Город. Правила эксплуатации

20.02.2019   |  Блоги

Станислав Демин

архитектор, урбанист, и. о. директора КП «Київміськрозвиток»


Город, в некотором смысле, сложный прибор.

Когда вы покупаете сложный прибор, например, стиральную машинку, в нагрузку получаете правила эксплуатации (инструкцию), где описано что можете делать с ней, а на что не имеете право. Гарантия действует, если вы не нарушаете правила эксплуатации. Если вы их нарушаете, то производитель снимает с себя ответственность. С городом примерно так же. Только инструкции нет, что переводит ответственность «производителя» города в лице муниципалитета в плоскость популизма и мануального управления.

Как любой прибор служит удовлетворению потребностей пользователя, так и город служит горожанам. Но если дать дикарю, например, дрель, и не объяснить, как ей пользоваться, он начнет колоть орехи рукояткой, ругаясь на то, что она мягкая и сверло режет руки, и вообще дрель быстро сломается, как бы не был хорош производитель.

Потому донести правила и принципы городской жизни до горожан, с учетом специфики именно конкретного города, — жизненно-важная задача для городской власти и профессионального сообщества, интегрированного в процесс создания города. Важно, чтоб горожане знали и понимали свои права и обязанности, чувствовали ответственность за свой город, иначе город как социально пространственная система не будет работать так, как нужно, удовлетворяя потребности горожан.

Итак, что же должна включать «инструкция к городу»?

В основе идеологии города лежит культура. Локальные традиции и зарубежное влияние создают систему предпочтений и ожиданий. При этом они проходят через призму возможностей территории, ландшафта, экономики и законодательной базы. В итоге получается продукт, называемый городом. Он далеко не всегда отвечает ожиданиям и предпочтениям всех, потому процесс должен иметь двухсторонний характер: с одной стороны, управление территорией с целью реализации ожиданий, с другой стороны — управление ожиданиями, исходя из возможности территории. Таким образом формируются некий вектор развития города, объединяющий ожидания большинства горожан. Горожане, понимающие, что этот вектор им подходит, включаются в процесс развития города, начиная комплексно реализовывать идеологию. В таком случае город устойчиво развивается.

Если объединяющего большинство вектора нет, преобразования становятся хаотичными, часто противоречивыми и малоэффективными. В такой ситуации город впадает в стагнацию и начинает постепенно разрушаться.

Хорошо продуманная идеология должна определенно давать ответ на вопрос «что такое хорошо, что такое плохо?». В данном случаи для города в лице горожан.

Стратегия формализует идеологию. Она должна описывать общие принципы и подходы, иметь систему индикаторов для оценки эффективности преобразований, хронологию реализации, опирающуюся на реальную оценку ресурсов, территориальную локализацию. В основе территориально-планировочной программы должна лежать социально-экономическая стратегия.

Общая стратегия для упрощения реализации, администрирования и планирования должна делиться на отдельные стратегические направления, преследующие конкретные цели в рамках общей. Например, плотность озеленения, инклюзивное пространство, дружественное к детям пространство, историческая глубина пространства и т.д.

На основании общей стратегии и стратегических направлений должна трансформироваться нормативная база. Стратегические цели должны ложиться в основу стандартов благоустройства и переходить в задания на проектирование городских пространств. Проектировщики и заказчики должны иметь возможность проходить специальное обучение по их внедрению и контролю. 

Задача Города — обеспечить соответствующее финансирование, исходя из заданных стратегией приоритетов, создав соответствующие целевые программы. Бюджет должен заходить четко в соответствии с планом реализации, чтобы избежать «лоскутного одеяла», вопросы решаться комплексно, затрагивая не только благоустройство, но и организацию дорожного движения, инфраструктурные объекты, обслуживание, архитектурное оформление фасадов, дальнейшую эксплуатацию объектов.

Необходимо обеспечить прозрачный механизм участия общественности в процессе преобразования городских пространств. Это может быть, к примеру, меморандум, подписываемый заказчиком и общественными организациями. Таким меморандумом может утверждаться задание на проектирование, соответствие проекта заданию и соответствие реализации проекту. Такая трехэтапная схема согласований выгодна как общественности, так и заказчику проекта, так как обеспечивает для общественности участие на ключевых этапах проекта, а заказчика защищает от нападок в публичной плоскости.

Для развития повышения качества спроса к проектам городского пространства, а также последующей адекватной его эксплуатации, Городу как модератору процесса развития территории необходимо заниматься просветительской и популяризаторской деятельностью. Для этого нужны специальные обучающие площадки, пособия, которые бы разъясняли правила поведения и эксплуатации городского пространства, права и обязанности участников процесса развития и эксплуатации. 

Мощным регуляторным механизмом и основой стратегического целеполагания могут стать права горожан.

Особенность прав горожанина в том, что это те права, которые реализуются посредством Города как особой социально-экономической, так и функционально-территориальной целостности:

Городская среда является источником большинства возможностей для городского населения:

* возможности свободного передвижения и выбора средств и качеств передвижения;

* возможности безопасного и комфортного пребывания в местах общего пользования;

* возможности общения, развлечения, самовыражения, ведения коммерческой и социальной деятельности и т. д.

Недополученные возможности превращаются в нереализованные потребности.

Нереализованные потребности приводят к депривации.

Депривация приводит к психосоматическим заболеваниям.

Когда ответственные стороны забывают, зачем городу нужна улица, дорога, площадь, парк, набережная, объекты и центры социальной активности и коммуникации, они подвергают риску горожан, особенно самые уязвимые группы населения, усугубляя проблему несчастья, болезней и ранней смертности.

Лишение горожан возможностей, свободы, здоровья нарушает Конституцию Украины и Международные Права Человека.

Формирование возможностей

Законный механизм трансформации наших потребностей в возможности реализуются через наши права и свободы, закрепленные в Декларации Прав Человека, Конституции Украины и детализированные в различных законах и подзаконных актах.

Для декларации наших прав и свобод существуют законодательные органы власти, состоящие из народных избранников (президента, верховного совета, местных городских советов)

Для реализации наших прав и свобод, для создания и поддержания условий, в которых возможна реализация наших прав и свобод существует исполнительная власть (Кабинет министров, Государственная администрация и местные советы со своими исполнительными органами)

Для защиты наших пав и свобод существует судовая ветвь власти (все виды судов и прокуратура)

С целью реализации наших прав и свобод, зафиксированных в конституции и законах, мы платим, мы выполняем свои обязанности граждан Украины.

Все вроде просто? Права должны быть четко формализованы, обращены в цели и задачи, лечь в основу упоминаемой выше стратегии. В противном случае, система работает нечетко, преследуя неясные цели, реализуя ситуативные задачи, не складывающиеся в цельную картину города, удобного для жизни. 

Права горожан как некий общепринятый документ смогут консолидировать работу общественных организаций, инициатив, активистов в едином русле, быть опорой для аргументации в сотрудничестве с органами власти.

Как видим, перед любым Городом стоит сложная задача. Консолидация общины, формирование вектора развития. Не менее сложная задача стоит перед гражданами — стать осознанными, ответственными пользователями сложного механизма Города, развивающими, а не разрушающими его.