Сегодняшний кризис — окно уникальных возможностей для украинского туризма

30.11.2020   |  Блоги

Марина Лео

партнер DEOL Partners, CEO 11 Mirrors Design, сети Senator Hotels and Apartments и гостиничного хаба Globe Runner

Снижение налогов: почему мы этим занялись

4 ноября 2020 г. произошло событие, которого так долго ждала вся сфера гостеприимства. Депутаты приняли Закон о снижении ставки НДС до 7% (с 20%) для средств временного размещения — гостиниц и подобных заведений — причем на постоянной основе.

Мы были инициаторами этой идеи и вместе с Комитетом туризма и отельного бизнеса Американской торговой палаты, а также энтузиастами рынка доказывали, что нам нужно быть конкурентными по примеру коллег из европейских и других стран мира.

Люди в Украине всегда надеются на кого-то, но только не на себя. Мы же давно осознали, что рассчитывать нужно только на собственные силы и при этом использовать имеющиеся механизмы. 

Когда начались протесты на Майдане, за которыми последовал конфликт в восточных регионах, мы и многие другие отельеры отметили существенный отток туристов — прежде всего, российских. А они составляли значительную долю гостей украинских отелей.

Нужно было активно искать замену российскому рынку. Самым очевидным решением оказался принцип визовой либерализации. Мы видели, что есть ряд стран, которые генерируют основной турпоток в мире в отношении количества путешествующих и денежных поступлений — например, Китай. И мы неоднократно указывали на открытие границ с Китаем, Индией и арабскими странами. Ведь азиатский регион очень перспективный.

Список стран, которым предоставлен безвизовый режим в Украину, уже достаточно внушителен, а недавно к нему добавились 7 государств, включая Китай, Бахрейн, Кувейт, Оман и Саудовскую Аравию. И это еще одна победа за этот период, за которой стоит совместная работа многих людей. Серьезную помощь и поддержку оказывали Американская торговая палата (где я возглавляю Комитет туризма и отельного бизнеса), Европейская Бизнес Ассоциация и недавно созданная Ассоциация гостиниц и курортов Украины. Благодаря их сильной позиции, ресурсу, лоббистским усилиям и возможности быть услышанными, мы добились таких результатов.

Почему мы вообще занимаемся вопросами НДС, визовой либерализации, туристическом сбором и т.д.? Если мы хотим сделать нашу отрасль прибыльной и расширить рынки, то не можем идти против ограничений, созданных на законодательном уровне. Решить коммерчески их невозможно. К примеру, как бы мы ни старались привлечь туристов из Китая, но им проще поехать в страну, где нет визового режима. То же самое происходит с инвесторами — они будут сравнивать нас с другими странами и выбирать локации, которые с точки зрения налогового законодательства выглядят более привлекательно для вложения инвестиций. Мы должны создать комфортные условия для своей работы и построения деловых отношений с международными партнерами.

Как показывает жизнь, всегда возникали и будут возникать те или иные экономические, политические и социальные кризисы, которые прямо влияют на нашу отрасль. Но нельзя бездействовать или пребывать в роли пассивного наблюдателя.

UHRA — будущее за профильными ассоциациями

В этом году стала очевидной необходимость появления саморегулируемой профильной организации, которая будет сфокусирована исключительно на деятельности отельного сектора. 2 октября была учреждена Ассоциация гостиниц и курортов Украины (Ukrainian Hotel & Resort Association — UHRA). В нее вошли национальные гостиничные операторы и девелоперы. Компания DEOL Partners была среди основателей UHRA. Мы убеждены, что количество членов Ассоциации будет расти и ее ждет успешное будущее.

Решающим толчком к созданию UHRA послужил вопрос категоризации отелей, который сейчас актуален, как никогда, в связи с принятым законом об игровой деятельности и размещении казино только при гостиницах.

Во многих развитых странах функцию регулирования гостиничного рынка, включая классификацию отелей, на себя берут именно профильные организации. И это позиция нашей Ассоциации. Функции саморегулируемой организации должны быть прописаны в новом проекте Законе о туризме, который уже опубликован для ознакомления и обсуждения.

Да, общественная работа — трудоемкая и затратная по времени. Мы понимаем, что пройдет несколько лет, прежде чем UHRA сможет перенять эти функции у государства. Но если не начать процесс, то никогда ничего и не произойдет.

Результаты, которые мы на сегодняшний день имеем — это труд энтузиастов и усилия отдельных групп. Но сейчас пришло время выходить на новый уровень и заниматься развитием саморегулируемой организации. Поэтому основные игроки на рынке оперативно объединились для того, чтобы не просто быть услышанными в отдельных рабочих комитетах, а слаженно представлять и целенаправленно лоббировать интересы всей индустрии.

Мы рады, что создана Ассоциация въездных туроператоров Украины, которые отстаивают свои права и имеют четкое видение. Они — наши партнеры и друзья, их пример тоже мотивировал нас к действию.

Путь к реализации наших проектов неблизкий, но уже есть единомышленники. Нам важно, чтобы все отели узнали о нашей Ассоциации, поняли, для чего она создана, и присоединились к нам, чтобы развивать рынок вместе.

За нашей целью стоит, без преувеличения, большая миссия. Это желание превратить Украину в привлекательную дестинацию на мировой карте, благодаря нашему гостеприимству, сервису, и, конечно, нашим отелям. Мы хотим, чтобы Украина стала магнитом для туристов и инвесторов.

Ведь, по сути, пандемия просто обнаружила проблемы, которые и раньше тормозили развитие туристического сектора, мешая ему стать прибыльным. А мы хотим, чтобы гостиницы и вся туристическая инфраструктура страны были достойными конкурентами западным образцам.

Время удивительных возможностей

Любопытно то, что на сегодняшний день коронавирус поставил многие страны в равные условия. Все мы переживаем туристический коллапс, невозможность путешествовать и ограниченность в мобильности. После пандемии завоевать туристов сможет тот, кто будет более инновационный, креативный и оригинальный. И у нашего рынка есть невероятный шанс сделать качественный скачок.

Да, мы — молодая во многих отношениях, развивающаяся страна, но это наша сильная сторона. Мы можем действовать по-другому, нестандартно, тогда как другие государства, вероятно, будут идти по накатанному пути и вести себя более осторожно и консервативно.

Это уникальное окно возможностей для Украины, и оно скоро закроется. Поэтому нам надо максимально подготовиться и использовать тот потенциал, который возникнет после открытия границ. Ведь люди по своему духу — путешественники с тысячелетней историей. Мы странствовали и открывали новые земли испокон веков. А сейчас люди очень соскучились по поездкам, их желание путешествовать многократно возросло. И мы должны сделать всё, чтобы они приехали именно в Украину.