Роль заказчика в процессе создания проекта

07.12.2020   |  Блоги

Татьяна Чернышенко

директор по развитию Magnate Design Centre

Начало большого проекта, и даже не очень большого — это как свадьба малознакомых людей. Кто из пары более важен? Чье мнение надо считать приоритетным? Кто кому больше нужен? Сначала: радость момента, что нашли друг друга, и тревожная неизбежность быть рядом какое-то время. Потом наступает этап узнавания — кто что любит и кто как привык получать информацию. В это время мини-конфликты неизбежны — никто точно не знает ожиданий второй стороны. Но именно эти мини-конфликты помогают понять, как стоит действовать в дальнейшем, чтобы все были счастливы.

В этих взаимоотношениях, собственно, как и в семейных, важно доверие. И уверенность в том, что вторая сторона действует в твоих интересах, а не только в своих корыстных. И не предаст.

Как этого достичь? Просто! Стоит быть искренне заинтересованным в том, чтобы решить задачу Заказчика, проявлять и показывать, что вы переживаете за результат не меньше, а порой и больше Заказчика. То есть важно не просто выполнять то, что написано в договоре и требовать за это деньги, а выяснять у Заказчика, насколько он удовлетворен каждым промежуточным результатом. И детально расспрашивать о его ожиданиях. Не о процессе. О результате.

При такой стратегии поведения «брак» с Заказчиком прочный и счастливый. А сам Заказчик готов поддерживать и помогать, а не возмущаться и искать виноватых. И рассказывать о вас знакомым. А не жаловаться.

Но Заказчик — всегда Заказчик. И он, к сожалению, не всегда прав. Когда в процессе реализации проекта привносит инновации или идеи. Или меняет бюджет. Как этого избежать? Никак. Но можно научиться минимизировать последствия. Причем, последствия для Заказчика. Главный секрет в том, чтобы выяснить, зачем? С какой целью? Что в результате он хочет получить, изменив любой параметр?

В процессе выяснения может произойти осознание самим Заказчиком, что результат получится не совсем тот, что он ожидал, и он сознательно сам откажется от изменений. Ведь вы, как профессиональный Исполнитель, подскажете ему все возможные последствия и результаты таких изменений. Или вы, как исполнитель, поймете идею замысла Заказчика и тоже ею вдохновитесь. Ведь вы же искренне заинтересованы в том, чтобы Заказчик был удовлетворен результатом проекта? Правда? (Читай пункт первый) И тогда изменения в проект не будут вызывать возмущения, наоборот, вы сами будете их инициировать.

Не бывает проектов без изменений. Но далеко не все их можно считать «ошибками Заказчика». Ведь если вас не поняли, это ведь не значит, что Заказчик не умен? Скорее, вы не смогли донести. Может быть, ваш стиль изложения слишком профессионален и не понятен простым смертным?

Идеальная модель взаимодействия с Заказчиком ничем не отличается от эффективной модели взаимодействия вообще. Главные принципы такого взаимодействия: равенство права мнений, аргументированность, взаимное уважение и полное доверие. Это можно выстроить только на искренности. А доверие вырабатывается хорошей коммуникацией — информированием и об успехах, и о неудачах, о способах решений проблем, важностью мнения второй стороны. В общем, если вы действительно научитесь Уважать и Слушать (это не значит делать все, что он сказал, это значить Услышать), а еще будете гореть искренним желанием Помочь, а не срубить денег, то такие отношения не могут не стать идеальными. Для Заказчика. И для Вас.

Не зря говорят: «Если ищешь партнера, оценивай ум, предприимчивость и искренность. Но если третьего нет, два первых можно не рассматривать»...