Улучшение строительного инвестиционного климата в Украине: практические шаги

13.06.2017   |  Блоги

Ольга Иванова

Юрист АО ARZINGER, практика недвижимости и строительства

Начало 2017 года в Украине можно охарактеризовать как стремительный процесс движения нашего государства на пути к экономическому росту, привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест. Такая глобально значимая для Украины цель достижима, безусловно, через имплементацию лучших европейских и мировых практик в сфере градостроительства и архитектуры и создание современной законодательной среды по европейским стандартам. Кроме того, притоку инвестиций поспособствует не только повышение позиций Украины в рейтинге Doing business, на чем сейчас так сконцентрированы усилия правительства, а и стабилизация политической ситуации в стране, снижение коррупции, нормализация международной торговли и движения капитала.    

Что сделано

С момента окончания предыдущего года до сегодняшнего дня бизнес получил достаточно ощутимую почву для действенного упрощения и развития деятельности. В частности необходимо отметить ряд таких плодотворных инициатив, как:

- возможность для бизнеса получать лицензии и разрешения на строительство, а также подавать уведомления о начале строительных работ онлайн, что в конечном результате должно сократить сроки процедур через автоматизацию процессов;
- более 60 украинских городов получили контроль над строительной отраслью на местах. Так, территориальные громады отныне вправе регистрировать сообщения декларации на начало выполнения строительных работ и готовность объектов к эксплуатации, проверять объекты строительства, останавливать самовольные строительные работы, штрафовать нарушителей. По замыслу законодателя такая инициатива уменьшит коррупцию на местах, а также окажет содействие самостоятельному привлечению новых инвестиций в строительную отрасль города для развития инфраструктуры;
- закон №5587 отменил необходимость получения исходных данных и технических условий от Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, а также повысил качественную составляющую процесса проектирования, строительства и эксплуатации объектов, ужесточив квалификационные требования к исполнителям соответствующих работ.

Отдельно стоит упомянуть о положительной тенденции относительно аппроксимации украинского законодательства в градостроительной сфере к лучшим европейским практикам и стандартам. Так, например, 03.03.2017 вступило в действие Постановление КМУ от 28.12.2016 № 1065 «Об утверждении требований относительно проведения контроля качества работ по новому строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог общего пользования», которым вводится система независимого контроля качества инженером-консультантом дорожных строительных работ на автомобильных дорогах общего пользования (система FIDIC).  

Перспектива изменений

Важно, что украинский законодатель не ограничивается перечисленными нововведениями и на данный момент ожидается решение не менее актуальных проблем в сфере дальнейшей дерегуляции строительной деятельности:

- введение параметрического метода нормирования в строительстве, который уже сегодня признан мировым сообществом одним из самых прогрессивных и перспективных методов нормирования в строительстве. Такая инициатива предоставит возможность выбора проектных решений, исходя из назначения объекта строительства, а не императивных предписаний нормативов;
- изменение и полное обновление некоторых строительных норм с целью исключения положений, которые уже урегулированы нормативно-правовыми актами;
- введение страхования как международно-признанной формы риск-менеджмента с целью распределения рисков и усиления ответственности субъектов градостроительства (в том числе сертифицированных специалистов) перед третьими лицами, а также анализ возможностей для создания Фонда гарантирования инвестиций. Такие шаги направлены, прежде всего, на защиту прав и интересов инвесторов, повышение качества проектирования и строительства объектов, а также улучшение позиций Украины в рейтинге «Ведение бизнеса» в части Индекса контроля качества строительства;
- введение новой профессии в строительной отрасли «инженер-консультант» и разработка соответствующей квалификационной характеристики, что необходимо для внедрения современных европейских подходов к инжиниринговой деятельности в строительстве и повышению конкурентоспособности украинских специалистов.

Вывод

Несмотря на внешние и внутренние вызовы, в течение последних трех лет Украина продолжает двигаться в направлении глубоких и структурных реформ. Напряженная политическая ситуация, которая охватила восток страны, нанесла серьезный ущерб промышленному потенциалу страны, в связи с чем одним из приоритетных направлений развития экономики является стабилизация промышленного сектора. С этой целью правительством запланировано развитие промышленных кластеров и решение проблем регуляторного характера (подключение электро- и коммунальных сетей, отмена инфраструктурного взноса при строительстве промышленных объектов и др.), акцент будет сделан на развитии экологических и инновационных производств. Таким образом, необходимость реализации прогрессивных и эффективных реформ в градостроительной сфере очевидна, что не представляется возможным без обращения к опыту передовых стран Европы и разработки рамочных законодательных актов для полноценной аппроксимации к законодательству ЕС в сфере строительства, а также дальнейшей работы над подготовкой соответствующей базы вторичного законодательства.