в пространстве, расстояние до него, цвет и форма объекта могут как успокаивать, так и провоцировать трудовую деятельность.

Слух

Большое влияние на эмоциональное состояние личности оказывает звук. Самый яркий этому пример — музыка; медленная производит умиротворяющий, расслабляющий эффект, а быстрая, динамичная способна заставить ритмично двигаться с нею в такт. Успокаивающим действием обладает звук шуршащей гальки или шорох листвы под ногами, что иногда используют в зонах релаксации. Еще одним примером служит интерьер музея Кунст Хаус в г. Грас, Вене. В одном из нескольких установленных в помещении фонтанов не видно воды, а только слышен звук перетекающей жидкости. Это дает ощущение уюта и спокойствия.

Учет акустических свойств помещения еще на стадии проектирования может сделать рабочие зоны более комфортными. Использование различных акустических приемов может служить дополнительным ориентиром во внутреннем пространстве. Огромное значение играют звукопоглощающие поверхности — они уменьшают гулкость в помещениях, а вот, гладкие глянцевые плоскости, наоборот, увеличивают ощущение динамичности, постоянной перемены в окружающей среде, но важно не переборщить, чтобы не появилось эхо, которое может стать раздражающим фактором.

Обоняние

Невозможно преуменьшить роль запахов в интерьере помещений. Ассоциации, вызываемые приятными запахами, заставляют испытывать положительные эмоции вне зависимости от того, находится ли человек в пространстве, которому присущ конкретный запах, или просто чувствует его аромат. В доказательство можно привести пример открытия салона Audi в 1950 году, где в помещении салона распыляли запахи луговых трав и апельсинов. Это создавало ощущения поездки на автомобиле через поля и апельсиновые рощи Испании, что поднимало продажи транспортных средств.

Осязание

Восприятие самых разнообразных фактур, форм предметов, рельефа, температур поверхностей может играть значительную роль не только в эмоциональном состоянии человека, но и в ориентировании. Ярким примером тому является школа «Хазелвуд» в г. Глазго, Шотландия. На сенсорных стенах этого учебного заведения тактильными «сообщениями» закодирована информация, необходимая для перемещения в пространстве и определения назначений примыкающих помещений.   

Тактильное восприятие может быть использовано человеком не только для получения необходимой информации, но и для испытания положительных эмоций от прикосновения к материалам приятным на ощупь.

Мультисенсорика в офисе

Офисные работники проводят более 40 часов еженедельно в закрытых офисных помещениях. Минималистичный дизайн и отсутствие расслабляющих факторов, влияющих на органы чувств человека, отрицательно сказываются на самочувствии сотрудников фирм. Руководство, заинтересованное в улучшении психоэмоционального состояния своих работников, создает комфортный мультисенсорный дизайн офисов. Например, офис компании Google в Израиле, где каждый этаж тематический и отображает разнообразие культурных этносов и природных богатств страны. Более 50% всей площади 8-этажного офиса выполнено в интерьерах, повторяющих природу Израиля. Ресепшен, декорирован волнистыми перетекающими поверхностями из дерева, напоминающими морское побережье. Коридоры оформлены в виде пустынных пейзажей и узких мощёных улочек. Мебель и пол одной из комнат покрыты импровизированными водорослями, что создаёт ощущение погружения под воду. В комнате для встреч апельсиновые деревья и городской восточный дизайн помогают почувствовать себя не на рабочем месте, а в расслабляющей обстановке уличного кафе.

Воздействуя на эмоциональное состояние своих работников, Google создал уютную, побуждающую к творчеству рабочую атмосферу.

Одним из средств мультисенсорного дизайна является интеграция природной среды в дизайн интерьера, которая делает условия работы более приятными, и снижает уровень стресса на рабочем месте. Присутствие элементов природы, улучшает настроение и повышает эффективность работы.

Помните, что правильный дизайн интерьера должен быть непросто красивым, но и функциональным, стимулируя работоспособность всех сотрудников. В помещении должна царить соответствующая атмосфера, обеспечивающая комфортный микроклимат как для коллектива, так и для посетителей.