Фешн и экотренды. Что будет с сегментом fast-fashion в будущем?

26.07.2019   |  Блоги

Александра Негода

коммерческий директор компании DCH I&RE, управляющей компании сети ТРЦ «Караван»

Задумывались ли вы, сколько «живет» в вашем гардеробе наспех купленная вещь из так популярных нынче магазинов быстрой моды, прежде чем вы ее заботливо оставите в пакетике возле мусорного бака в надежде, что еще кому-то она пригодится?

По подсчетам лаборатории SENSEable City Lab при Массачусетском технологическом институте, киевляне производят наибольшее количество мусора среди европейцев — 600 кг в год на человека, куда входит, в том числе и одежда. И если о проблеме с целлофановыми пакетами мы хотя бы начали задумываться, наблюдая за тем, как в океане гибнут киты от огромного количества пластика в своих желудках, то к вопросу разумного и экологичного потребления нам идти еще очень долго.

Только в Америке ежегодно накапливается 15 миллионов тонн использованной одежды и более 10 миллионов тонн оказывается на свалках. В Украине такой статистики пока нет, но, наблюдая за тем, какими темпами в нашей стране развивается сегмент fast fashion, полагаю, что горы выброшенной одежды, которые требуют переработки, скоро захватят и нашу страну.

Почему экспансия брендов «быстрой моды» происходит так стремительно именно на постсоветском пространстве? Основные причины, на мой взгляд, следующие:

- Низкая покупательская способность, а эти бренды продают товары по очень демократичным ценам.

- Тотальный дефицит времен СССР и нехватка эстетически красивой одежды запустили у поколения X желание иметь всего побольше и часто про запас (обычно у меня это проявляется так: «За такую цену надо брать! А вдруг больше такое продавать не будут/не будет такой модели/не будет такого цвета…» И далее по списку).

- Низкие требования к качеству продукции.

- Снижение оборотов таких операторов на европейском и американском рынках.

Я думаю, что этот тренд на увлечение fast fashion сохранится на нашем рынке еще лет 5-10, пока поколение Y и поколение Z не войдут в расцвет своей полной платежеспособности. И вот именно тогда расстановка сил на рынке одежды будет кардинально меняться. Сейчас уже становится очевидно, что именно эти молодые люди/дети будут задавать тренд на эко-ориентированность общества, снижение потребления и минимализм. Именно они заставят бренды повышать качество продукции, перерабатывать нераспроданные остатки, использовать экологический коттон, стать социально ответственным бизнесом.

Потребитель захочет выделяться из толпы, иметь свой собственный почерк в одежде, захочет покупать мало, но качественно, брендово, стильно. А в свете тренда на минимализм, сокращение потребления ресурсов и желания больше потратить на впечатления, а не на материальные вещи, что сделает потребитель? Правильно. Он будет искать скидки. Он станет brand hunter. Будет искать возможность купить качественную брендовую вещь подешевле.

На западе эра стоков и аутлетов наступила уже давно. У нас она только начинается. Эпоха перемен для рынка торговой недвижимости — это не проклятие. Это испытание на профессионализм и на «чутье» на тренды.